10 задач тысячелетия. Часть 2

В математике существует список из 7 задач тысячелетия — тех задач, которые считаются неразрешимыми и за решение каждой из которых положено по миллиону долларов. Одну, кстати, решил питерский учёный-затворник Перельман, но от миллиона отказался. В богатой на события истории Сочи такие задачи тоже есть. Над задачами бьются лучшие экскурсоводы и краеведы города уже какое десятилетие, но воз и ныне там. Решили составить список из самых заскорузлых из них. Миллион за их решение мы не дадим, если только миллион воздушных поцелуев.

Это вторая часть. Первая часть здесь.

Возраст лирана

Предыстория проблемы: есть в славном посёлке Головинка, что в Лазаревском районе, гигантское одиноко стоящее дерево лириодендрон тюльпановый, или попросту тюльпановое дерево. Дерево — экзот, то есть кто-то сюда его привёз, причём задолго до того, как богатые дачники стали заполонять берег инвазивными видами. Около лирана стоит две таблички: одна гласит, что ему 253 года (257 на 2024 год), другая — что ему 150 лет (180 лет на 2024).

Версия 1. Первая табличка отправляет нас d XVIII век, то есть в то время, когда до Сочинского Причерноморья ещё не докатилась русская армия и флот. Таким образом, лиран был посажен черкесами, что призвано отразить существовавшие торговые связи коренного населения, например, с турецкими купцами, которые могли привезти его из Европы. В культуре лириодендрон известен довольно давно. Известны и другие экзоты на побережье, особенно платаны — в парке «Южные культуры», в абхазском селении Ачандара растут многосотлетние платаны. Несколько лет местное население Головинки приглашало дендрологов, которые выявили в результате экспертизы возраст дерева в 253 года. Различные предания шапсугов также свидетельствуют о дорусском происхождении лирана.

Версия 2. Согласно более традиционной версии лиран был высажен генералом Раевским ориентировочно в 1840 году. Раевский был ботаником, к тому же ратовал за свежие фрукты-овощи, поэтому активно высаживал в укреплении Головинское полезные растения. Привезён саженец был из Никитского ботанического сада в возрасте 3—5 лет. Лириодендрон — быстрорастущее дерево, поэтому к началу XX века уже представлял собой крупное дерево, ставшее центром намечавшегося к строительству в 1916 году курорта «Лиран».

Вероятнее всего: Спор о древе имеет, конечно, под собой не столько ботаническую подоплёку, сколько историко-цивилизационную и сродни спору о государственности Руси. С одной стороны, контакты черкесов с другими народами, само собой, были и до русского завоевания Причерноморья. С другой, вряд ли коренное население, любившее родные дубы и каштаны, стало бы охотно высаживать чуждые деревья, не имевшие ко всему прочему практической ценности (как, например, кукуруза). Так что лиран наверняка был посажен Раевским, но технично вплёлся в историю побережья.

Есть ли в Хероте рота

Предыстория проблемы: в ряду топонимов со странным звучанием, которые кривая история накинула на карту Сочи, имеется Нижне-Высокое, Верхнее Буу, Разбитый Котёл, Мамедова Щель и др. Но громче всех прозвучала наша славная река Херота. Вряд ли бы она попала в поле зрения историков, если бы её не пересекала градообразующая улица Ленина, существующая в одной плоскости с легендарным железнодорожным переездом. В результате табличка с Херотой стала настолько одиозной, что за неё было брался предыдущий мэр с карманными историками (и на энное время Херота похоротела, но здравый смысл вдохнул в Хероту новую жизнь при старом названии. Но откуда оно?

Версия 1. Есть в Сочи (в районе Дагомыса) ряд урочищ и даже один населённый пункт, названных предположительно в честь рот Навагинского пехотного полка: Вторая Рота, Третья Рота, Четвёртая Рота и Пятая Рота. Ещё с советских времён повелось считать, что Херота — это ошибка малограмотного гражданского населения, которое не сумело в римской цифре X на погонах разглядеть 10–ю роту, отсюда фантастическое стечение обстоятельств, что Xерота = X рота = Десятая Рота.

