В преддверии 8 марта SCAPP поговорил с пятью дивами из Сочи о том, что для них значит музыка, где искать вдохновение и каким образом они пришли к собственным музыкальным проектам.
Юлиана Фазлеева, Ю[ju: ]
Юлиана за пианино с двух лет. Концертный инструмент марки Petrof очаровал маленькую девочку — её к нему так и тянуло. Кстати, она утверждает, что за лучшим пианино ей сидеть не приходилось. Юлиана отучилась-таки в музыкальной школе, но решила не продолжать образование в этой области — выбрала ин. яз. Совершенно неожиданно перед ней распахнула свои объятия эстрадная сцена уже после того, как она закончила университет. Тогда ей было 24, и она не думала, что будет играть свою музыку, тем более, делать это профессионально. Фактически, Юлиана — это и есть группа Ю[ju: ], сторонних проектов у неё нет. Девушка в принципе не считает себя командным игроком, что понятно по названию группы. Говорит, её характер довольно трудно терпеть, и заодно передаёт привет барабанщику Мише Кириенко. Ю считает, что главным фактором в творческих союзах становится простота общения, а не профессиональные навыки, и нужные люди всегда находятся сами, когда ты чем-то сильно увлечён. Юлиана любит Сочи, точнее местную природу — леса, воздух, море, однако город не сильно повлиял на её творчество.
«Я ведь не убыхскую этнику играю. Влияет не география, а, скорее, музыкальный вкус, который ты в себе воспитал. Может, меня и просолило немного, но я не заметила. Музыка для меня хороша всем, кроме одного: в том формате, который я выбрала, она не является источником стабильного дохода. Но моё главное достижение в музыке на данный момент — это честность и кайф, они независимому артисту даются дорогой ценой. В целом, меня устраивает наш нынешний формат и публика, которую он привлекает, всё очень комфортно. Нас слушают эстеты, не подверженные бессмысленным понтам, и те, кто любит честные концерты. Обывателю нас слушать трудновато и скучновато.
В настоящий момент подвисаю в открытом космосе, полная инертность, музыка выходит из меня фотонными пучками. Если будет настроение, к лету покажем что-нибудь новое, пару песен или видосов. Лежит новый материал, довольно электрический. Посмотрим, как пойдёт».
Карина Юнусова, Horja
Карина начала заниматься музыкой спонтанно. Переехав в Сочи, она не могла найти себе применение. Как-то раз познакомилась с ребятами, которые пригласили её на репетицию своей группы в гараже и предложили набросать текст. То, что вышло, всем понравилось. После этот маховик уже было не остановить, говорит Карина.
«Я стала интересоваться вокальными стилями, изучать всякие фишки. Больше не получалось слушать музыку как раньше — в целом. Отныне она раскладывается на компоненты. Делаю для себя заметки, как этот исполнитель делает, как тот, а вот там отмечаю, что интересно они с триолью придумали, конечно. Так что путь этот вечен. Невер инаф.
В музыке меня привлекает то, что здесь нет границ и правил. Всегда можно найти и придумать то, что близко тебе. Никогда не знаешь наверняка, какой в итоге будет песня, это тоже очень круто. Сначала что-то звучит в голове, ты идёшь на студию, наигрываешь, напеваешь остальным (песни пишем вместе), и дальше начинается самое интересное. Совместно получается то, что даже не мог представить. Каждый выделяет для себя своё и обыгрывает. Не всегда песня делается именно так, но в целом её путь примерно такой.
Напрягает то, что теперь есть дедлайны. Всегда тяжело творческим людям с дедлайнами. Всё должно быть естественным образом. Стимулировать себя, наверное, всё же надо, но это редко даёт результат. Поэтому бывает, что мы созваниваемся в 10 вечера или в 9 утра со словами: «Я такое придумал(-а)! Встречаемся на студии через час!». В данный период мы готовимся к летним фестивалям и релизу альбома. Это наш первенец, поэтому всё очень волнительно».
