«Они существуют»

`

Текст: Диана Кинтерая

 

Принято считать, что Сочи из-за его расслабленного образа и географической крошечности далек от каких-либо богатых и гармоничных связей с искусством, особенно современным искусством. Но, но, но! Те, кто так считают, просто смотрят по верхам. В наших прошлых выпусках уже появлялись некоторые героини этой статьи, более того их работы украшали даже обложки! Но и сегодня нам есть чем вас удивить и себя порадовать.

Сперва короткая предыстория. Готовя эту статью, я придумала себе концепцию, что все художники, с которыми познакомлюсь в процессе, счастливым образом «нашли» и «оставят» себя в таком маленьком, домашнем, но глубоком и почти «резиновом» Сочи. И вы знаете, оно-то почти так и оказалось. Искренне творящие художницы (по счастливой случайности у нас семь девушек) открыли себя: кто-то преобразился благодаря Сочи, кто-то не поддался южному менталитету, при этом каждая щедро и бескорыстно привнесла в нашу жизнь что-то неопробованное, вкусное, а порой и будоражащее. Они стараются созидать здесь, у нас, даря возможность расширить свой кругозор и «снять перчатки» для полноты ощущений жизни. Но, как всегда, встревает это «но». Сегодня многие творческие единицы, а то и пары уезжают жить за границу, распространяя свой талант уже не на нас. Но! Сейчас будет позитивное «но». Возможно, обстановка улучшится, а за ней и развитие, поддержка современных художников в Сочи станет активней. Вот тогда всё встанет на свои места. Что, считаю я, будет большой удачей.

Итак, знакомьтесь.

Хадия Улумбекова

(статья готовилась до 21 сентября, в настоящее время Хадия не находится в России)

Цифровая иллюстрация — звучит современно. Но, спросите вы, можно ли отнести цифрового иллюстратора к художникам в широком смысле этого слова?! Нужно (но не всех), отвечу вам я. То, что создаёт Хадия, — это современное искусство. Иллюстрация, как и любое проявление современного искусства, взывает к нашим эмоциям, к ощущениям. Это способ воплощения в жизнь множества как формальных, так и концептуальных идей. Работа над поставленной задачей, в ходе которой Хадия получает особое удовольствие, находясь в процессе, сравнивая его с решением математических задач.

Хадия достигла немалого в своём творчестве. Вместе с напарником в 2006 г. открыла успешно действующее бюро. Создавала иллюстрации для таких брендов, как Coca-Cola, Chanel, Mini Cooper, «Яндекс», Cinzano и др. «Но часто больше удовлетворения получаешь от работы с маленькой кофейней, чем с крупным брендом», — подмечает она.

А вот переходя не очень плавно, но конкретно к теме Сочи в жизни Хадии, обнаружим, что именно здесь она с особой твёрдостью и вдохновением стала рисовать руками, то есть кистью и акриловыми красками по холсту. Уже несколько лет Сочи плотно держит в своих жарких и обволакивающих объятиях художницу. Этот город был рад предложить ей спокойный темп, борьбу с тревожностью и гонкой за «успешным успехом», позволив ощутить истинные желания и дать волю внутреннему творцу.

А мечтает милая Хадия о собственной маленькой студии где-нибудь в Португалии. И горячо желает для Сочи больше творческого развития, поддержки в создании объединений и выставок со стороны как сильных мира сего, так и обычных людей.

Ирина Якобсон

«Рисунок — это про себя и себя, а коллаж — это про себя и окружающих», — легко препарировала Ирина свои художественные направления. Начнём с рисунка, для которого путём проб (но не скажем, что ошибок) художница выбрала холстом дерево. Дальше не проще, но интересней. Жанр, в котором работает Ира, она решила назвать «биоморфная фантастика», хотя определения она согласна оставить стороне наблюдателей. Ведь Ира — просто художник, не желающий загонять себя в какие-то рамки, и это достойная позиция. Всегда интересно исследовать, что или кто повлиял на необычный выбор стиля работы художника. Так, Ирины восхищения подарены, в частности, Билибину, Эшеру и нашему современнику Гигеру.

