«Люди не сдаются, а сдаются квартиры»


Сочинских групп, которые играют свои треки, а не каверы, можно пересчитать по пальцам. А тех, кто не распадается через полгода — по пальцам одной руки. Среди коллективов-однодневок серьезно выделяется группа «Абры», которая на сцене уже 23 года. Лидер и вокалист Лёник Шпак и гитарист Паша Бабай рассказали нам о городе-курорте, алкоголе как объединяющем факторе и алчных чиновниках, льющих в море бетон. Ведь говорить о музыке — всё равно, что вальсировать об импрессионизме: абсолютно бессмысленно.

Факты о группе «Абры»
  • Изначально группа «Абры» называлась A.B.R. team, что расшифровывалось как Area of Brain Rape или Area of Bad Rappers, по вкусу. Парни занимались уличными танцами, граффити, скейтбордом и хип-хопом. Потом уже появилось «народное» название «Абры», которое удачно прижилось.
  • Группа выпустила четыре альбома: «Гора» (1998), «Рыба» (2001), «Фантасмагория» (2003) и «Километры лет» (2009). В 2021 выходит пятый — «Разобъединяем».
  • «Абры» выступали на многих фестивалях. В 2004 году стали «Лучшей группой фестиваля» и «Открытием года» межрегионального музыкального фестиваля «ProРок» (Горячий ключ). В 2007 году участвовали в фестивале «Крылья» (Ростов-на-Дону). В 2001 году выиграли региональный этап марафона «Sprite — жажда успеха» и выступили в Москве.
  • «Абры» выступали на одной сцене с такими группами как Zdob si Zdub, «Фруктовый кефир», Tequilajazzz, Дельфин, «Смысловые галлюцинации», «Пилот», «Чиж», «Машина времени», «Мультfильмы», «БИ-2», «Маша и медведи».
Когда я готовилась к интервью, просила ребят из сочинской рок-тусовки что-нибудь о вас рассказать. Мне сказали только, что вы старые и крутые.

Лёник Шпак: Ну, звучит неплохо. Хотя, не такие уж мы старые.

Паша Бабай: И не такие уж и крутые (смеются).

 

Тем не менее, в октябре группе исполнилось 23 года. Какие ощущения?

Лёник: Нормально, динозабры как динозабры. Это просто цифры, не более того. Но то, что нам 23 и мы по-прежнему ассоциируемся с Сочи, начинали как сочинская группа, ей и остаёмся — это самое замечательное.

 

Вы играли в разных локациях, это не только рок-бары и фестивальные площадки, но и лес, библиотека, цирки, кинотеатры.

Лёник: Аквапарк, дельфинарий… Да мы это дело любим.

 

 

Это какие-то концептуальные концерты? Как вы, допустим, в цирк попали?

Лёник: В цирке проходил брейкерский фестиваль сколько-то лет назад. Там ещё Дельфин выступал, и нас тоже позвали.

Бабай: На разогреве у Дельфина, между прочим, выступали. Раньше рок-концерты проводились в цирке, потому что других площадок не было. Например, я ходил на концерт «Сектора газа» — тоже туда.

Лёник: Была ранняя весна. «Фестивальный», Летний и Зелёный театры были закрыты.

Бабай: Потому что это летние площадки.

Лёник: Цирк — вообще интересная локация. Она не зазвучит, пока не подключишь акустику на потолке. Мы уболтали звукачей, они это сделали, и всё сработало. А так, сколько туда аппарата не тащи, всё без толку, потому что у цирка сложная акустическая геометрия.

Бабай: Купол резонирует, стенки тонкие, по факту — трэш-шапито. Расскажи лучше, как мы на Дне города выступили.

Лёник: В 2018 году у города был юбилей — 180 лет. И в честь этого проходила вечеринка, о которой наша многоуважаемая администрация промолчала. День основания города исторически празднуется в апреле, когда был заложен форт Александрия. Тогда мы отыграли концерт на территории арт-галереи «Форт» — это место, где город был основан.

Бабай: По своей инициативе и с помощью наших друзей, которые предоставили звук и свет. Мы сами ещё скидывались и платили за привоз аппаратуры. Ну так, по рублю скинулись — фигня. К обеду в галерее «Форт» поняли, что походу мы пацаны серьёзные, и резко из местной телекомпании ребята прибежали. Оператор с огромной камерой снял самые кривые моменты: их и показали в новостях. Ты лучше расскажи, как мы играли на администрации в День города. Это как раз тоже в 2018 было.

Лёник: Они каждый раз меняют дату проведения Дня города, и мы не можем запомнить, когда она по их данным.

