Одонимия Сочи: История названий городских улиц

Улица Приморская (набережная часть)

Со строительством портовых сооружений в устье реки Сочи ситуация с набережной вдоль линии прибоя ухудшается. Порт препятствует естественному перемещению гальки в южном направлении, отчего пляжная полоса резко сокращается. Но с 1949 года под эгидой Черноморской лаборатории морских берегозащитных сооружений начинаются отсыпные работы и возведение первых искусственных пляжей. В начале 1950-х здесь строится волноотбойная стена и возводится пешеходная аллея, сначала от библиотеки имени Пушкина до Летнего театра, затем до южного мола морпорта.

Улица Приморская (набережная часть)

Со строительством портовых сооружений в устье реки Сочи ситуация с набережной вдоль линии прибоя ухудшается. Порт препятствует естественному перемещению гальки в южном направлении, отчего пляжная полоса резко сокращается. Но с 1949 года под эгидой Черноморской лаборатории морских берегозащитных сооружений начинаются отсыпные работы и возведение первых искусственных пляжей. В начале 1950-х здесь строится волноотбойная стена и возводится пешеходная аллея, сначала от библиотеки имени Пушкина до Летнего театра, затем до южного мола морпорта.

Улица Соколова

Первое название улицы — Михайловская (в честь светлого князя Михаила Николаевича, младшего сына Николая I). После революции название меняется на Музейную (из-за краеведческого музея, находившегося неподалёку). 29 марта 1964 года Горисполком переименовал её в честь доктора С. Ю. Соколова, руководившего в Сочи антималярийной станцией.

На месте пересечения с Верхнеприморским бульваром (где сейчас кондитерская «Бисквит») в советские времена был открыт один из магазинов системы «Берёзка». В 1936 году здесь была построена гостиница «Приморская». Из дореволюционных построек на Соколова осталось первое здание Общественного собрания, которое находится на углу с Курортным проспектом (Курортный проспект, 56) и где находился до пожара 2016 года горсовет Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов (ещё ранее переселенческая гостиница). Общественное собрание здесь находилось до 1910 года, пока не переехало в новый дом ближе к морю (смотрите выше).

Морской переулок

Первое название 550-метровой улицы — Александровская. Так её назвали в честь Александра III при формировании городской сетки улиц Верхнего города во второй половине XIX века. После революции она получит название Советской, а с мая 1960-го улица Советская станет Морским переулком. Статусное же название будет присвоено другой улице, где был расположен Горисполком.

До революции здесь находились пансионы и частные имения, большей своей частью снесённые во время гигантских советских строек 1930-х. Дожили лишь немногие здания. В первую очередь до наших дней сохранился дом Прилуковых (Курортный пр., 49) — здесь сразу после революции и национализации была открыта противомалярийная станция (сейчас Центр гигиены и эпидемиологии). В 2011 году у входа поставили памятник Соколову. В 1930-е к исторической части дома присоединили 2-этажную пристройку. Станция затенена гигантскими дубами и ясенями, оставшимися от вековой рощи, когда-то росшей на территории всего Верхнего города. По свидетельству Гордона, у Прилуковых было ещё одно строение, располагавшееся ближе к Московской (современная Орджоникидзе) и использовавшееся как гостевой домик. Сейчас там Площадь Искусств.

22 апреля 1957 года, в честь 87-летия со дня рождения Ленина, на участке между Курортным проспектом и улицей Орджоникидзе открывается памятник вождю со свёрнутой газетой «Правда». Вокруг него разбивается городской парк (ныне Площадь Искусств) с пальмами, розами, самшитом и гималайскими кедрами.

Строится гостиница «Ленинград». Как писали в советском путеводителе 1967 года, «вы наверняка обратили внимание на самое высокое здание города. Это — новая 11-этажная гостиница „Ленинград“. В постсоветское время она будет переименована в «Маринс Парк Отель».

Улица Соколова

Первое название улицы — Михайловская (в честь светлого князя Михаила Николаевича, младшего сына Николая I). После революции название меняется на Музейную (из-за краеведческого музея, находившегося неподалёку). 29 марта 1964 года Горисполком переименовал её в честь доктора С. Ю. Соколова, руководившего в Сочи антималярийной станцией.

