Кто и как живёт на яхте в Сочи?


Пока в Сочи есть только две марины, где можно встать судовладельцам, — это порт «Имеретинский» и Sochi Grand Marina. В яхт-клубе, что построили специально к Олимпиаде-80 для сборных команд Советского Союза по парусному спорту, сейчас невозможно швартоваться, так как там заилился вход, и все парусные яхты, у которых осадка больше двух метров, цепляются на выходе. Два новых порта, появившихся в Сочи спустя почти 40 лет, трудно назвать конкурентами. Цены на стоянку за квадратный метр у них практически одинаковые, разница лишь в том, что «Имеретинский» — порт домашний и тихий, а Grand Marina — в гуще событий и вечно в движении. Юлия Романовская поговорила с парами, которые отказались от квартир и выбрали жизнь на море. В одном случае — на собственной 20-метровой яхте, в другом — на лодках своих работодателей.

Плати (много) и живи на море

Андрей и Вика (имена изменены по просьбе героев) стали жить на яхте чаще, чем в своей квартире, в прошлом году. Летом они проводят в апартаментах всего один день в неделю, всё остальное время — на море. У пары сочинских бизнесменов в распоряжении четыре каюты, большая, красивая спальня, столовая, кухня, духовка, стиральная машина, душ — в общем, всё, чтобы автономно существовать с комфортом даже в открытом море. «Чего у нас нет, — рассказывает Вика, — так это ванны, она идёт в комплекте с более дорогими яхтами. Повышать класс мы не спешим, так как в этом случае нужно будет держать на судне персонал. А у нас есть права капитана, и мы можем сами управлять яхтой. Раз в неделю приходит горничная, если нужно, отвозим «дом» на станцию ТО, где профессионалы решают проблемы. Но это случается нечасто: наша яхта в отличном состоянии».

 

 

То, что иметь яхту — удовольствие дорогое, — знает каждый. При этом специалисты яхтенного рынка утверждают, что самая популярная цена для яхт на данный момент начинается от 500–600 тысяч рублей и доходит до полутора миллионов. Это как ещё одна машина в семье, только стоящая не в гараже, а в марине. Андрей и Вика копили несколько лет и позволили себе 20-метровую моторную лодку представительского класса, это уже уровень трёх- или четырёхкомнатной квартиры, которая без ограничений может заходить во все европейские марины. Долго держать в Сочи яхту пара не планирует, скорее всего, в ближайшее время её перегонят в Стамбул. «Здесь всё очень дорого, — говорит Вика.— Например, во Франции за воду и свет в марине не придёт счёт в 70 000 рублей за месяц. Подобные цифры вызывают у нас исключительно знаки вопроса. Почему так дорого? Потому что это Россия. Потому что слетать из Москвы на летние Олимпийские игры в Лондон дешевле, чем отправиться на выходные на Юг своей страны. В умных книгах пишут, что на обслуживание яхты в год уходит 5% от её стоимости, так вот в Сочи это правило не работает».

Чтобы узнать реальную стоимость стоянки в маринах, мы обратились за комментариями в порт «Имеретинский». Оказалось, что для судов, которые постоянно базируются у причала в летний период, цена в сутки равняется 31 рублю за квадратный метр. Может показаться, что это очень дёшево, но если у вас 20-метровая яхта шириной пять метров, то за 100 кв. м на воде попросят 3 100 рублей в день, а в месяц это уже 93 000 рублей. Согласитесь, деньги серьёзные. «Стоимость и у нас, и в Турции, — говорят в пресс-службе порта «Имеретинский», — зависит от многих параметров, и сделать однозначный вывод о том, что в Европе дешевле, нельзя. Кроме этого, с января 2017 года для всех маломерных судов (до 20 метров) электро- и водоснабжение в «Имеретинском» производится бесплатно».

