Если бы я был мэром Сочи

8 сентября 2019 года истекает срок полномочий Анатолия Пахомова, который возглавляет городскую администрацию с 2009 года. Новый мэр Сочи будет выбран 10 сентября на конкурсной основе. Подать документы для участия в этом конкурсе может любой желающий старше 21 года, имеющий высшее образование и не менее пяти лет руководивший предприятием, либо три года — высшей группой должностей муниципальной или государственной службы. Колумнист SCAPP Сергей Калмыков, соответствующий всем заявленным требованиям, рассказал, что бы он сделал на посту мэра Сочи.

Наверное, здесь было бы интереснее читать про удивительные обещания «космического масштаба и космической же глупости» о проведении фестиваля всех фестивалей и на этот раз летних Олимпийских игр. Но я сразу должен расстроить чрезмерно энергичных мечтателей: полномочия мэра достаточно плотно ограничены Уставом города, поэтому здесь следует сразу слегка приземлиться и выдохнуть. С другой стороны, имеющийся в распоряжении главы города арсенал полномочий совершенно не мешает ему сконцентрироваться именно на своей работе, что несомненно является как раз тем, что от него требует его работодатель — население Сочи.

На фоне масштабных проектов федерального и международного уровня, с завидной регулярностью проводимых на территории города-курорта, мы стали немного забывать, что Сочи — не ивент-площадка для прокачки совершенно дикого объёма бюджетного и спонсорского финансирования, а прежде всего город, в котором каждый день живут люди: локалы и туристы, те, которые работают на локалов и туристов, климатические и постолимпийские переселенцы. Конечно, я хочу провести здесь Red Bull Air Race и Х-Games, и чтобы Земфиры было больше, чем Аллегровой, но это вопросы не муниципального уровня. Работа мэра гораздо более прозаична и редко позволяет ему наслаждаться овациями благодарных жителей в лучах софитов: учитывать разнонаправленные интересы всех сторон и создавать условия для ежедневной комфортной жизни, возиться в мусоре и неочищенных стоках в море, от которых переполняются каждый сезон немногочисленные инфекционные больницы города, создавать и соблюдать правила местной игры, для того чтобы охотники за тупой наживой перестали надстраивать уродские мансарды на минигостиницах. И это только несколько частных примеров для того, чтобы сорт людей, порой рвущихся во власть и которых ласково именуют «энергичные придурки» и «успешные успехи», представляли, что работа мэра — это далеко не бесконечное шествие во главе праздничной колонны счастливых людей под цветастые раскаты фейерверков.

С 2013 года, когда только переехал в Сочи, и по сей день, перемещаясь по миру, я являюсь осознанным амбассадором этого удивительного места — на мой взгляд, потенциально лучшего места для проживания на территории нашей страны. Моё видение дальнейшего развития города кратко можно сформулировать как

1. Планомерное движение от потенциально лучшего места к реально лучшему месту для проживания. При этом мы не выбираем между курортным городом и неким аналогом Кремниевой долины с современной городской средой — мы очевидно делаем комбинацию первого и второго. Здесь точно есть над чем работать именно на муниципальном уровне;

2. Создание таких условий жизни в городе, при которых каждый житель (неважно — постоянно или временно проживающий) сам по себе добровольно становится послом бренда города Сочи. Это лучший способ продвижения территории и привлечения инвестиций. В разы более эффективный, чем громкие политические заявления для галочки с трибун масштабных форумов, лишённые какой-либо рациональной и разумной основы.

Теперь сразу без пустых предвыборных (ой, я же забыл, что у нас давно выборов нет) посулов пробежимся по практическим задачам, которые я считаю приоритетными для Сочи сегодня. Возможно, некоторые из них покажутся вам очень ограниченными и приземлёнными, но уж так сложилось, что я не владею вот этим даром чиновников и политиков долго, нудно, бесполезно и полностью беспредметно сыпать словоформами с серьёзным блестящим патриотичным лицом и в чёрных остроносых туфлях.

