Интерьерное чудо: Ювелирный магазин «Изумруд» в Сочи

Изначально редакция SCAPP попросила меня написать о значимом, на мой взгляд, архитектурном объекте, который был потерян из ткани городской застройки Сочи. Я же решила рассказать об утраченном интерьере ювелирного магазина «Изумруд». В конце 70-х он занимал площадь на первом этаже дома «Гармошка» на улице Навагинской. И если внимательно посмотреть на интерьер нового токийского магазина Aesop, то можно заметить формообразующие и декоративные приёмы, очень схожие с магазином «Изумруд». Только разница во времени между этими объектами почти 50 лет! И вообще — где провинциальный, уж как есть, российский курорт и где прогрессивная столица Японии.

В эпоху моментального обмена информацией архитекторы и дизайнеры имеют на руках невероятный карт-бланш для создания неповторимых проектов. Даже я, живя в Верхнем Буу, могу без труда узнать о только что открывшихся заведениях Мельбурна и Сеула или посетить музей Востока в Москве, чтобы воочию рассмотреть глазури на фарфоровых изделиях Кореи XIV–XX веков. Полвека назад с доступом к информации всё было намного сложнее, поэтому, возвращаясь к интерьеру магазина «Изумруд», я не могу воздержаться от искреннего восхищения тем, что такой объект вообще состоялся на территории Сочи в период советской изоляции.

Посмотрите на эти чудо-светильники, которые будто кораллы вырастают из шершавого потолка, при этом изгибы все сделаны по идеальным лекальным линиям. А округлённые углы стен с теневой подсечкой у пола и металлическим поясом плинтуса! Очень жаль, что не удалось найти цветные фотографии, чтобы передать цвет и мерцание штукатурки стен. Это было нечто! Юрию Францевичу Красовскому и Олегу Борисовичу Свердлову — архитекторам, спроектировавшим «Изумруд», — помогал Илья Пантыкин, специалист Сочинского художественного фонда в области декоративных покрытий. Эксперименты с составом штукатурной смеси шли до тех пор, пока результат не устроил всех. В итоге стены одели в слой крошки из слюды и угля, а верхний связующий слой промыли кислотой, чтобы обнажить свечение измельченной фракции. Так ортогональное помещение превратилось в пещеру с сокровищами.

Aesop Paddington. Sydney
Aesop. Tokyo

В эпоху моментального обмена информацией архитекторы и дизайнеры имеют на руках невероятный карт-бланш для создания неповторимых проектов. Даже я, живя в Верхнем Буу, могу без труда узнать о только что открывшихся заведениях Мельбурна и Сеула или посетить музей Востока в Москве, чтобы воочию рассмотреть глазури на фарфоровых изделиях Кореи XIV–XX веков. Полвека назад с доступом к информации всё было намного сложнее, поэтому, возвращаясь к интерьеру магазина «Изумруд», я не могу воздержаться от искреннего восхищения тем, что такой объект вообще состоялся на территории Сочи в период советской изоляции.

Посмотрите на эти чудо-светильники, которые будто кораллы вырастают из шершавого потолка, при этом изгибы все сделаны по идеальным лекальным линиям. А округлённые углы стен с теневой подсечкой у пола и металлическим поясом плинтуса! Очень жаль, что не удалось найти цветные фотографии, чтобы передать цвет и мерцание штукатурки стен. Это было нечто! Юрию Францевичу Красовскому и Олегу Борисовичу Свердлову — архитекторам, спроектировавшим «Изумруд», — помогал Илья Пантыкин, специалист Сочинского художественного фонда в области декоративных покрытий. Эксперименты с составом штукатурной смеси шли до тех пор, пока результат не устроил всех. В итоге стены одели в слой крошки из слюды и угля, а верхний связующий слой промыли кислотой, чтобы обнажить свечение измельченной фракции. Так ортогональное помещение превратилось в пещеру с сокровищами.

Aesop Paddington. Sydney
Aesop. Tokyo

Таинственный интерьер дополнил приглушённый общий свет. Большие световые короба, расположенные в углублениях, давали рассеянное свечение по плоскостям стен, создавая дополнительную глубину отблесков, угасающих по мере удаления от источника света. Шлифованные бетонные полы с мраморными фрагментами создавали иллюзию водной поверхности. Тактильная архаичность здесь соединялась с инновационными приёмами, что делало пространство невероятно харизматичным.

Юрий Красовский вспоминает, что в проекте также был заложен стеклянный объём, напоминавший невысокий аквариум с водой. Снизу вода должна была нагреваться, а помещённые в неё полимерные цветные массы образовывать на поверхности причудливые изображения. По техническим причинам задумку не удалось воплотить, но когда я узнала о ней, осознала всю ничтожность своих «ноу-хау» в проектах.

Один известный дизайнер одежды сказал: ремёсла умрут тогда, когда дизайнеры перестанут использовать их в своих работах. Наверное, многие помнят впечатляющие результаты творческих союзов архитектора и художников в прославленном стиле ар-деко. Известный бразильский архитектор Оскар Нимейер вообще отдавал монументальному искусству в своих проектах значительную роль. Он создавал действительно оригинальные и неповторимые пространства, где художественные элементы выводили архитектуру в плоскость элитарного произведения с разноплановым воздействием на зрителя. Так и интерьер магазина «Изумруд» не состоялся бы без вклада специалистов Сочинского художественного фонда. Ими было разработано и изготовлено буквально всё: от дверных ручек до декоративных керамических изделий. Например, большое глазурованное керамическое панно «Медуза», выполненное Бритовым Василием Андреевичем, впечатляло масштабом и талантливой стилизацией. Великолепный симбиоз архитекторов и художников в своё время сотворил интерьерное чудо — ювелирный магазин «Изумруд» в городе Сочи.

Юрий Красовский попросил, чтобы я не забыла отметить, какую неоценимую роль в этом процессе сыграл директор магазина «Изумруд» Владимир Семёнович Ребека. По словам архитектора, воплощение данного проекта — прямая заслуга Владимира Семёновича. Человека, который умел неординарно мыслить и находить способы реализации даже самых смелых идей.