На месте пересечения с Верхнеприморским бульваром (где сейчас кондитерская «Бисквит») в советские времена был открыт один из магазинов системы «Берёзка». В 1936 году здесь была построена гостиница «Приморская». Из дореволюционных построек на Соколова осталось первое здание Общественного собрания, которое находится на углу с Курортным проспектом (Курортный проспект, 56) и где находился до пожара 2016 года горсовет Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов (ещё ранее переселенческая гостиница). Общественное собрание здесь находилось до 1910 года, пока не переехало в новый дом ближе к морю (смотрите выше).

Морской переулок

Первое название 550-метровой улицы — Александровская. Так её назвали в честь Александра III при формировании городской сетки улиц Верхнего города во второй половине XIX века. После революции она получит название Советской, а с мая 1960-го улица Советская станет Морским переулком. Статусное же название будет присвоено другой улице, где был расположен Горисполком.

До революции здесь находились пансионы и частные имения, большей своей частью снесённые во время гигантских советских строек 1930-х. Дожили лишь немногие здания. В первую очередь до наших дней сохранился дом Прилуковых (Курортный пр., 49) — здесь сразу после революции и национализации была открыта противомалярийная станция (сейчас Центр гигиены и эпидемиологии). В 2011 году у входа поставили памятник Соколову. В 1930-е к исторической части дома присоединили 2-этажную пристройку. Станция затенена гигантскими дубами и ясенями, оставшимися от вековой рощи, когда-то росшей на территории всего Верхнего города. По свидетельству Гордона, у Прилуковых было ещё одно строение, располагавшееся ближе к Московской (современная Орджоникидзе) и использовавшееся как гостевой домик. Сейчас там Площадь Искусств.

22 апреля 1957 года, в честь 87-летия со дня рождения Ленина, на участке между Курортным проспектом и улицей Орджоникидзе открывается памятник вождю со свёрнутой газетой «Правда». Вокруг него разбивается городской парк (ныне Площадь Искусств) с пальмами, розами, самшитом и гималайскими кедрами.

Строится гостиница «Ленинград». Как писали в советском путеводителе 1967 года, «вы наверняка обратили внимание на самое высокое здание города. Это — новая 11-этажная гостиница „Ленинград“. В постсоветское время она будет переименована в «Маринс Парк Отель».

Улица Театральная

Первое название улицы — Пограничная. Такое название было избрано в связи с тем, что до революции улица была фактически границей посада, за ней начинались Верещагинские дачи с Ермоловским парком, которые де-юре не относились к Сочи. Со строительством Государственного театра (Зимнего театра) улица поменяла своё название.

Здание гостеатра (1938 год, архитектор Чернопятов) — жемчужина сталинского фундаментального конструктивизма. Его окружает 88 колонн коринфского ордера. Портик венчают три фигуры скульптурной мастерской Мухиной. По распространённому слуху фигуры предназначались для здания уполномоченного ЦИК (Художественный музей), но из-за узости фронтона их было решено перенести на портик гостеатра. Театр открылся в мае 1938 года оперой Римского-Корсакова «Царская невеста» (Московский театр им. Станиславского). С тех пор ещё повелось, что главный театр города не имел своей труппы — слишком курортный был Сочи, слишком сезонный, чтобы развивать классический репертуарный театр. В разные годы Зимний театр принимал знаменитых артистов, например, французского мима Марселя Марсо (1965).

Из исторических зданий на Театральной осталось здание Удельного ведомства (Театральная, 6). Оно было построено в 1884 году, ныне признано памятником архитектуры регионального значения. Дом был построен Григорием Успенским, управляющим царским имением в Дагомысе, в стиле русского теремного зодчества. На первом этаже располагался магазин, в котором реализовались излишки продукции (основная её часть шла на стол императорской семье), на втором этаже были комнаты, в которых размещался сам Успенский. После революции дом был национализирован, разделён на квартиры и оброс различными пристройками.

На пересечении с Курортным проспектом (остановка «Театральная») в 1953 году появится скульптурное изображение беседующих в Горках Ленина и Сталина. Кто же знал тогда, что Сталину там стоять предстояло всего несколько лет. И его уберут вместе с названием проспекта. На другой стороне улицы (ближе к центру) в мае 1962 года откроют 2-этажный ресторан «Театральный» (раньше было кафе «Лето») с неоновыми буквами. Он просуществовал до 2010-х, когда его сломали, чтобы построить незаконную новостройку.

Улица Театральная

Первое название улицы — Пограничная. Такое название было избрано в связи с тем, что до революции улица была фактически границей посада, за ней начинались Верещагинские дачи с Ермоловским парком, которые де-юре не относились к Сочи. Со строительством Государственного театра (Зимнего театра) улица поменяла своё название.