Все знают, что уровень оказания медицинских услуг в городе Сочи, если избегать нецензурных эпитетов, не очень высокий. При этом жителей, нуждающихся в услугах квалифицированных врачей, становится всё больше. Активный отдых в горах иногда связан с травмами, морской заплыв в июне порой кончается инфекционным отделением, солнце не всегда дружелюбно к белоснежной новосибирской коже, а сезонные клещи, в избытке обитающие в лесах Сочи, вовсе не мимимишные домашние питомцы, как считают местные старожилы, а переносчики, например, боррелиоза. При этом люди, которым дорого здоровье, вынуждены ездить за более менее серьёзной помощью аж в Краснодар, что естественно неудобно и дорого. Создание минимум двух полноценных современных медицинских центров — одна из самых приоритетных задач. Моя семья будет пользоваться услугами местных докторов (и докторесс, если угодно) для периодического контроля качества на собственной шкуре, как говорится.

Организация доступного дошкольного и школьного образования в городе Сочи является прямой обязанностью местной администрации согласно Уставу города. Сочинский бум, связанный с массовым переселением людей из менее благополучных и более холодных городов, только начался, а мест в детских садах и школах уже нет. Решается это очень просто: у мэра есть мощный административный рычаг в виде выдачи разрешений на строительство. А сейчас, внимание, удивительное открытие — возможно впервые на юге России! Оказывается, этот рычаг можно использовать не для создания архитектурного облика города в стилистике «Кровь из глаз» и «Ну по-братски, не обижу», а на благо города. Как? Очень просто. Хочешь строить коттеджные посёлки для вышедших на пенсию обналичников, отели на первой линии Олимпийского парка, элитные многоэтажки — вместе с ними возводишь школу или детский сад в нагрузку, или не строишь ничего — выбор всегда за инвестором. Думаю, не лишним будет подчеркнуть, что мои дети будут ходить в местные сады и школы, чтобы я точно знал, что там английского языка и математики больше, чем кубановедения (здесь четыре из восьми членов комиссии из администрации Краснодарского края, которые как бы будут выбирать мэра, поморщились), а дети говорят при встрече друг другу «привет», а не «А.У.Е.».

Сочи уже сегодня значительно, по сравнению с другими городами России, продвинулся в направлении разумного потребления и культуры zero waste. Прямая обязанность мэра активно поддерживать все разумные начинания в этой сфере. Процесс раздельного сбора мусора пока не имеет своего логичного завершения — переработки. Насколько мне известно, часто раздельно собранный мусор в финале вываливается в одну общую кучу, являя собой ещё одну идиотскую имитацию деятельности, любимую нами ещё со времен князя Потёмкина. И здесь есть элементарные шаги, которые в разы увеличат эффективность от раздельного сбора отходов, в том числе пластика. К вопросам местного значения в Сочи относится в том числе утверждение правил благоустройства городской территории. Это означает, что глава города абсолютно спокойно вводит обязательные требования на использование материалов из вторичного сырья при благоустройстве территорий города Сочи. И тут снова, как и с застройщиками: решил по итогам конкурентных процедур присосаться к бюджету с двадцать пятой по счету перекладкой плитки в центре — будь добр, чтобы хотя бы половина её была из переработанных пластиковых отходов. Ну и ограничение на использование пластика в точках общественного питания при правильной коммуникации с предпринимателями — это безболезненный и эффективный шаг вперёд, а местами даже повод для нативного продвижения бизнеса. И начать мне нужно будет — правильно — с себя, и немедленно заменить показушные высадки деревьев по государственным праздникам на регулярные выходы всей администрацией на пляжи родного города с целью кропотливого сбора мусора ручками. Мы ведь любим своих туристов, почему бы не убрать за ними? В завершение этой темы добавлю, что в стратегическом плане Сочи может совершенно точно стать ещё и лидером в направлении использования электротранспорта, в том числе общественного, — для этого есть все предпосылки.

Для спортивного образа жизни в Сочи сделано ну очень много, и это не может не радовать мэра города. Здесь даже и усиливать в общем нечего — Олимпийская столица. Есть один небольшой штришок, который бы я добавил к этой действительно яркой картине спортивного благополучия Сочи: реальное ограничение оборота суррогатного и контрафактного алкоголя. Не будет продаваться клубничное и гранатовое «домашнее вино», чача «Командир», коньяк «Киллер» и прочая адская убийственная сивуха ни на рынках, ни вдоль протоптанных туристических троп и точка. Здесь просто применяются действующие федеральные нормы законодательства в этой сфере (удивительно, что не применяются до сих пор, правда?). И следующий шаг — создание условий для развития легального производства качественного алкоголя. Ну в самом деле, уютная такая, наполненная копчёным торфяным ароматом вискокурня в горах с одержимым своим делом, увлечённым и гостеприимным хозяином — это ли не достойная и правильная замена техническому спирту с ароматизатором «Фейхоа» в пластиковой полторашке (которую мы тем более уже утилизировали абзацем выше)? Здесь можно было бы задвинуть популистскую ахинею про правильный пример и мой полный отказ от алкоголя в принципе, но, во-первых, не поднять бокал на кавказском застолье я считаю плевком в лицо многовековой истории этих мест, а во-вторых, как же я проконтролирую качество, если не попробую?

