Снимается кино: Кто строит Голливуд в Сочи


Принято считать, что кино в Сочи — только привозное, а все участие сочинцев в киноиндустрии сводится к роли пассивных наблюдателей. Однако в последние несколько лет зародилось и бурно развивается такое явление как сочинское кинопроизводство. О том, как попасть на съёмочную площадку и почему кино — это здорово, рассказали представительницы молодой сочинской киноиндустрии.

 

Алла Кутинская, основатель компании Sochi Films

 

 

Я всегда мечтала работать в кино, и только в Сочи мне представилась такая возможность. Я попала на первый свой крупный проект в 2015 году: в качестве ассистента по актёрам работала на съёмках сериала «Курортный роман-2», на съёмочную площадку меня пригласила подруга. Первое время, конечно же, было тяжело — я привыкла работать на руководящих позициях, а здесь попала на ассистентскую. Мне пришлось приносить кофе, ухаживать за моими подопечными актёрами. Работа предполагала занятость по 12 часов шесть дней в неделю, и так продолжалось два месяца. Было достаточно тяжело, но я с этим успешно справилась, и таким образом попала в большую машину кинопроизводства: с площадки продюсер забрал меня на следующий сериал, который снимался в Сочи. Это были «Беглые родственники» с участием крупных звёзд российского кино, там я отработала ещё два месяца. Так я вошла в индустрию: занималась подбором массовки как бригадир, работала как кастинг-директор на съёмках рекламы и промо-роликов.

Долго шли разговоры о том, что в Сочи будут открывать киностудию, потому как российский курорт располагает снимать — здесь много солнечных дней и мягкий субтропический климат. Но дальше разговоров дело не пошло, и я подумала — какого чёрта, я сделаю всё сама. Вышло так, что у нас с проекта на проект кочевала одна и та же команда. Это позволило мне понять, что в Сочи кроме меня есть специалисты, работающие в кино: менеджеры по подбору локаций, бригадиры массовки, гримёры, постановщики, кино-транспорт. В общем, мы решили объединиться и работать самостоятельно.

 

 

В настоящий момент с нами сотрудничает уже около 30 человек. Среди них немало отличных специалистов самого высокого уровня. Например, наш художник по гриму, Алина Сологуб, училась во Франции в Академии Люка Бессона у художника по гриму, работавшего на съёмках «Аватара». А наш педагог по актёрскому мастерству, актриса Эллина Боуфал училась в актёрской академии в Лос-Анджелесе и снималась в голливудском кино. У нас есть весь вспомогательный персонал — операторы, операторы-постановщики, механики камер, осветители, звукорежиссёры, художники-постановщики, которые на многое способны (однажды как-то целую мельницу построили), художники по гриму, «хлопушка», ассистент по актёрам, бригадир по массовке, кастинг-директор и партнёрский автопарк, где можно взять любую пассажирскую машину. Не хватает гримёрно-костюмерного комплекса, но мы пока наловчились делать его из автомобиля типа «спринтера»: снимаем кресла, ставим вешала, проводим в салон свет, и у нас получается гримёрно-костюмерный комплекс на скорую руку.

Можно сказать, что практически во всех съёмках, которые проходят в Сочи в последние три года, участвуют либо наши актёры, либо наш персонал, ну или же мы сами делаем проект с нуля. Наш заказчик — это, как правило, Москва, так как все крупные продакшены и бюджеты сосредоточены в столице. Один из 10 проектов, может быть, приходит из Санкт-Петербурга.

На данном этапе главная сложность в нашей работе — это отсутствие собственного осветительного оборудования и сопутствующей технической базы. Из-за этого у нас не такое количество проектов, какое могло бы быть. Здесь мы попадаем в замкнутый круг: к нам не едут снимать, потому что в Сочи нет хорошего света, но мы свет купить не можем, потому что при таком количестве съёмок мы его не окупим до конца своих дней. Ещё бы нам не помешал хороший большой павильон, например, где-нибудь в Имеретинке. Теоретически у нас есть ресурсы, чтобы выполнить какое угодно количество проектов. Но так как в Сочи сфера видео- и кинопроизводства в зачаточном состоянии, о каких-то тенденциях, перспективах этой индустрии говорить рановато.

Екатерина Липанова, кинопродюсер

 

 

Впервые на съемочную площадку я попала в 2007 году по приглашению знакомых. Начинала работать на полнометражных картинах, профессию осваивала в процессе съёмок. Из заместителя директора съёмочной площадки очень быстро переросла в директора, помощника продюсера, затем — в продюсера, в статусе которого работаю по сей день.

Сочи в последние годы стал привлекательным для кинематографистов. Московский продюсерский центр пригласил меня качестве директора кинокартины, и я работала на съёмках фильма «Одноклассницы». Компания Black Star, продюсерский центр Макса Фадеева с моим участием создавали на Черноморском побережье музыкальные видеоклипы. На самом деле, многие известные киностудии проявляют большой интерес к производству кино в Сочи. Это неудивительно, ведь город после Олимпиады очень изменился внешне. Теперь здесь можно снимать и авторское, и коммерческое кино, не говоря уже про рекламу и видеоклипы. Безусловно, хорош ландшафт Северного Кавказа, его природа. Многонациональный состав населения позволяет найти людей не только кавказской внешности, но и европейской, восточной. Уже сейчас в Сочи снимается более 15 фильмов в год (что, в общем-то, пока не так уж много: например, в Москве за год производится 300 картин), и спрос из года в год только растёт.

