Пообщались с одним из главных дилеров люксового винтажа в России жительницей Сочи Анастасией Уваровой. О том, как из хобби вырос успешный проект Vintage Сode, как отличить раритет от подделки и как удалось привезти в Россию брошь, созданную самой Коко Шанель.
Текст: Катя Бидва — строила стадион «Фишт», работала в РИА Новости. Посетила 25 стран и жила в Бразилии. Корреная сочинка в своем ТГ «О Сочи с любовью» рассказывает про небанальные места родного города и строительство дачи возле водопада
Мы встретились с Анастасией будним утром в сонном сочинском кафе. Ровно в назначенное время, совсем не по-сочински, в зал вошла красивая элегантная девушка с небольшим кожаным чемоданчиком в руках. Кинув на него взгляд, с улыбкой заметила: «Так и не скажешь, что внутри — уникальная коллекция винтажных украшений на несколько миллионов рублей.» Следующие два часа пролетели как одно мгновение, настолько увлекательными оказались истории из жизни винтажного эксперта.
Всё началось в детстве, рассказывает девушка, с флакона маминых духов. Это были Gucci начала 90-х. Флакон круглой формы с выпуклыми краями, он манил к себе и на всю жизнь оставил в памяти аромат и тактильные ощущения. Такая была первая встреча с миром винтажа. Ведь винтаж — это не только украшения, но и сумки, аксессуары и аромат.
Товаровед и экономист по образованию, Анастасия смогла и на свою профессию посмотреть под углом любимого хобби, защитив дипломную работу на тему «экспертиза ювелирных изделий». Дальше девушку ждала серьёзная карьера в сфере экономики и управления, но мечта заняться винтажными украшениями не отпускала. Поднявшись по карьерной лестнице до должности заместителя генерального директора компании по оснащению отелей и ресторанов, Анастасия всё-таки рискнула заняться любимым делом всерьёз. Решиться на смелый шаг помогла поддержка мужа. И ровно десять лет назад, начав с хобби, девушка стала познавать, как выстроить этот непростой бизнес.
«Раньше, да и сейчас тоже, никаких курсов для экспертов винтажа в России не существовало. Приходилось самостоятельно изучать огромное количество информации из разных источников: исторических книг, каталогов аукционов, зарубежных кинофильмов, журналов и показов прошлых лет», — рассказывает Анастасия.
А сейчас Анастасия стала экспертом такого уровня, что многие коллеги советуются с ней по поводу подлинности украшения, а клиенты уговаривают её создать свой курс по аутентификации винтажа. Да и многие коллекционеры тоже хотят разбираться в том, что они приобретают. Но тогда, в самом начале, всё приходилось проходить самой.
Первая покупка винтажа была сделана Анастасией в 2011 году во время отпуска, в одной из антикварных лавок Франции. Старт проекта Vintage Сode в 2014 году осложнил валютный кризис, к счастью, не потопивший начинающий бизнес. На пути было много историй. Были и подделки, ведь когда покупаешь онлайн, даже у эксперта есть риск ошибиться, делится Анастасия. В таких случаях она всегда утилизирует фальшивое украшение.
А однажды на барахолке в Париже девушка наткнулась на подиумный пояс Chanel. Экземпляр 90-х годов с художественным стеклом Gripoix лежал на витрине среди непримечательной бижутерии. На ценнике — всего 30 евро. Продавец даже не подозревал, какая жемчужина лежит у него на прилавке. А реальная цена пояса была как минимум в тридцать раз дороже. Но такие истории случаются нечасто. Как правило, поиск определённых винтажных украшений занимает много времени и сил. А так как сейчас нет прямого авиасообщения с Европой и Америкой, то порой привоз дорогого коллекционного украшения выглядит как целое приключение. Но зато когда удаётся привезти желаемое, это вызывает особый трепет и гордость. Ведь бывают такие неповторимые украшения, которые можно увидеть только в музее через стекло витрины либо в каких-то частных коллекциях на фотографиях или в книгах.