Нельзя обойти стороной архитектуру и городскую айдентику. Сразу оговорюсь — это не локальная проблема, административный центр — Краснодар — тоже, мягко говоря, не Заха Хадид и Лиз Анн Кутюр строили. Здесь точно придётся повозиться, потому что пропитанная мутными делишками практика хаотичной застройки, отсутствие вменяемого рабочего генплана города и команды, обладающей достаточными эстетическими скиллами и практическим опытом, привели к тяжелым для Сочи последствиям. Я наблюдал за несколькими потугами создания бренда города, системной навигации, но всё это по разным причинам заканчивалось ничем. У Сочи по-прежнему нет лица — ни в оффлайне, ни в диджитал. Вот прямо сейчас, например, зашёл ради интереса на «городской интернет-портал» sochi.com, а там на главной странице новость под заголовком «У жителя Краснодарского края во рту взорвалась электронная сигарета» — прямо скажем уж слишком изощрённый destination marketing для Сочи. Уверен, что уже прямо сейчас в городе есть критическая масса «понаехавших мозгов», с которыми можно и нужно начать системную работу в направлении узнаваемости бренда города Сочи — без московских агентств и распилов миллиардов. Пока это у того же Тбилиси, например, получается значительно лучше, о чём свидетельствует в разы большее количество иностранных туристов.

Транспортный вопрос — всегда насущный для Сочи. И несмотря на великолепное сообщение разных районов города с помощью «Ласточек» и новеньких, вызывающих зависть у мэров других городов, автомагистралей, здесь тоже есть над чем поработать. Начал бы я с устранения парковочной мафии в три шага. Первый — посчитал бы реальное количество автолюбителей с инвалидностью и их потребность в парковочных местах, после чего автоматически убрал бы примерно 70% мест, которые как бы созданы для них, а на самом деле для кормёжки охамевшей парковочной мафии. Второй — автоматизировал парковки, причём в центральных частях города с беспрецедентно высоким тарифом и соответствующим штрафом — Сочи создан для пеших прогулок, между прочим. Третий — всех эвакуаторщиков (кроме нескольких дежурных и действительно необходимых) выгнал бы из города. А такси вот эти классические сочинские, призывно встречающие вас у выхода из аэропорта, я бы оставил — это всё-таки часть местной специфики. У жителей и гостей города будет выбор — всегда можно воспользоваться известными мобильными приложениями, а можно «бешшшено» ворваться на колоритном такси. Это как Yellow Cab в Лондоне, только по-другому.

А ещё мэр Сочи обязательно должен ходить в горы Красной Поляны, чтобы лишний раз убедиться, что в уникальном биосферном заповеднике вдруг невостребованные в игорной зоне стриптизёрши не выселили из берлог медведей; купаться на городском пляже и демонстративно полоскать горло морской водой в полной уверенности, что очистные сооружения работают в штатном режиме; очень так настойчиво предлагать сотрудникам своей администрации взять по собаке (или по две) из сочинских приютов, чтобы таким образом совместно внести реальный вклад в решение вопроса бродячих животных; кататься на досках, велосипедах и бегать, потому что Сочи — спортивный город и это стало частью местной культуры; всегда быть на связи со своим боссом — населением города Сочи и пилить сториз с регулярными отчётами о проделанной работе.

Наверняка вопрос с тем, кто будет мэром Сочи, к моменту выхода статьи будет уже решён без нашего с вами участия, дорогой сочинец или бесценный наш турист. Однако я буду очень рад, если каждый из восьми человек — участников комиссии, которые будут всё-таки вынуждены имитировать выбор самого достойного кандидата на этот пост, прочитал  этот текст и хотя бы на минуту внутри себя тихо представил, а что если бы и вправду его, а не того, кого нам сказали.