Здание гостеатра (1938 год, архитектор Чернопятов) — жемчужина сталинского фундаментального конструктивизма. Его окружает 88 колонн коринфского ордера. Портик венчают три фигуры скульптурной мастерской Мухиной. По распространённому слуху фигуры предназначались для здания уполномоченного ЦИК (Художественный музей), но из-за узости фронтона их было решено перенести на портик гостеатра. Театр открылся в мае 1938 года оперой Римского-Корсакова «Царская невеста» (Московский театр им. Станиславского). С тех пор ещё повелось, что главный театр города не имел своей труппы — слишком курортный был Сочи, слишком сезонный, чтобы развивать классический репертуарный театр. В разные годы Зимний театр принимал знаменитых артистов, например, французского мима Марселя Марсо (1965).

Из исторических зданий на Театральной осталось здание Удельного ведомства (Театральная, 6). Оно было построено в 1884 году, ныне признано памятником архитектуры регионального значения. Дом был построен Григорием Успенским, управляющим царским имением в Дагомысе, в стиле русского теремного зодчества. На первом этаже располагался магазин, в котором реализовались излишки продукции (основная её часть шла на стол императорской семье), на втором этаже были комнаты, в которых размещался сам Успенский. После революции дом был национализирован, разделён на квартиры и оброс различными пристройками.

На пересечении с Курортным проспектом (остановка «Театральная») в 1953 году появится скульптурное изображение беседующих в Горках Ленина и Сталина. Кто же знал тогда, что Сталину там стоять предстояло всего несколько лет. И его уберут вместе с названием проспекта. На другой стороне улицы (ближе к центру) в мае 1962 года откроют 2-этажный ресторан «Театральный» (раньше было кафе «Лето») с неоновыми буквами. Он просуществовал до 2010-х, когда его сломали, чтобы построить незаконную новостройку.

Театральная площадь

Площадь возникла вместе со строительством Гостеатра. Одно время здесь хотели поставить фонтан «Царевна-Лебедь» (1955 год), который в итоге занял своё место в парке «Дендрарий». В советские времена отсюда взлетали вертолёты по направлению в Красную Поляну. Отсюда же привычно стартовала первомайская колонна, а 9 мая 1945 года здесь состоялся митинг, посвящённый окончанию Великой Отечественной войны.

С начала 1990-х в июне стал проводиться кинофестиваль «Кинотавр», во время которого полностью преобразуется Театральная площадь: на ней монтируются экран, сиденья и красная ковровая дорожка.

Театральная площадь

Площадь возникла вместе со строительством Гостеатра. Одно время здесь хотели поставить фонтан «Царевна-Лебедь» (1955 год), который в итоге занял своё место в парке «Дендрарий». В советские времена отсюда взлетали вертолёты по направлению в Красную Поляну. Отсюда же привычно стартовала первомайская колонна, а 9 мая 1945 года здесь состоялся митинг, посвящённый окончанию Великой Отечественной войны.

С начала 1990-х в июне стал проводиться кинофестиваль «Кинотавр», во время которого полностью преобразуется Театральная площадь: на ней монтируются экран, сиденья и красная ковровая дорожка.

Первомайский спуск

До революции именовался Мамонтовским спуском и был одной из главных улиц, соединяющих ремесленную часть посада и Верхний город. Здесь было несколько гостиниц, магазинов, а в 1913 году поставлен первый электрический фонарь. В 1872 году в Сочи появляется первый серьёзный землевладелец — Николай Николаевич Мамонтов, представитель известной купеческой династии, двоюродный брат Саввы Ивановича Мамонтова. В роду Мамонтовых большой популярностью пользовалось имя Вера. Так звали мать, сестру и племянницу Николая, а ещё одна Вера — дочь Саввы — та самая знаменитая серовская «Девушка с персиками». Именем «Вера» Мамонтов нарекает деревянный особняк, который купец заказывает из Ростова-на-Дону. Деревянный особняк не дожил до наших дней. Зато, хоть и частично, дожил до наших дней парк вокруг особняка. В частности, сосновый бор, расположенный ныне за зданием Зала органной и камерной музыки, и центральная аллея, которая соединяет бывший новый каменный особняк «Вера» и Курортный проспект. Парк был разбит агрономом Рейнгольдом Гарбе.

