Словарный запас: хакатон, митап и креативная экономика


С каждым годом в нашу повседневную речь приходит все больше новых слов и англицизмов. Но многие из них со временем теряют свое первоначальное значение и используются не к месту. Чтобы не путаться в новых терминах, онлайн-журнал Института «Стрелка» ведет регулярную рубрику «Словарный запас». «Городской конструктор» публикует объяснения трех новых слов: хакатон, митап и креативная экономика.

ХАКАТОН

Что написано в словаре

 

«Хакатон (англ. hackathon) — мероприятие, как правило, длящееся несколько дней, где встречается большое количество людей, чтобы вместе заняться компьютерным программированием» (Oxford Dictionaries).

 

Что говорят эксперты

 

Влад Лавриченко

 

Влад Лавриченко, event-менеджер «Теплицы социальных технологий»

 

 

 

Если вас кто-нибудь пригласит на хакатон, знайте, что вам предстоит двухдневный марафон программирования. Но им дело не заканчивается. Если мы хотим решать социальные проблемы, хакатон становится площадкой, где идет совместная работа активистов как авторов социальных проектов и программистов как специалистов сферы интернет-технологий. А ещё же есть дизайнеры, пиарщики. Вовлечение специалистов из разных областей помогает в итоге найти пути решения острых социальных проблем.

Хакатон — мероприятие с очень насыщенной программой, ведь надо сначала познакомить между собой городских активистов, вместе с ними и с местными экспертами выяснить «боль» города и горожан, провести мастер-классы по обучению современным цифровым инструментам, а после презентации идей участников организовать их работу по развитию проекта. Для многих хакатон — это первая точка входа в мир цифровых технологий, в особенности в контексте их применения для реализации именно социальных проектов.

Уже на второй день хакатона многие авторы готовы презентовать минимальный жизнеспособный прототип, с которым не стыдно идти к потребителям для тестирования идеи, для поиска сторонников или партнеров. Успешные истории и запуски — это проекты, которые родились на хакатоне, а после мероприятия были значительно доработаны и улучшены. Мне нравится пример приложения «Сезам» — это хорошее технологическое решение для небольшой, но очень важной проблемы — отсутствия возможности общаться у людей с нарушениями речи и письма, а также с заболеваниями аутизма. Приложение позволяет обмениваться специализированными пиктограммами. Из этих схематических картинок с подписями можно составлять полноценные сообщения. На первый взгляд, простое решение, которое лежит на поверхности, но авторы проекта первыми в России обратили внимание на проблему и взялись её решать!

Тем интереснее проводить хакатоны в российских регионах, где привыкли традиционными способами решать социальные проблемы. Понятно, что в стране распространение цифровых технологий происходит крайне неравномерно, но в этом как раз и вызов — поднять уровень развития некоммерческого сектора в отдельно взятом регионе. И главное — необычная и непривычная для многих атмосфера. Хакатон — это не семинар или конференция, это лаборатория, где в довольно интенсивном режиме приходится учиться новым навыкам, сразу их применять и опять учиться. Мне запомнился отзыв одной из участниц пермского хакатона: «Почувствовала, что я как будто не в Перми, это важно».

 

n-a

Что написано в словаре

 

«Митап (англ. meetup или meet-up) — встреча или периодические встречи людей, которые имеют общие интересы и общаются в социальных сетях» (Dictionaty.com).

 

Что говорят эксперты

 

Олег Гант

 

Олег Гант, редактор портала «Теплица социальных технологий»

 

 

 

В классическом понимании митап — встреча специалистов для обмена опытом и обсуждения тех или иных проблем в неформальной обстановке.

От клубов по интересам они отличаются тем, что это короткие мероприятия. Они занимают один, может быть, два часа и не предполагают, что участники будут встречаться постоянно. Отличие от воркшопов в том, что в силу ограниченного времени здесь не проводятся мастер-классы, происходит именно обсуждение и обмен опытом.

Проводят митапы все кому не лень. Люди собираются в кафе, чтобы общаться на иностранном языке, и это называется митап. Почему нет? Есть те, кто ходят на прогулки по городу и делятся друг с другом своими знаниями о нем. Очень много устраивают энтузиасты, которые хотят вокруг себя собрать единомышленников. Для организаций митапы — способ выведения сетевой аудитории в офлайн. Мы их проводим, исходя из двух задач: распространения знания и создания офлайн-сообщества, что вполне удается.