Бабай: Дело в том, что оригинальный День города — 21 апреля, именно в этот день он был основан. Администрация же его переносит то на октябрь, то на сентябрь, то на ноябрь.

Лёник: Май был ещё.

Бабай: Май — это глупость.

Лёник: Начало курортного сезона.

Бабай: В 2018 году мы играли на площади.

Лёник: У администрации.

 

То есть, за 2018-й вы два раза выступали на Дне города?

Бабай: Да, один раз мы делали сами, в настоящий день — 21 апреля. Получается, между Гитлером и Лениным, по дням рождения (смеётся). И в ноябре администрация нас попросила выступить бесплатно, даже пирожками не накормили.

Лёник: Там были ещё эти чудо-рэперы, помнишь, читали про картошку фри. Рэперы-заики (смеётся).

Бабай: Было всё ужасно.

Лёник: Но отыграли тогда мы неплохо, презентовали песню «Сочи не склоняется». В ней есть замечательные слова «Ахун — не Пиза, Сочи — не Кубань, Мацеста — не Мона Лиза, барабуля — не тарань, плавки — не шорты, кинза — не Кензо, Лаос — не Лоо, запомните, ребята, нравится — не нравится, Сочи не склоняется».

Бабай: И шар!

Лёник: И поднимается воздушный шар с надписью «не в Сочах, а в Сочи». Он на площади был привязан на тросах, чтобы не улетел, в качестве декорации.

 

 

Бесит ли вас невежество приезжих?

Лёник: Ну не то, чтобы бесит. Просто об этом нужно говорить, чтобы люди знали, как правильно. Я недавно работал в Краснодаре. Общался с одним человеком несколько дней, он казался вполне образованным. А потом он спрашивает «А чо в Сочах за температура?» Я говорю: «Не в Сочах, а в Сочи». Он стал ржать: «Все вы так говорите». Конечно, мы так говорим, ведь так правильно говорить! И наша песня — ответ на вот это всё, на невежество, глупость, тупость.

 

Вы в своих песнях немало внимания уделяете городским проблемам: допустим, есть у вас песня про пробки. Появились ли какие-то новые проблемы за последнее время?

Бабай: Теперь другая проблема — ночные пробки.

Лёник: Враньё администрации жителям, застройка города. Говорили, первую курортную зону не застраиваем — застраивают, не будем строить там-то там-то — строят. Это проблемы не только Сочи, но и всей страны. Осенью сняли весь асфальт на Курортном проспекте и кладут новый. Хороший асфальт сняли и хороший кладут заново. Осваивают баблишко. Люди как люди… квартирный вопрос только испортил их, как Булгаков говорил.

Бабай: Люди не сдаются, а сдаются квартиры.

Лёник: Это тоже цитата из нашей песни.

 

Я слышала о том, что в Сочи стали сдавать балконы для фрилансеров.

Лёник: Я думаю, следующий этап — сдавать подоконники. Ноу-хау такое. Сдаётся подоконник в пятиэтажке с видом на море, засажен цветами (смеётся). Только в Сочи же есть такое понятие, как жилые гаражи.

Бабай: Эллинги.

Лёник: Нигде больше такого нет. Наш барабанщик живёт в восьмиэтажном жилом гараже с видом на кладбище. Такой небоскрёбчик.

 

Чем вы зарабатываете на жизнь?

Лёник: Бабай вот интервью даёт бесконечные.

Бабай: Наоборот, я беру интервью, видеооператором работаю.

Лёник: А я — творчеством занимаюсь, я — художник и леплю из арт-бетона. У нас в команде есть и юристы, и почтальоны, в общем — весь спектр услуг населения.

Бабай: И барабанщик Халилов Шухрат Рустамович, он работает отдыхающим (смееются).

Лёник: Такой разношёрстный коллективчик.

Бабай: Ты лучше расскажи, как наш басист когда-то был зампрокурора.

Лёник: Не, он работает адвокатом.

Бабай: С ним был связан курьёзный случай. Идёт суд, на котором он выступает как адвокат, и ему сторона обвинения говорит: «Да у вас что за адвокат?! Он вообще в рок-группе играет. Что это такое?» Какая-то такая предъява. После этого он нам сказал, не печатайте меня больше на афишах, пофиг, какие картинки там будут, но чтобы моего лица там не было!

Лёник: Это давно было.

 

 

У вас есть песня про Олимпиаду в Сочи.