Имение со временем отошло брату Николая Мамонтова — Александру, жена которого Татьяна Алексеевна, сестра другого известного сочинского землевладельца Василия Хлудова, основателя парка «Ривьера», продаст большую часть земель брату. Останется только обветшавший дом, отписанный дочери Александра и Татьяны Мамонтовых — Вере, а после её отъезда за границу, её сестре — Марине. Марина выйдет замуж за городского главу Сочи и успешного коммерсанта Николая Костарёва, которому принадлежало сверхдоходное производство чернослива на территории современного микрорайона Ареда. В 1910 году Костарёв строит на месте деревянного особняка каменный дом из песчаника по проекту итальянского архитектора. Название новый дом получил практически старое — вилла «Вера». Особняк был выполнен в характерном для эпохи эклектичном стиле, он имел асимметричное решение, а фасад представлял собой двухуровневую галерею.

Во время революции здание стало местом подписания акта о капитуляции деникинской армии, что случилось 2 мая 1920 года. Впоследствии здесь разместится горком комсомола, дом отдыха Совнаркома, затем санаторий им. Цюрупы (с 1928 года), затем филиал санатория «Сочи», который в январе 1963 года передаст дом в подарок сочинским пионерам. С тех пор на вилле «Вера» и функционирует Дом пионеров, в наше время поменявший название на Городской центр внешкольной работы (Курортный проспект, 32 Б). На протяжении своей истории вилла «Вера» не раз служила местом съёмок художественных фильмов. Например, здесь снимали «Врагов» (1977 год).

После революции Мамонтовский спуск станет Пролетарским подъёмом, а с переименованием одной из улиц в Первомайскую — в Первомайский подъём: негоже было пролетариев спускать вниз.

Первомайский спуск

До революции именовался Мамонтовским спуском и был одной из главных улиц, соединяющих ремесленную часть посада и Верхний город. Здесь было несколько гостиниц, магазинов, а в 1913 году поставлен первый электрический фонарь. В 1872 году в Сочи появляется первый серьёзный землевладелец — Николай Николаевич Мамонтов, представитель известной купеческой династии, двоюродный брат Саввы Ивановича Мамонтова. В роду Мамонтовых большой популярностью пользовалось имя Вера. Так звали мать, сестру и племянницу Николая, а ещё одна Вера — дочь Саввы — та самая знаменитая серовская «Девушка с персиками». Именем «Вера» Мамонтов нарекает деревянный особняк, который купец заказывает из Ростова-на-Дону. Деревянный особняк не дожил до наших дней. Зато, хоть и частично, дожил до наших дней парк вокруг особняка. В частности, сосновый бор, расположенный ныне за зданием Зала органной и камерной музыки, и центральная аллея, которая соединяет бывший новый каменный особняк «Вера» и Курортный проспект. Парк был разбит агрономом Рейнгольдом Гарбе.

Имение со временем отошло брату Николая Мамонтова — Александру, жена которого Татьяна Алексеевна, сестра другого известного сочинского землевладельца Василия Хлудова, основателя парка «Ривьера», продаст большую часть земель брату. Останется только обветшавший дом, отписанный дочери Александра и Татьяны Мамонтовых — Вере, а после её отъезда за границу, её сестре — Марине. Марина выйдет замуж за городского главу Сочи и успешного коммерсанта Николая Костарёва, которому принадлежало сверхдоходное производство чернослива на территории современного микрорайона Ареда. В 1910 году Костарёв строит на месте деревянного особняка каменный дом из песчаника по проекту итальянского архитектора. Название новый дом получил практически старое — вилла «Вера». Особняк был выполнен в характерном для эпохи эклектичном стиле, он имел асимметричное решение, а фасад представлял собой двухуровневую галерею.

Во время революции здание стало местом подписания акта о капитуляции деникинской армии, что случилось 2 мая 1920 года. Впоследствии здесь разместится горком комсомола, дом отдыха Совнаркома, затем санаторий им. Цюрупы (с 1928 года), затем филиал санатория «Сочи», который в январе 1963 года передаст дом в подарок сочинским пионерам. С тех пор на вилле «Вера» и функционирует Дом пионеров, в наше время поменявший название на Городской центр внешкольной работы (Курортный проспект, 32 Б). На протяжении своей истории вилла «Вера» не раз служила местом съёмок художественных фильмов. Например, здесь снимали «Врагов» (1977 год).

После революции Мамонтовский спуск станет Пролетарским подъёмом, а с переименованием одной из улиц в Первомайскую — в Первомайский подъём: негоже было пролетариев спускать вниз.