 

 

Вика и Андрей как бизнесмены прекрасно понимают законы рынка, но также отдают себе отчёт в том, на каком уровне он находится. «Сервис — отдельная история. Яхтенной культуры в России нет, — разводит руками пара. — Возьмём Турцию: когда ты заходишь в любую их лагуну, тебе навстречу бежит мальчик с чаем, спрашивает, заколоть ли на вечер барашка, любые вопросы сотрудники решают мгновенно, и всё это стоит три копейки. В России владелец яхты — мешок с деньгами, который каждый норовит опустошить. Ну и в путешествиях вдоль Сочи нет никакого смысла. Например, в прошлом году морское сообщение в сторону Адлера из-за визитов президента и Кубка конфедераций большую половину лета было закрыто. Кроме того, за любой выход в море нужно отчитываться: если отплываем за 12 миль от берега, где начинаются нейтральные воды, обязательно «отбиваем границу», а ещё платим корабельный сбор, маячный, навигационный и за транспортную безопасность. Добавьте к этому расходы на топливо и персонал для обслуживания четырёхкаютной яхты, и вы поймёте, что расходы космические».

 

Бесплатно и сердито

Во времена шальных денег яхты покупались бизнесменами: это было престижно и надёжно сохраняло большие суммы денег. Сейчас эксперты рынка склонны считать, что яхты в России всё чаще покупает средний класс, который разбирается в лодках и знает точно, для чего она им нужна.

 

 

Яхта Ане и Сергею (имена изменены по просьбе героев) нужна как глоток воздуха, но позволить себе они её не могут, поэтому уже третий год подряд живут в Grand Marina на тех лодках, на которых работают или за которыми присматривают в «несезон». За пределами седьмой линии они бывают редко, как правило, для этого есть две причины. Первая из них — покупка продуктов в ближайшем магазине со скидками. Ребята ведут здоровый образ жизни и не едят мясо, всю прошлую зиму они ловили рыбу прямо в марине и питались мидиями, которые, по их мнению, в не очень хороших экологических условиях (всё-таки в акватории активно выбрасывается бензин) гораздо вкуснее.

Вторая причина, по которой Аня выбирается за пределы марины, — тренировки. Как коренная сочинка и чемпионка края по лёгкой атлетике она иногда участвует в местных марафонах, но говорит, что все эти коммерческие старты, которые делаются не для бега, а ради денег, не для неё. До того, как оказаться в сочинском порту, ребята путешествовали по Азии и чуть было не стали владельцами яхты в Малайзии. В порту этой страны шесть лет простояло запечатанное судно, которое пришло после ЧП и постоянно тонуло. Аня и Сергей заплатили 2 000 долларов и привели яхту в порядок: избавились от тараканов, очистили каждый уголок, постирали паруса, залатали дыры и даже завели мотор. Как только это случилось, всё пошло не по плану. Документы на лодку не отдали, и пройти границу без них наши герои так и не смогли. С тех пор ребята живут в Сочи.

 

 

В частных беседах Аня и Сергей признаются, что для их собственного комфорта им не хватает в «Гранд Марине» душа и бесплатного туалета, которые есть во многих европейских бухтах. В Сочи такие удобства имеются пока только в «Имеретинском». Там есть бытовая инфраструктура для экипажей, которые долго пробыли в море: это блок-модуль душевой и блок-модуль туалетов. Чтобы не загрязнять акваторию, люди, живущие на лодках в «Имеретинском», также обязаны пользоваться бесплатным душем и туалетом, которые предоставляются в яхтенном порту. Также там можно воспользоваться стиральной машинкой для мелких вещей. К сожалению, Аня и Сергей не могут выбирать порт, потому что привязаны к работе, которая и даёт им жилье.

По наблюдениям ребят, за последний год в марине яхт стало в два раза больше, но это не мешает им радоваться жизни. Днём Сергей выходит в море с туристами, а вечерами пара готовит рыбу, занимается йогой и смотрит с понтона на красивую подсветку морского вокзала.