Что касается коллажного проявления творческого «я» Иры — это своего рода альтернативный способ исследования и трансляции переживаний повседневной жизни в искусство. Помимо получения эстетического удовольствия смотрящий её коллажи должен проявить особое любопытство, чтобы добраться до сути изображения.

Перейдём к насущному. Рада была услышать, что у Иры нет желания покинуть родной Сочи, ей приятно и комфортно развиваться в нём. Художница достаточно аккуратна как в практической жизни, так и в мечтах, хоть и имеет натуру фантазёра, что явно отражается в творчестве. Как осторожный наблюдатель за развитием искусства в Сочи, она мягко плывёт по течению, не отказывая новым знакомствам и шансу распространять своё добро в массы, обрастая единомышленниками, в том числе соседями по этой статье.

Мария Давлет

Такое малознакомое обывателям направление в искусстве, как ташизм, нашло отклик в творчестве Марии. В экспериментах с абстракцией ещё десять лет назад у Маши не было сформулированной мысли и композиции для работ. Но пару лет назад она определила верное для себя направление. Её картины имеют яркие цветовые, ритмически повторяющиеся элементы, чаще запутанные линии. В них заметно отсутствие продуманности действий художника, его спонтанность. Маша совмещает искусство и философию, осознав проблему, начинает её «раскатывать». Ей интересно не просто иллюстрировать свои мысли и переживания через абстракцию, но и влиять на чувственное восприятие зрителя, побуждать его к размышлению, сопереживанию. Своеобразная психическая импровизация действует как лекарство на художника. Сегодня Маша работает над совместным проектом с музыкантом, пробуя нарисовать музыку флейты. Но помимо абстракций Маша любит и предметную живопись — писать с натуры, в чём ей помогают годы обучения академическому рисунку.

Маша — рождённая в Сочи, сегодня это определение уже звучит более широко, чем просто «местная». Она успела прожить больше года в Чили, а ещё в Москве, Краснодаре и Петербурге. Но, как указывает сама художница, каким-то образом она всегда возвращалась домой. В итоге из всех мест жизни в России Мария выбирает Сочи. И мечтает в том числе о развитии культурного потенциала города, о возможности молодым художникам выставляться и делиться своим творчеством со всеми желающими.

Анастасия Дружинина

Воспитательница в детском саду не жалела восторженных эпитетов в отношении творческих проявлений детей. Именно это, по ощущениям Насти, повлияло на её уверенный выбор творческого пути в дальнейшем. Иллюстрации, а также работа художником по вышивке на золотошвейной фабрике были главным источником дохода для художницы. Приехав в Сочи более 5 лет назад с багажом уверенного мастера, она обнаружила пустоту на рынке арт-открыток, которую посильным и обаятельным образом стала заполнять. Мои благодарности. Но на этом не заканчиваем, а двигаемся вглубь.

Дадаизм, футуризм и абстракционизм — не просто набор «измов», это важные периоды в истории искусства, повлиявшие на широту взглядов Насти. Сегодня она уверенно зашла на территорию яркой, сочной, смелой абстракции. Начинала с набросков в скетчбуке, дойдя до полноценных картин. В абстракцию её неумолимо тянут возможность выражения эмоций без проработки конкретных силуэтов, беспредметность, демонстрация неописуемых чувств и переживаний, работа акварелью без эскиза, пастель, экспрессия в чистом виде. А ещё Анастасия трепетно хранит в себе любовь к линогравюре и графическим работам, к которым обязательно когда-то вернётся.

А вот мечтает романтичная натура Настя об уютной жизни в доме, окружённом зеленью, и карьере художницы без необходимости работы на заказ.