В 1961 году на правой части подъёма был открыт Художественный салон, функционировавший до конца 2010-х. В нём выставлялись на продажу работы местных живописцев, скульпторов и графиков. На его строительство привлекались городские художники в рамках субботников. В феврале 1968 года по соседству откроется легендарный кафетерий «Алёнка», многие десятилетия радовавший горожан кондитерской продукцией, но в 2020 году почивший в бозе вместе со сносом комплекса «Каскад». Сам «Каскад» открылся в 1966-м, здесь были кавказский ресторан, кафе и столовая, а также комбинат питания, обслуживавший ещё несколько городских заведений общепита.

На противоположной стороне с 1940-х работал ресторан «Горка», сгоревший в 1971 году (затем там откроется пивбар, который с развалом СССР будет заброшен). Рядом с подъёмом к ресторану советские ландшафтные озеленители создали цветочные часы, показывавшие год и месяц. В целом Пролетарский подъём в советское время был больше застроен одно- и двухэтажными строениями — его правую часть (как спускаться к городу) украшал ряд магазинов и ателье, снесённых ещё до 1990-х.

Подгорная (Курортный проспект)

От Мамонтовского спуска до улицы Пограничной (ныне Театральной) шла улица Подгорная. В 1930-е она была расширена до 12 метров и стала частью проспекта имени Сталина, переименованного в 1950-е в Курортный проспект (сдан 5 марта 1935 года). Её южной оконечностью станет Верещагинский виадук, возведённый в 1935 году (проект Соколова и Львова).

Дореволюционных построек было немного, остались сведения о 2-этажной гостинице «Марсель» (её здание прожило до 1980-х и служило редакцией газет «Красное знамя» и «Черноморская здравница»), а также о 2-этажном доме учителя пения и музыки Шмелёва. До революции он устраивал в своём доме концерты с участием известных певцов — Собинова, Шевелёва и др.). В 1921 году он открывает здесь первую музыкальную школу. Здание не сохранилось, но на его месте в 1946 году была построена Центральная Музыкальная школа Сочи №1 (Курортный проспект, 32), получившая имя учителя после его смерти.

В 1953 году на месте бывшего пустыря возводится кинотеатр «Сочи» (архитектор Стеньшин). Напротив здания был сквер с цветочным фонтаном, называвшийся сквер Ментона (французского города-побратима Сочи), затем здесь стоял памятник Ленину, а с 1975 года — памятник Николаю Островскому. В скверике около остановки «Стерео» в период интенсивного ландшафтного озеленения 1970-х поставят в качестве скульптурного элемента останки гигантского сталактита из Большой Азишской пещеры в Адыгее.

В январе 1975 года в обновлённом кинотеатре (он получил новое название «Стерео»), где появилось стереооборудование, покажут первый советский 3D-фильм «Парад аттракционов». Стереофильмы вызывали у жителей и гостей города повышенный ажиотаж, и старожилы помнят гигантские очереди на показы фильма. В постсоветские годы кинотеатр закроется, и с 2009 года здесь будет работать Госкорпорация «Олимпстрой». В 2015 году здание вернут на баланс города, и оно станет пристанищем Горсобрания. С Горсобранием же связывают перенос скейт-парка с прилегающей площади. В олимпстроевскую эпоху здание слегка перестроят, застеклив открытый дворик с тыльной стороны, на котором когда-то красовалась надпись кинотеатр «Стерео».

При строительстве гостиницы «Сочи» была снесена старая частная застройка (в частности, дореволюционная нотариальная контора Шелховского), и на месте целого квартала была возведена сначала гостиница «Сочи», затем «Магнолия». В феврале 1972 года здесь поставят скульптуру «Синяя птица» из бронзы и цветной пластмассы — символ счастья.

В 1990-е сквер у гостиницы «Сочи», как и сама гостиница, станет пристанищем турков, которые начнут торговать кожей и мехами с турецких заводов. Весь сквер будет заставлен палатками, которые исчезнут отсюда в 2010-х. На протяжении двух постсоветских десятилетий здесь будет работать множество турецких кафе (на углу Курортного проспекта и Соколова), а легендарное кафе «Театральное» вплоть до своего сноса станет турецкой столовой.

В 1936 году по проекту московского архитектора Жолтовского в неоклассическом стиле возводится Дом Уполномоченного ВЦИК по строительству курорта Сочи — Мацеста. Несмотря на свой исходный статус, в огромном здании предусмотрены выставочные залы, и с 1937 года здесь проводятся выставки живописи, скульптуры, графики, а также выставка проектов строительства курорта Сочи — Мацеста. В марте 1976 года здание окончательно превращается в выставочный зал изобразительного искусства, а в 1988-м становится Художественным музеем. В 1937 году правое и левое крыло здания украсили две фигуры — скульптора и плотника (работы скульпторов Вентцеля, Симона и Шулика), символизирующие главных строителей нового курорта.