Лёник: Она была написана ещё до того, как Сочи выиграл тендер. Это были экспрессивные мысли и размышления о судьбе города, отношении людей, которые никак не соприкасались с Сочи ни как с курортом, ни как с просто городом, ни, тем более, с любимым городом. О том, насколько алчны чиновники и жаль терять старый Сочи, который в итоге во многом потеряли. Конечно, многое благодаря Олимпиаде построилось, открылось, стало доступнее.

Бабай: Неважно, как построить, главное — строить, пускай в море льётся бетон. Это всё тоже откаты, серые схемы. Если непонятно, в чём дело — значит, дело в деньгах (смеётся).

Лёник: Мы отдали диски с альбомом «Километры лет» на продажу в музыкальный магазин. Через какое-то время позвонили ребята и, даже не представившись, сказали срочно изъять диски в связи с тем-то с тем-то, прозвучали какие-то пространные фразы. Сказали, что беспокоят из Краснодара, из какого-то отдела, и, чтобы у нас не было проблем, диски надо изъять.

Бабай: Это из «Трека»?

Лёник: Да. Мне сначала об этом сказали в самом магазине, потом лично позвонили. Почувствовал себя Че Геварой на момент, но диски убрал. Был звоночек не по одной группе, и почему-то мы в этот список тоже попали, как раз из-за этой песенки про Олимпиаду.

Лёник: Кстати, я слышал истории, что она у многих ребят в администрации на телефоне стояла. Такая вот ирония судьбы.

 

В песне «Километры лет» есть строчка про бездомного из Абхазии, который, на самом деле, смотритель приюта «Воронцовский». Расскажите об этом периоде вашей жизни.

Лёник: Мы там любим отдыхать, в прошлом году по пещерам лазили. Песня «Километры лет» о периоде, когда мы были тинейджерами и ходили на два-три дня туда, жили на приюте «Воронцовский», от турбазы «Южной». Сейчас всё продаётся, турбазу, которая в Хосте, тоже продали и будут застраивать. Там очень печальная ситуация: весь приют сгорел, спалили его, а во время Абхазо-Грузинского конфликта там жили беженцы из Абхазии. В песне фраза звучит: «Взятый в аренду приют бездомным из Абхазии». Так мы завуалировали важный для нас момент. Это очень личная песня, в ней каждая фраза — вытяжка событий.

 

Вы просто туда тусоваться ходили?

Лёник: Да, занимались туризмом, ходили в лес и пещеры. Нам и сейчас это нравится. Тогда всё только зарождалось. Пели песни под гитару у костра, что-то придумывали, появлялись первые наработки. Тогда мы командой ещё не играли, так, брынчали под гитару. И это переросло в дело всей жизни. Если бы нам не нравилось это, группа бы не просуществовала 23 года. Хотя каждый из нас с музыкой связался гораздо раньше.

Бабай: У нас один гитарист бросил пить, так его выгнали из группы. Вот, что на самом деле объединяет.

 

 

Алкоголь?

Бабай: Возможность возможность выпить в хорошей компании.

Лёник: Юмор — юмором, но у нас всегда в группе на первом месте стояло не умение играть на чём-то, а чтобы человек был хороший.

Бабай: Но минимальные требования есть, как у операционной системы.

Лёник: Минимальные требования есть, но на первом месте всё равно — человек.

 

Как у вас менялся состав?

Лёник: Практически не менялся. Бабай вот сказал, что наш бывший гитарист Матрица созрел для танцев и ушёл в бразильское карнавальное шоу. Мы воспитали танцора. 19 лет он с нами был, а потом решил, что это чуть-чуть не его, хотя мы продолжаем дружить. С нами с тех пор Бабай.

Бабай: Он же сначала пить бросил.

Лёник: Корни растут, конечно, из бутылки. Он пить бросил, а Бабай как раз завязал с танцами и начал пить. И мы подумали: вот он, наш клиент.

Бабай: С танцами я до сих пор не завязал.

Лёник: А так состав не менялся, мы все дружим с детства и общаемся до сих пор.

 

Некоторые группы грешат тем, что настолько сильно напиваются, что не в состоянии выйти на сцену. У вас было такое?

Лёник: Это нормальная рок-н-рольная ситуация. У нас было какое-то выступление, у песни было длинное вступление, а мы до этого уже приняли так нормально. Зазвучала акустическая гитара, соло вступительное, и барабанщик в этом моменте должен был сделать акцент по тарелкам. Слышу — акцента нет, думаю, ну пропустил, мало ли. Время второго акцента. Тоже нет. Я оборачиваюсь и вижу, что наш барабанщик палочки сложил на малом и спит. Вот такой казус был.

 

Разбудили?

Лёник: Конечно. Мы всё-таки громковато играем.