Девушка открывает чемоданчик и достаёт из него необычную брошь с красными камнями и крупной жемчужиной. Это творение гениального мастера Роберта Гусенса — главного ювелира французских кутюрье XX века. В создании броши принимала участие сама Коко Шанель. Это украшение — невероятная ценность в мире не только винтажа, но и высокой моды, рассказывает Анастасия.
Через секунду эксперт показывает в телефоне архивное фото 1959 года журнала Harper’s Bazaar: улыбающаяся мадемуазель Шанель обнимает свою любимую модель Сьюзи Паркер. А на пиджаке у манекенщицы — эта самая брошь, которая лежит перед нами на столе.
Цена украшения около 5 000 евро, это притом, что в нём нет драгоценных камней. Такая высокая стоимость броши обусловлена её уникальностью. В наши дни такое украшение можно встретить только в музеях или частных коллекциях. А в России она точно в единственном экземпляре и сейчас лежит перед нами, добавляет эксперт. А найти украшение удалось в Англии, в частной коллекции, через свой круг европейских коллекционеров. Затем его нужно было идентифицировать.
Анастасия демонстрирует, как отличить оригинал от подделки. И под экскурс эксперта начинаешь невооружённым взглядом видеть отличия винтажного украшения от современной бижутерии: другие методы закрепления бусин и камней, способ пайки, маркировка, сам материал и патина. И даже вес броши приятно тяжелит руку. Ощущение, словно сама история лежит у тебя на ладони. Невольно начинаешь проникаться магией винтажа. Затем наш разговор прервался на примерку и фотосессию. Анастасия надевает длинное колье, собранное из стеклянных бусин.
«Этот роуп (колье длиной более 100 см — прим. SCAPP) с показа Chanel 1993 года и я думаю, что прообразом стала “фантазийная бижутерия” 1922 года, которую так назвала сама Коко Шанель, — фотографий не сохранилось, но они описывались как длинные колье с разноцветными бусинами, которые поражали буйством красок и составом, так как они содержали и муранское стекло, и кораллы, и бирюзу, и горный хрусталь, и многое другое», — добавляет эксперт.
И в этот момент элегантный образ девушки, благодаря новой детали, становится шикарным. Бусы настолько причудливы, что от них не оторвать взгляд, и благодаря длине имеют более 10 вариантов ношения.
Однако в повседневной жизни эксперт редко надевает свои сокровища. Маме двух малышей это не совсем практично. Но на мероприятия или на вечер, конечно, наряжается. А вообще, винтаж — это ещё и хорошая инвестиция, делится Анастасия. В практике эксперта были случаи, когда владельцы по разным причинам принимали решение продать украшения и даже зарабатывали на сделках. Потому что с годами винтажная бижутерия, которая сохранилась в хорошем состоянии, только растёт в цене.
Сейчас эксперт работает с частными коллекционерами из Москвы и Санкт-Петербурга. Иногда приходят запросы из Азии. Например, в Китае есть много крупных коллекционеров, собирающих винтаж европейских домов моды. Когда приходит запрос, Анастасия уточняет бюджет и начинает поиск. Бывает, уходит не один год, чтобы найти какое-то редкое украшение. Поэтому коллекционеру важно понимать его ценность и то, готов ли он ждать, чтобы приобрести в свою коллекцию. Кстати, привозя украшения из-за границы, Анастасия обязательно их декларирует на таможне, а с дохода официально платит налоги. Всё в белую, как и полагается легальному бизнесу.
«Надеюсь, когда-нибудь я открою в Сочи шоурум с этими прекрасными украшениями», — поделилась своей мечтой Анастасия.
И мы надеемся, потому что в нашем курортном городе остро не хватает пространств, посвящённых искусству. И таких проектов, как Vintage Code.
TG @vintagecode