Мы не спешим и никуда не торопимся

Возникает ощущение, что нынешний Сочи — это большой луна-парк и место для вложения капитала в недвижимость. Поэтому культура в городе связана в основном с эстетикой развлечений и проходит по линии «досуга», что, конечно же, необходимо жителям и гостям нашего разрастающегося города. Но есть среди художников и зрителей те, кому интересны другие виды «досуга», а именно contemporary art, то есть современное искусство, совриск, как его ещё называют апологеты.

Термин contemporary art — исторически укоренённый, им обозначается передовое искусство с начала 1960-х годов до настоящего времени. Оно генетически связано с искусством авангарда или модернизма, но представляет собой новый виток изобразительных языков. Оно включает в себя всё больший спектр техник, обусловленный как развитием технологий, так и познанием человеком собственного тела и своего места в мире. Тематический спектр современного искусства безгранично широк, оно реагирует на любые проявления человеческой деятельности.

Сочи никогда не отличался наличием такого количества художественных групп и сообществ, как, например, Москва или Санкт-Петербург. Но, тем не менее, здесь существовали такие художественные и культурные проекты, как «Гильдия красивых», альтернативный культурный проект Praxis, лаборатория 23:59. А возникали они в связи с тем, что в городе отсутствовали (и отсутствуют до сих пор) институции, заточенные на развитие молодого альтернативного искусства.

На фоне всего этого в конце апреля 2020 года в период затянувшегося карантина художники Лилит Матевосян, Андрей Кузнецов, Ольга Егорова и Олег Корчагин решили создать самоорганизацию под названием «Аэрарий». «Мы поняли, что если не начать что-то делать самим, то никто за нас этого не сделает» — заявляют художники.

Аэрарий — сооружение для принятия воздушных ванн, защищённое от попадания прямых солнечных лучей.

Лилит Матевосян

Родилась в 1989 году в Тбилиси. Выпускница Академии документальной и арт-фотографии «Фотографика» (Санкт-Петербург). Студентка КИСИ (Краснодарский Институт Современного Искусства). С 2016 года работает над долгосрочными проектами. Сооснователь фотоателье «Шипр». Принимала участие в групповых и персональных выставках в России, Германии и Грузии. В настоящее время живёт и работает в Сочи.

Lilith_Matevosyan

Лилит Матевосян

Родилась в 1989 году в Тбилиси. Выпускница Академии документальной и арт-фотографии «Фотографика» (Санкт-Петербург). Студентка КИСИ (Краснодарский Институт Современного Искусства). С 2016 года работает над долгосрочными проектами. Сооснователь фотоателье «Шипр». Принимала участие в групповых и персональных выставках в России, Германии и Грузии. В настоящее время живёт и работает в Сочи.

Lilith_Matevosyan

Ольга Егорова

Родилась в 1981 году в Сочи. Окончила Сочинский государственный университет. С 2012 года участница арт-группы Sacrum. С 2013 года соорганизатор российско-немецкого фестиваля искусств «Квадролог»/Quattrologe. Живёт и работает в Сочи. Работы Ольги находятся в частных коллекциях России, Германии, США.

Olga_Egorova

Ольга Егорова

Родилась в 1981 году в Сочи. Окончила Сочинский государственный университет. С 2012 года участница арт-группы Sacrum. С 2013 года соорганизатор российско-немецкого фестиваля искусств «Квадролог»/Quattrologe. Живёт и работает в Сочи. Работы Ольги находятся в частных коллекциях России, Германии, США.

Olga_Egorova

Олег Корчагин

Родился в 1961 году в Кирове. В 1986 году окончил Белорусский государственный театрально-художественный институт (ныне Белорусская академия искусств) в Минске. Один из организаторов группы художников «Гильдия красивых» (1990–1998 гг.) в Сочи. В 1997 году вступил в Союз художников России. Участник многочисленных выставок в России и за рубежом. Работы Олега находятся в частных коллекциях России, Германии, США, в художественных музеях Сочи, Краснодара, Чебоксар, Людвигсхафена-на-Рейне.

Oleg_Korchagin

Олег Корчагин

Родился в 1961 году в Кирове. В 1986 году окончил Белорусский государственный театрально-художественный институт (ныне Белорусская академия искусств) в Минске. Один из организаторов группы художников «Гильдия красивых» (1990–1998 гг.) в Сочи. В 1997 году вступил в Союз художников России. Участник многочисленных выставок в России и за рубежом. Работы Олега находятся в частных коллекциях России, Германии, США, в художественных музеях Сочи, Краснодара, Чебоксар, Людвигсхафена-на-Рейне.