Площадь перед музеем была украшена памятником Ленину, в 2000-е годы она получила название Площадь Искусств, чему немало поспособствовало возведение скульптурных работ Акопа Халафяна и Петра Хрисанова.

Подгорная (Курортный проспект)

От Мамонтовского спуска до улицы Пограничной (ныне Театральной) шла улица Подгорная. В 1930-е она была расширена до 12 метров и стала частью проспекта имени Сталина, переименованного в 1950-е в Курортный проспект (сдан 5 марта 1935 года). Её южной оконечностью станет Верещагинский виадук, возведённый в 1935 году (проект Соколова и Львова).

Дореволюционных построек было немного, остались сведения о 2-этажной гостинице «Марсель» (её здание прожило до 1980-х и служило редакцией газет «Красное знамя» и «Черноморская здравница»), а также о 2-этажном доме учителя пения и музыки Шмелёва. До революции он устраивал в своём доме концерты с участием известных певцов — Собинова, Шевелёва и др.). В 1921 году он открывает здесь первую музыкальную школу. Здание не сохранилось, но на его месте в 1946 году была построена Центральная Музыкальная школа Сочи №1 (Курортный проспект, 32), получившая имя учителя после его смерти.

В 1953 году на месте бывшего пустыря возводится кинотеатр «Сочи» (архитектор Стеньшин). Напротив здания был сквер с цветочным фонтаном, называвшийся сквер Ментона (французского города-побратима Сочи), затем здесь стоял памятник Ленину, а с 1975 года — памятник Николаю Островскому. В скверике около остановки «Стерео» в период интенсивного ландшафтного озеленения 1970-х поставят в качестве скульптурного элемента останки гигантского сталактита из Большой Азишской пещеры в Адыгее.

В январе 1975 года в обновлённом кинотеатре (он получил новое название «Стерео»), где появилось стереооборудование, покажут первый советский 3D-фильм «Парад аттракционов». Стереофильмы вызывали у жителей и гостей города повышенный ажиотаж, и старожилы помнят гигантские очереди на показы фильма. В постсоветские годы кинотеатр закроется, и с 2009 года здесь будет работать Госкорпорация «Олимпстрой». В 2015 году здание вернут на баланс города, и оно станет пристанищем Горсобрания. С Горсобранием же связывают перенос скейт-парка с прилегающей площади. В олимпстроевскую эпоху здание слегка перестроят, застеклив открытый дворик с тыльной стороны, на котором когда-то красовалась надпись кинотеатр «Стерео».

При строительстве гостиницы «Сочи» была снесена старая частная застройка (в частности, дореволюционная нотариальная контора Шелховского), и на месте целого квартала была возведена сначала гостиница «Сочи», затем «Магнолия». В феврале 1972 года здесь поставят скульптуру «Синяя птица» из бронзы и цветной пластмассы — символ счастья.

В 1990-е сквер у гостиницы «Сочи», как и сама гостиница, станет пристанищем турков, которые начнут торговать кожей и мехами с турецких заводов. Весь сквер будет заставлен палатками, которые исчезнут отсюда в 2010-х. На протяжении двух постсоветских десятилетий здесь будет работать множество турецких кафе (на углу Курортного проспекта и Соколова), а легендарное кафе «Театральное» вплоть до своего сноса станет турецкой столовой.

В 1936 году по проекту московского архитектора Жолтовского в неоклассическом стиле возводится Дом Уполномоченного ВЦИК по строительству курорта Сочи — Мацеста. Несмотря на свой исходный статус, в огромном здании предусмотрены выставочные залы, и с 1937 года здесь проводятся выставки живописи, скульптуры, графики, а также выставка проектов строительства курорта Сочи — Мацеста. В марте 1976 года здание окончательно превращается в выставочный зал изобразительного искусства, а в 1988-м становится Художественным музеем. В 1937 году правое и левое крыло здания украсили две фигуры — скульптора и плотника (работы скульпторов Вентцеля, Симона и Шулика), символизирующие главных строителей нового курорта.

Площадь перед музеем была украшена памятником Ленину, в 2000-е годы она получила название Площадь Искусств, чему немало поспособствовало возведение скульптурных работ Акопа Халафяна и Петра Хрисанова.