То, что будущее обгоняет нас нестерпимо дерзко ощущается практически в каждой сфере потребления. Сегодня диджитал — это базовая опция любого бизнес-процесса, начиная от уюта бабушкиных ковриков в ваших инстаграмах до финансовых гигантов, создающих собственные маркетплейсы. Или ты остаёшься на профитной обочине, или подстраиваешься под цифровизацию головного мозга клиентов. А что такое phygital мы узнали от Антона Толока, управляющего Альфа-Банком в Сочи.
Как малый бизнес в Сочи пережил непростые пандемийные времена? Сегодня вы уже можете это оценить?
Пандемия показала, что малый бизнес оказался наименее защищённым. Люди перешли на онлайн-покупки, а многие предприятия не смогли быстро адаптироваться к смене формата и были вынуждены закрыться. В среднем, по стране идёт уменьшение количества предпринимателей малого и среднего бизнеса. По Сочи сокращение составляет около 15%. Связано это ещё и с тем, что государство активно легализует такую прослойку, как самозанятые. Многие стали закрывать ИП и переходить в этот формат из-за простоты и удобства. Но есть и такие, кто открывает бизнес и пытается занять свою нишу в этом городе.
Какие тренды были особенно выражены в 2021 году: спрос на наличные, увеличение вкладов, инвестиции?
Самый главный тренд — цифровизация. Другой тренд — люди хотят зарабатывать и вкладывать. Уход от депозитов в начале года был связан со ставкой ЦБ в 4,25%, а отсюда и менее интересные предложения банков по накопительным счетам. Мы в Альфа-Банке предлагали альтернативные инвестиционные инструменты накопления и приумножения. Сейчас же люди стали возвращать деньги в банки. У нас, например, есть накопительный счёт, в рамках которого, человек получает 8,5% годовых с ежемесячной выплатой процентов. В целом, количество денег на счетах увеличилось. По Сочи это более двух миллиардов рублей. Также в Альфа-Банке широкая продуктовая линейка по инвестиционным продуктам. Если брать Альфа-Банк в Сочи, то более двух тысяч клиентов за год решили открыть инвестиционные счета с самостоятельным управлением. Мы видим, что в качестве нового тренда начинает приходить новая финансовая культура.
Антона Толока, управляющий Альфа-Банком в Сочи
Сочи — единственный город России, испытывающий на себе рекордный и непрекращающийся приток новых резидентов начиная с весны 2020 года. Как это отражается на работе Альфа-Банка?
За 2020 год у нас увеличение клиентского потока на 20% в Сочи. Это и стало одной из предпосылок для открытия третьего отделения — это phygital-офис на улице Северная в торговом центре «Sun City».
Phygital-офис — блестящее решение в новых реалиях! Насколько он оказался востребован?
Есть представление, что такое банк и как он выглядит. Это столики, стационарные места и электронная очередь. Мы сравниваем их с различными муниципальными организациями, где очереди и всё остальное. Новый формат phygital-отделения — это сочетание цифрового и физического присутствия. большое светлое пространство уютные кресла за круглыми столиками. Система биометрии распознаёт вас на входе и в приложении уже высвечивается фамилия сотрудника, который к вам подойдёт. В новом формате отделения человек располагается в удобном для него месте, где теперь не вы, а сотрудник идёт к вам. Появились сторонники и любители такого формата. Можно прийти, взять кофе, посидеть в уютной обстановке с приятной музыкой, при которой, как показали исследования, люди стали тише разговаривать, более спокойно.
Если сравнивать работу рhygital-офисов в Москве, Владивостоке или Сочи — в чём принципиальные отличия, особенности?
Принципиального отличия нет. В любом таком офисе вы получите единый сервис и формат обслуживания. В этом году мы запустили и переделали более 100 отделений по стране и Сочи стал одним из первых городов, где появилось отделение нового формата. До 2023 года все отделения по стране будут переведены в этот формат.
Расскажите о системе управления «Альфа ДНК»?
«Альфа ДНК» — то, что отличает сотрудников Альфа-Банка от сотрудников других банков. Наш ключевой акцент — умные и свободные. Каждый сотрудник может влиять на различные процессы и продукты. То есть, не кто-то сидит в центральном офисе и решает, как это будет. В первую очередь мы отталкиваемся от мнения профессионалов, которые работают на местах, непосредственно с людьми и являются генераторами изменений в банке. Наше отличие от других банков в том, что мы очень гибки и можем быстро принимать решения без ограничений.
С недавних пор у вас действует отделение и на Красной Поляне. Насколько востребована эта точка?
Этот офис мы открыли для нашего партнёра курорта «Роза Хутор». Они стали нашими зарплатными клиентами, где работает большое количество людей, которым ездить в Сочи, особенно в летний период с пробками, не очень удобно. Специально для них мы открыли отделение, которое на 80% рассчитано на обслуживание работников курорта. И, конечно, для жителей и гостей Красной Поляны и горных курортов. Иногда, катаясь на склонах, люди теряют карты, и возникает сложность ехать в центр Сочи за новой, поэтому отделение востребовано и пользуется популярностью.
Альфа-Банк активно поддерживает сферу туризма. Как в этом плане выделяется на общероссийском фоне Сочи?
Банк участвует в поддержке строительства гостиниц и санаториев в рамках программы Ростуризма, запущенной государством. Мы можем предложить клиентам льготный кредит со ставкой от 3 до 5%, направленный на модернизацию или реконструкцию объектов. В Сочи преобладает санаторно-курортная отрасль и любой желающий может обратиться в банк за кредитом по этой программе.
В декабре у вас открывается коворкинг в Красной Поляне. Расскажите об этом формате, что это будет и для кого?
Пандемия внесла изменения в понимание людей, о том, что такое работа. Многие оказались на удалёнке. У нас огромный штат сотрудников, которые стали работать из дома. Альфа-Банк является сторонником ESG-стандарта, в которых принципы компании основаны на единых экологических, социальных и корпоративных стандартах, поддающихся оценке. В первую очередь здесь экология. Следующая — социальная ответственность. Мы понимаем, когда люди находятся дома, их мировоззрение, в какой-то степени меняется. Если раньше ты приходил в офис, общался с коллегами, а сейчас ты общаешься удаленно. В коворкинге человек может спокойно провести свой восьмичасовой рабочий день, после чего может покататься на лыжах или сноуборде. В таком формате у нас был ещё открыт летний коворкинг и пользовался огромной популярностью. О жителях Сочи думают же так: поработал днём, вечером искупался в море. А на самом деле, если два раза в год ты сходил на море — ты отлично покупался. Летний коворкинг был очень востребован сотрудниками. Чтобы попасть, нужно было записываться заранее и была очередь. Мы не могли вместить всех желающих. Сейчас мы расширяемся и организовываем новый формат. Зимний коворкинг, куда человек может записаться и работать из Красной Поляны. Альфа-Банк по социальной ответственности входит в топ-5 компаний, как лучший работодатель по версии HeadHunter. Людям это нравится. Cвобода. Ты не привязан к офису, ты можешь работать из любой точки мира. А пока границы закрыты, Сочи стал популярным направлением.
Какие цели ставите перед собой на 2022 год?
Основные цели — рост бизнеса и перевести все отделения в новый формат, и главное — у нас в конце 2021 года заканчивается прошлая стратегия, и мы уже приняли новую на следующие три года. Это новый вектор, куда будет развиваться банк. И одна из важных задач этой стратегии — удвоение количества клиентов банка. Нам удалось это сделать за три прошлых года, и хотим это сделать за три следующих года. Это позволит Альфа-банку выйти на третью позицию после крупных госбанков.