Цель митапа — свести людей с аналогичным опытом в той или иной сфере, чтобы они обменялись своими идеями, мыслями и, возможно, нашли какое-то решение проблемы. Но это не обязательно. Недавно проводили митап в офисе mail.ru. Он был посвящен технологиям оповещения при чрезвычайных ситуациях. И там завязалась довольно интенсивная дискуссия о том, нужна ли волонтерская помощь при пожарах и наводнениях. Часть экспертов придерживалась позиции, что волонтерам там не место. Эксперты, которые представляли волонтерские организации, естественно, были оппонентами. В результате были выведены некоторые решения, но, конечно, многие остались при своём мнении.

 

rosie-brazier-flickr-1

Откуда пришло

 

Считается, что впервые термин «креативная экономика» появился в журнале BusinessWeek в августе 2000 года. Тогда обозреватель Питер Кой написал: «Пришло время, и индустриальная экономика уступает дорогу креативной, так что большие корпорации оказались на очередном перекрестке. Атрибуты, которые идеально работали в веке двадцатом, могут стать непригодными в XXI. Так что им придется серьезно измениться. Дарвиновская борьба за выживание будет выиграна теми людьми и компаниями, кто лучше сможет приспособиться в новом мире». Креативную экономику также называют инновационной, экономикой идей и знаний.

 

Что говорят эксперты

 

Анна Евтюгина

 

Анна Евтюгина, старший преподаватель Школы культурологии при Высшей школе экономики, автор курса «Креативная экономика»

 

 

 

Впервые массово в России об этом понятии заговорили в 2009 году, после выхода первых переведенных американских книг — «Креативная экономика» Джона Хокинса и «Креативный класс» Ричарда Флориды. Есть неоформленность термина в науке, но уже можно говорить о существовании широкой и узкой трактовки.

Узкая подразумевает экономику, которая появляется вокруг продуктов, созданных внутри творческой индустрии, будь то архитектура, музыка или галерейное дело. Дизайнер придумал продукт и теперь хочет его продать — происходит коммерциализация продукта культуры, а значит появляется экономика.

Если проследить историю развития термина, сначала была политэкономия, затем постиндустриальная экономика, ее сменила информационная, затем цифровая, или экономика знания, которую можно назвать максимально близкой к той, о которой мы говорим, так как в ней уже тоже становится важным человеческий капитал. Таким образом, креативная экономика в широком понимании — самая прогрессивная стадия развития экономики. Главными ценностями в этом случае выступают идея интеллектуальной собственности и нестандартные решения. Отличительными чертами можно назвать обмен технологиями между традиционными и смежными им индустриями, заимствование решений. Огромное влияние на переход к этой стадии оказывает развитие интернета, связи и коммуникаций. Именно поэтому те страны, которые уже ввели креативную экономику как основу своей политики, особое внимание уделяют развитию программного обеспечения.

Но, конечно, все страны находятся на разных стадиях включенности в креативную экономику. Есть Мальта, экономика которой рассчитана исключительно на туристов, и все выстраивалось изначально вокруг культурной услуги, но у них и не было другого варианта. Если говорить о России, то здесь все-таки есть производство, полезные ископаемые, другие источники дохода, здесь этот переход не может произойти автоматически. Но шаги в эту сторону в России, особенно в Москве, заметны.

Например, довольно активно внедренные в нашу повседневность сервисы такси. Это давно не компании, в собственности которых есть машины, а огромная информационная платформа. Она объединяет несколько сервисов, имеет свою техподдержку, позволяет добавлять неограниченное количество водителей, сохраняет историю маршрутов пассажира и так далее.

 

12540435_10206480641187792_2130226079_n

 

«Городской конструктор» существует уже полтора года. Наша география становится все шире (восемнадцать городов!), а планы — все больше. Мы хотим лучше узнать вас, чтобы делать материалы интереснее и полезнее. Пожалуйста, расскажите о себе и своих интересах в нашей анкете (займет три минуты). Приятный бонус — 10% скидка на годовую подписку онлайн-школы городских предпринимателей Vector всем, кто заполнит анкету.

 

Фото: iStock, предоставлены Институтом «Стрелка»