Oleg_Korchagin

Выставка «Апроприация образа»

15 мая 2020

«Апроприация образа» — первая выставка «Аэрария» — открылась 15 мая в мастерской Олега Корчагина в формате онлайн-трансляции. Работы всех авторов были объединены общей техникой — коллажем. Это и послужило ключом к названию выставки, так как коллаж — это всегда апроприация готового образа, его разъятие и трансформация в новую реальность. Новый опыт общения с публикой соответствовал той сложившейся ситуации, когда живое общение и встречи были нежелательны.

Выставка Orangerie

13 июня 2020

Одной из целей самоорганизации было привлечение внимания к молодым сочинским художникам и освоение новых невыставочных пространств для проведения различных мероприятий и выставок. И вот для своей второй выставки Orangerie «Аэрарий» выбрал парник. И как новое экспозиционное пространство, и как пространство, в каком-то смысле олицетворяющее парниковое состояние местной культуры.

Явления, которые присущи миру флоры и фауны, можно транспонировать и на мир человека. В природе существуют как эндемики (растения и животные, обитающие на относительно небольшом ареале), так и космополиты (растения и животные, область обитания которых охватывает огромные территории). Также и в среде людей есть те, кто активно перемещается по всему миру, и те, кто всю жизнь обитает в одной местности. В Сочи есть свой эндемический вид человека — Homo Sochinus. Условия его обитания достаточно комфортны: наличие моря, гор, целебных минеральных вод, чистого воздуха, тёплых температур, т. е. практически тепличные.

 

Выставка снова прошла в онлайн-формате и набрала уже большее количество зрителей. Здесь была интересна работа с самим пространством, когда каждый художник выбрал часть теплицы и внедрил в неё свой проект.

Участники «Аэрария» не теряют контакты и с теми из друзей-художников, кто уехал из Сочи. Так возникла идея создать онлайн-галерею. Первой в ней была представлена Маша Pricklyfruit. Эта художница, находясь в тот момент в Чили, провела персональную выставку в инстаграм-профиле «Аэрария», делясь со зрителями не только своими работами, но и ощущениями, мыслями, переживаниями. По окончании выставки «Аэрарий» организовал онлайн-интервью с Машей. А чуть позже в мастерскую Олега Корчагина на интервью пригласили сочинского поэта и художника Даниила Да, оно также транслировалось в прямом эфире.

Явления, которые присущи миру флоры и фауны, можно транспонировать и на мир человека. В природе существуют как эндемики (растения и животные, обитающие на относительно небольшом ареале), так и космополиты (растения и животные, область обитания которых охватывает огромные территории). Также и в среде людей есть те, кто активно перемещается по всему миру, и те, кто всю жизнь обитает в одной местности. В Сочи есть свой эндемический вид человека — Homo Sochinus. Условия его обитания достаточно комфортны: наличие моря, гор, целебных минеральных вод, чистого воздуха, тёплых температур, т. е. практически тепличные.

 

Выставка снова прошла в онлайн-формате и набрала уже большее количество зрителей. Здесь была интересна работа с самим пространством, когда каждый художник выбрал часть теплицы и внедрил в неё свой проект.

Участники «Аэрария» не теряют контакты и с теми из друзей-художников, кто уехал из Сочи. Так возникла идея создать онлайн-галерею. Первой в ней была представлена Маша Pricklyfruit. Эта художница, находясь в тот момент в Чили, провела персональную выставку в инстаграм-профиле «Аэрария», делясь со зрителями не только своими работами, но и ощущениями, мыслями, переживаниями. По окончании выставки «Аэрарий» организовал онлайн-интервью с Машей. А чуть позже в мастерскую Олега Корчагина на интервью пригласили сочинского поэта и художника Даниила Да, оно также транслировалось в прямом эфире.

Выставка Present Past

4 июля 2020

Постепенно становилось понятно: то, что делает «Аэрарий», необходимо не только самим участникам самоорганизации, но и большому количеству зрителей. С самого начала члены группы были настроены на открытость к предложениям, к привлечению в свои ряды новых участников, на коллаборацию с другими институциями. И вот группа NV/5169 пригласила «Аэрарий» стать частью их музыкального мероприятия, предложив сделать выставку в заброшенном индустриальном пространстве. Знакомство с новой командой привело к тому, что к выставке Present Past, открывшейся 4 июля, присоединились также два музыканта. Сотрудничество оказалось очень успешным.

Название выставки навеяно ощущением времени — настоящего и прошлого. Работы художников, вписанные в постиндустриальное пространство, говорят, с одной стороны, о вневременном, а с другой — об ощущении коллективного бессознательного, зацикленного на прошлом.