Наталья Макарихина

Задумывались ли вы когда-нибудь, какую из сфер своей жизни гарантированно можете контролировать?! Непростой вопрос, правда? Так вот, Наталья ответила для себя определённо, что это сфера её личного творчества. И это понимание, а главное — процесс создания каждой работы — успокаивает. Наталья достаточно конкретный, прямой и лаконичный человек, что гармонирует с выбранным стилем её работ и способом их создания. Точный и несгибаемый карандаш, маркер или даже «цифра» — вот главные проводники художницы в мир искусства. Не лишённые доли романтичности и самобытности графические работы и анимационные картины цепляют с первого взгляда, часто делают нам комплимент, даря возможность узнавать образы на них. Это я про то, что Наташа любит создавать серии, будь то портреты легко узнаваемых людей, переосмысления знаменитых картин или даже серия работ, посвящённых Сочи.

Художница отмечает, что город богат на талантливых и неординарных людей, которым нужно немного помочь открыться миру. Небольшим, но очень искренним желанием художницы, касающимся, к слову, всех нас, является появление в городе площадок для творческих встреч с единомышленниками, мастерских. Ну что ж, загадаем желание коллективно и оно обязательно сбудется, будем верить.

Нина Пройдан

Эстетика взаимоотношений, эротический сюрреализм. Как звучит-то привлекательно, а?! Не зря картины Нины превосходят эти определения. Коренная сочинка Нина росла в строгой патриархальной семье, где даже мысли о познании себя и своей сексуальности строго пресекались со стороны родителей. Спустя долгие годы знакомства с собой Нина нащупала свой вектор в изобразительном искусстве. Она дала выход чувствам и боли, стала говорить о том, что её истинно волнует. Говорить девушкам, что секс — это нормально, что любить себя и принимать своё тело и свои желания — это тоже нормально. А говорит художник лучше всего через свои работы. Стиль, в котором работает Нина, — это про эротику. В каждой картине есть своя идея и глубина, есть разные чувства, центральное из которых — любовь. Главной музой и моделью художницы является она сама, что созвучно идеям, транслируемым ею.

Нина мечтает открыть в Сочи галерею эротического искусства 18+. Показать, что искусство со смыслом может быть и таким. «Даже если я уеду из родного города, галерею открою именно в Сочи», — подчёркивает художница. Хороший настрой, мне нравится.

Оксана Тарасова

«Мне кажется, что в последнее время мои работы или про поцелуи, или про смерть. Действительно, что ещё делать? Или умирать, или целоваться». Вот так центральной линией в картинах Оксаны проходит история смерти. Но не хмурим брови, тут же всё про добро и любовь. Оксана через свои работы учит тому, что к смерти можно относиться спокойно, с уважением. А в поздние работы стремительным потоком вливаются истории отношений между мужчиной и женщиной, куда же без них. Художница не любит вешать ярлыки на своё направление и технику исполнения, но всё-таки слово «примитивизм» прозвучало из её уст, и это прекрасно. Изображения на картинах выразительны и лаконичны, цвет и желание передать эмоции на холсте доминируют, в то время как реалистичность рисунка становится уже не обязательной.

Становление в качестве художника у Оксаны началось в детстве, в адлерской художественной школе. Она может похвастаться большим опытом в иллюстрациях, среди которых работы для книг об «Айболите». Много лет Оксана прожила в Москве, но, вернувшись в родной Сочи, пока не нацелена его покидать. Она очень хочет, чтобы в Сочи стало больше перспектив для развития и проявления молодых художников, чтобы искусство стало принимать и понимать больше людей. В этом деле Оксана готова лично активно активничать, что, собственно, и делает. Спасибо ей.

Объединяет всех этих художниц неравнодушное отношение к месту, где они живут, друг к другу, к будущим поколениям, как бы банально это ни звучало. Они не про потребление, а про отдачу самого сокровенного, что имеют, — частицы души в виде своего творчества. Сочи, только развивающий свою стезю в мире современного искусства, особенно должен оберегать такие единицы, пары, тройки, семёрки…