Версия 2. Адыго-абхазский постфикс — та, характерный для названий рек и местности вокруг рек (Мзымта, Мчишта, Хоста и т. д.), прозрачно намекает на обычное черкесское происхождение Хероты.

Вероятнее всего: на старых, в том числе до русских, картах название реки приводится как Хвирта, Хирота, Хуарота и др. Что явно отсылает нас к версии о черкесском происхождении. А вот значение первой части названия реки может означать что угодно, но, скорее всего, видоизменённую передачу фамилии черкесского рода, проживавшего в бассейне реки. Версии о ротном происхождении названия реки противоречат и сами погоны Навагинского полка — на них был указан порядковый номер самого полка — 78-й, без номеров рот.

Зодиак Душкина

Предыстория проблемы: чёрный циферблат башенных часов сочинского железнодорожного вокзала украшен крупными фигурами зодиакального круга. Но есть существенный нюанс: вместо трёх знаков зодиака (Тельца, Скорпиона и Девы) на цифрах 2, 3 и 4 расположены фигуры созвездий: Гончие Псы, Лебедь и Змея. На Симферопольском вокзале, который является братом-близнецом сочинского и который тоже принадлежит авторству академика Душкина, Скорпион есть, а Весов нет. Все эти зодиакальные пляски вызывают массу вопросов.

Версия 1. Алексей Душкин, автор проекта, разместил зодиакальные знаки исключительно из принципа «чтобы было красиво», а то, что кружевной результат не соответствует зодиакальному кругу, кому в эпоху воинствующего атеизма пришло бы это в голову?

Версия 2. Алексей Душкин зашифровал в искажённом зодиакальном круге великую эзотерическую тайну. До войны Душкин общался с кремлёвским оккультистом Барченко, который научил Душкина тайным письменам. Своим циферблатом Душкин мог зашифровать: 1) год распада СССР, 2) дату смерти Сталина, 3) год наступления апокалипсиса. Ко всему прочему, чёрный фон — это мистический бэкграунд Сочи, а цифре 4 соответствует не созвездие Змеи, а 13-е созвездие Змееносца, знаменующее наступление чего-то там на эзотерическом.

Версия 3. Зодиакальный круг — это общий декоративный фон, который соответствует 12 цифрам всего циферблата. Но в классический круг Душкин внёс некие семиотические знаки, раскрывающие его внутренний мир. Чаще всего, к примеру, говорят, что жену свою он называл лебёдушкой, отсюда созвездие Лебедя.

Вероятнее всего: к сожалению, главный архитектор метростроя никакой трактовки своего вольного переложения зодиакального круга не оставил, поэтому остаётся только гадать. Цвет — основное в творчестве Душкина как архитектора. Те, кто видел его станции метро в Москве (в первую очередь «Маяковская», «Кропоткинская»), поймёт, что освещение и освещённость для архитектора имело первоочередное значение, поэтому чёрный цвет циферблата в сочетании с белыми знаками, вероятно, продиктован желанием сыграть на контрасте в городе с повышенной инсоляцией. Расположение знаков, вероятно, к самому Душкину имеет посредственное отношение. Над такими крупными проектами трудились в том числе скульпторы и художники, которые предлагали своё видение башни. Возможно, сказалось желание уйти от явной ассоциации с астрологией.

Женщины на Зимнем

Предыстория проблемы: : кто они, эти женщины — аллегории архитектуры, живописи и скульптуры или же Мельпомена, Талия и Терспихора? Вне всякого сомнения, фигуры за авторством скульпторов Людмилы Ивановны Ефимовой и Надежды Константиновны Вентцель, работавших в мастерской Веры Игнатьевны Мухиной, — это аллегории живописи («Живопись»), скульптуры («Ваяние») и архитектуры («Зодчество»). Это легко понять, глядя на атрибуты: ватман с чертёжной линейкой, кисть с палитрой, скульптурный шпатель (в настоящее время утрачен). Другой вопрос, что подобные фигуры делают на Зимнем театре, а не на Художественном музее, как и должны были изначально? Под них ведь остались постаменты на портике музея, к тому же ансамблево три фигуры дополнены двумя мужскими фигурами каменщика и плотника на торцах здания. Каменщик и плотник — это, кстати, тоже работы Ефимовой и Вентцель.