Основная проблема — это недостаток квалифицированного персонала. К сожалению, многие продюсеры жалуются, что среди местного населения подбирается недостаточно подготовленный персонал, это касается и съёмочной команды. Таланты есть, но их немного, и уровень оставляет желать лучшего. Многие, приходя на площадку, не понимают, как здесь всё работает, как нужно себя вести и что делать. Взять, например, локейшн-менеджера (заместитель директора по выбору и согласованию объектов съёмки). В Сочи много красивых ландшафтных локаций, которые мы не можем снять в Москве и других городах — водопады, горные дороги, морские пейзажи, но чтобы быть хорошим локейшн-менеджером, недостаточно отлично знать свой край. Можно показать очень красивые места, но команда будет идти туда два часа козьими тропами, и никакие машины туда не проедут. А ведь должна быть возможность привезти осветительное оборудование, грим и костюм-вагончики, передвижные домики для актёров и прочий транспорт — обычно это от 12 до 20 машин, такая колонна называется кино-караваном. Многие кинематографичные локации подходят только для съёмки малыми группами, некоторые места вообще недоступны. Уметь отличать кинематографичные локации, соответствующие необходимым административным и техническим требованиям, требованиям безопасности, от просто красивых достопримечательностей может только подготовленный специалист, знающий тонкости кинопроизводства. И это только половина функций локейшн-менеджера!

 

 

Сегодня первый состав киногруппы из местных жителей не набирают — таких профессионалов в Сочи просто нет. Режиссёра и оператора-постановщика, художника-постановщика, художников по гриму и костюмам, продюсера обычно приглашают из Москвы, Санкт-Петербурга или других городов — как правило, это уже известные и талантливые люди, которые проявили себя на крупных проектах. А чтобы вот так приехать и раскручивать сочинских талантливых людей — я пока с таким явлением не сталкивалась.

Тем не менее, второй состав сотрудников творческих и технических специальностей вполне востребован: ассистенты, костюмеры, декораторы — для участия в съёмках им совсем не обязательно иметь высшее образование в области кино, достаточно дополнительной специализации. В моих ближайших планах — предоставить южанам возможность получить профориентацию для молодёжи школьного и студенческого возраста и переквалификацию для готовых специалистов, желающих расширить свои профессиональные возможности и навыки. Для начала я хочу организовать мастер-классы от ведущих специалистов кинематографа — продюсеров, режиссёров, вторых режиссёров, художников-постановщиков, художников по гриму, художников постановщиков по костюму, а также кастинг-директоров. Наша потенциальная аудитория — это выпускники школ, студенты, учащиеся музыкальных и художественных училищ, театральные коллективы. Это могут быть также люди, владеющие профессией и опытом работы менеджера или администратора, которые способны освоить опыт заместителя директора, администратора по съёмочной площадке или локейшена. Плотники и электрики имеют возможность проявить свои таланты в качестве декораторов или постановщиков, художники могут претендовать на должность ассистента художника-постановщика, парикмахеры и визажисты узнают, что такое кино-грим, модельеры и портные окунутся в мир костюмов для кино.

 

 

Нужно учитывать, что далеко не всем подходит работа в кино. Многие просто не могут менять место жительства и часто выезжать в экспедиции, не представляют, как можно спать по два часа в сутки, работать по 14 дней подряд без перерыва, часами стоять в луже и ждать, когда начнётся съёмка. Это процесс, который тебя либо полностью захватывает, либо нет. Синематограф ждёт людей влюблённых в мир кино, не только талантливых и творческих, но и гиперответственных, выносливых, а, самое главное, стремящихся к саморазвитию. Питаю большую надежду пробудить жажду знаний южан и помочь им с профориентацией, чтобы они горели желанием получить высшее образование и достичь ярких высот в профессии кинематографиста.

Сами киношники любят напевать известную песенку из мультфильма: «Кто в этот мир попал — навеки счастлив стал!», особенно в трудные минуты на съёмочной площадке. Мы хотим донести до людей, что процесс создания кино — это не только труд актёров, режиссёров и продюсеров. Это невероятно интересная работа, магия и химия, которая свершается на съёмочной площадке. Это волшебство, которое рождается благодаря специалистам разных областей, и уже сейчас они необходимы как воздух в нашем кинематографичном пространстве на всём Черноморском побережье.

Основная моя идея — создать в Южном федеральном округе центр киноиндустрии, который бы соответствовал всем требованиям ведущих продюсерских компаний, желающих снимать здесь не только сериалы, но и хорошие полнометражные фильмы. Не только кинокомедии, но и исторические драмы, экранизации классических произведений. А ещё, конечно, возродить традицию создания детского и юношеского кино.