Выставка Present Past

4 июля 2020

Постепенно становилось понятно: то, что делает «Аэрарий», необходимо не только самим участникам самоорганизации, но и большому количеству зрителей. С самого начала члены группы были настроены на открытость к предложениям, к привлечению в свои ряды новых участников, на коллаборацию с другими институциями. И вот группа NV/5169 пригласила «Аэрарий» стать частью их музыкального мероприятия, предложив сделать выставку в заброшенном индустриальном пространстве. Знакомство с новой командой привело к тому, что к выставке Present Past, открывшейся 4 июля, присоединились также два музыканта. Сотрудничество оказалось очень успешным.

Название выставки навеяно ощущением времени — настоящего и прошлого. Работы художников, вписанные в постиндустриальное пространство, говорят, с одной стороны, о вневременном, а с другой — об ощущении коллективного бессознательного, зацикленного на прошлом.

Выставка «Мы не спешим и никуда не торопимся»

31 июля 2020

Одно из важных преимуществ группы «Аэрарий» — это знание локальной среды и работа с местным контекстом. Пожалуй, именно поэтому родился лозунг «Мы не спешим и никуда не торопимся», давший название следующей выставке. Она прошла 31 июля на уличной террасе бара Central Park в центре Сочи.

«Мы не спешим и никуда не торопимся» — этот, казалось бы, абсолютно ни к чему не призывающий лозунг всё-таки несёт в себе черты парадоксальности. В наш век постоянной спешки и вечной нехватки времени он может быть воспринят как некий вызов. И в то же время этот лозунг отражает чаяния современных людей и, по сути, может стать для многих из них простой формулой счастливой жизни.

Поскольку режим карантина был на тот момент ослаблен, участники выставки решили провести несколько экскурсий по экспозиции, познакомив публику со своими работами. Художники сами рассказывали о своём творчестве, отвечали на вопросы зрителей.

А в начале сентября «Аэрарий» провёл встречу с художником и документальным фотографом Лилит Матевосян в формате Artist Talk «Работа над фотопроектом: выбор темы и поиски смысла» в рамках проекта «Бродячий лекторий» в Доме архитектора.

Выставка «В будущее возьмут не тех»

31 июля 2020

Следующее предложение о совместной деятельности поступило от музыкального сообщества Homo Musicus. И 12–13 сентября в уже упомянутом заброшенном индустриальном пространстве прошла выставка «В будущее возьмут не тех».

Название выставки отсылает к знаменитой инсталляции Ильи Кабакова «В будущее возьмут не всех» (2001). Каждый хоть немного рефлектирующий художник задумывается о судьбе своих произведений, о своём месте в изобразительном искусстве, возьмут его в воображаемый музей или нет. Ещё Марсель Дюшан поднимал
вопрос о том, кто и как решает, что может считаться искусством, а что не может. Сейчас это определяют серьёзные художественные институции. Конечно, места в «поезде, идущем в будущее», ограничены, всем там не поместиться, что и подразумевает Кабаков. В каком-то смысле мы продолжаем развивать его идею. Чего же мы боимся? Что страшнее — что в будущее возьмут не всех или что в будущее возьмут не тех?

На этот раз «Аэрарий» использовал новую для себя форму в коммуникации с публикой — медиацию. Её провела Лилит Матевосян. Это были не просто три экскурсии по выставке. Ведь роль медиатора заключается не в том, чтобы навязывать собственную оценку произведениям, но активно участвовать в процессе её формирования у зрителей. Кроме того, расширился список участников, и в экспозиции появилась видеоинсталляция на трёх старых телевизорах. И, вообще, выставка получилась достаточно концептуальной. Все работы на этот раз сопровождали авторские экспликации, текст присутствовал и в транспаранте, и в инсталляции, и в лубочных комиксах, и в рисунках на газетах.

Арт-медиация связана с опытом образовательных практик, когда зрителя задействуют не только в формате экскурсий, но и, например, дискуссий. Её цель — сделать контекст выставки более понятным для самой широкой аудитории. Через общение с медиатором запускается процесс, в котором у человека, который раньше не понимал современного искусства и не интересовался им, меняется мышление, отношение к нему. Поэтому задача арт-медиаторов не просто задавать посетителям выставок вопросы, но научить их задавать эти вопросы себе, а не требовать, чтобы кто-то им обязательно ответил, что же имел в виду художник.

Итак, в Сочи появилось новое объединение молодых художников. Результат их деятельности за этот небольшой период впечатляет. Но художники не собираются останавливаться на достигнутом и строят новые планы. О чём они мечтают? О независимом выставочном пространстве, о новых проектах, о сотрудничестве с институциями современного искусства, о том, чтобы нанести город Сочи на карту современного искусства.

 

 

Текст: Лилит Матевосян
Фото: Лилит Матевосян и Андрей Кузнецов