Вариант 1. Сталин, большой любитель театра, приехал проинспектировать театр в свой традиционный приезд в Сочи осенью 1937 года. Фигуры, которые предназначались для театра (судя по фотографии утверждённого проекта они должны быть другими; место «Зодчества», к примеру, должен был занимать Зевс), ещё не были привезены в Сочи. Художественный музей (хорошо известно, что изначально это был Дом уполномоченного ЦИК или, попросту говоря, исполком, но функции музея он исполнял с первых лет) уже был закончен, и фигуры были в городе. Уполномоченный ЦИК Метелёв распорядился перенести фигуры на Зимний театр.

Вариант 2. Фигуры были водружены на Художественный музей. Но поскольку портик музея поуже (всего 4 колонны), создавалось впечатление, что скульптура «Зодчество», вздымая руку вверх, собирается зарядить оплеуху «Ваянию». Поэтому было принято решение перенести фигуры на Зимний театр, где портик в два раза шире и скульптуры кажутся более разнесёнными.

Вариант 3. Изготовление фигур пришлось на сложный 1937 год и изокомбинат «Всекохудожник», где изготавливались фигуры, в это время потрясали репрессии. Из-за этого заказ на фигуры Зимнего театра не был выполнен, пришлось в срочном порядке компенсировать тем, что было под рукой.

Вероятнее всего: сам Сталин телеграфировал, что Зимний театр (Сочинский гостеатр) будет стоить слишком дорого — по оценкам Метелёва 9—10 миллионов рублей. И в эту стоимость проект не уложился — обошёлся казне в 12 миллионов. Отсюда желание сэкономить на скульптурах. Фигуры коней, которые изначально должны были украшать постаменты центральной лестницы, так и не изготовили, а фигуры портика были перенесены со здания музея.

Дольмен, ты кто?

Предыстория проблемы: если дольмены построили, значит, это кому-нибудь нужно? Дольмены — мегалитические сооружения, которые повсеместно присутствуют в лесах Западного Кавказа. Бывают составными и монолитными, выполнены ориентировочно 4000—5000 лет назад, в эпоху позднего неолита. Но зачем они были построены?

Вариант 1. Основная научная версия гласит, что это склепные захоронения для вождей племён черкесского либо дочеркесского этноса. В пользу этой версии говорят петроглифы, скелеты в неограбленных недавно найденных дольменах, многочисленная утварь, украшения и сбруя, сопровождавшие усопшего правителя в загробный мир.

Вариант 2. Дольмены — холодильники, термосы. Охотники строили дольмены, чтобы прятать туда останки убитых животных, хранить скоропортящиеся продукты от гниения и диких животных.

Вариант 3. Дольмены — трансформационные камеры для шаманов. Забираясь в дольмен и закрывая его крышкой изнутри (или при помощи подмастерий), колдуны накуривались травами или напивались токсичным настоем, что позволяло им погружаться в состояние изменённого сознания, а затем предсказывать погоду, вызывать дождь, наводить порчу, общаться с богами и т. д.

Вариант 4. Дольмены — это храмы золотой эры дольменостроителей, когда люди не воевали, а жили счастливо и мирно. Но затем пришли злые пришельцы-воины, всех убили. Теперь технологии строительства дольменов утрачены, а люди живут иными ценностями, но есть сторонники нью-эйджизма, которые ждут Эры Водолея. Ну или примерно так.

Вариант 5.18+. Дольмены — это проекция женщин-родительниц, своим разверзнутым отверстием-влагалищем принимающих оплодотворяющие лучи солнца во время весеннего равноденствия и инициирующим затем перерождение природы.

Вероятнее всего:версия 1 для физиков, версия 5 для лириков.

 

Текст: Антон Павлов, частный гид по Сочи и Абхазии, русский, английский и французский языки