Алина Ибрагимова-Грановская, Omura
Прежде чем начать говорить, Алина поёт родителям романсы; в четыре года берёт в руки скрипку и отправляется воспитывать «неподходящие» для инструмента мизинцы; играет в школьном оркестре и воронежском ансамбле «Ассоль», сорвавшем Гран-при многочисленных российских и зарубежных фестивалей. Подростком вместе с диджеем Vagner основывает хип-хоп группу «Смена мнений», выпускает два альбома и получает признание мастодонтов из знаменитой ростовской команды «Каста», которые приглашают ребят разогревать сцену перед концертом в Воронеже. Бунтарский дух хип-хоп дивы предпочитает логичной Гнесинке факультет журналистики в Воронежском государственном. После университета Алина перебирается в Москву и сотрудничает с музыкальным лейблом Black Star, позже судьба заносит её в габреляновский Life News, затем и вовсе в «Антенну Телесемь»; в 2013 она поступает в Нью-Йоркскую академию киноискусства. В США Алина пишет книгу, издаёт её в Воронеже, закрывает гештальт и переезжает в Сочи. На юге попадает в ресторанный и фестивальный бизнес, встречает своего будущего мужа и наконец останавливается, переводит дух и осознаёт, за чем всё это время она бежала. В 2016 году Алина вместе с вдохновением находит настоящего соулмейта и соратника — композитора Евгения Тейлора из Новосибирска. Ребята не встречаются и даже не видят друг друга. Два года творят на расстоянии, буквально по электронке. Женя создаёт канву, на которую Алина нанизывает вокал и тексты, затем всё это дорабатывается и вуаля — альбом Omura выходит на Apple Music в начале февраля 2018 года, а композиции проекта звучат в киношных саундтреках, американской рекламе и шоу «Танцы на ТНТ».
«В 30 лет я впервые сходила на кастинг вокального телевизионного проекта и, дойдя до съёмочного процесса, с радостью услышала в эфире в свой адрес судейское «нет». Это была моя большая внутренняя победа. Теперь я точно знаю, что «неформат» — это про меня. Мне с этим жить, творить, исходя из этого факта, и никуда не убежать. Я не буду «в тренде» и «на волне», потому что я создана из другого материала. Не хуже, не лучше, а просто из другого.
1 февраля вышел дебютный альбом моего проекта Omura. Мы создавали “The Whale’s Bay” на ощупь, «шли по приборам». Для нас с Женей это было в новинку — создавать такую многослойную и разностороннюю музыку. Мы страдали и радовались с одинаковым кайфом, уходили в депрессии по очереди, но потом возвращались и создавали новый трек. Так мы сделали 15 треков, девять из которых вошло в финальную версию альбома.
Поклонниками моей деятельности являются люди, умеющие воспринимать музыку не как фоновые шумы, вызывающие желание подвигать конечностями, а как живой организм, за эволюцией которого хочется проследить. Люди, слушающие музыку Omura, вряд ли включат «Русское радио» и точно не знают «10 горячих хитов Муз ТВ». Зато они умеют плакать в картинной галерее, глядя на работы Гойи».
Нина Плотникова, Panakota
Нина занимается музыкой с детства, в этом её поддерживает семья, во всяком случае, не препятствует. У девушки идеальный слух и хороший голос, который изначально требовал серьёзной работы. Она много времени уделяла занятиям, училась правильно дышать и наконец достигла такого уровня мастерства, на котором начинается творчество. Но тут планы меняются, и внимание Нины переключается на учёбу в университете, времени на занятия вокалом не остаётся. Получив диплом, девушка понимает, что утратила голос, который нарабатывала годами, и падает духом, однако её приводит в чувство преподавательница вокала из Сочи. Она поддерживает её, даёт дельные советы и вдохновляет восстанавливаться и работать над собой. Нина начинает с нуля: опять год дыхания, после этого — распевки, и только через несколько лет она осмеливается запеть снова. Девушка пробует себя в разных проектах, понимает, что каверы — это не вершина мира, учится играть на гитаре, начинает писать собственные песни и основывает группу Panakota. Сейчас в группе вместе с Ниной играют четыре музыканта. Команда регулярно даёт концерты в сочинских рок-барах. В прошлом году группу приглашали на радио, а местный канал советовал своим зрителям посетить предстоящее выступление ребят.
«Моё вдохновение — это ваши истории. когда мне говорят фразу «мужчина без денег — это подруга», я сразу думаю, как это лаконично, как красиво! Почему нет? Это же песня. Или когда один человек другому пишет любовное, дерзкое признание в стихах и разрешает его использовать, так появилась «Клофелинщица». Да что уж тут, некоторые персонажи живут рядом со мной и я не могу об этом молчать! Хочется рассказывать о настоящем, использовать живые фразы и обороты, люди их сами говорят, делятся со мной историями, а я пишу тексты о реальной жизни, в которых вы узнаете себя.
Меня напрягает то, что на данный момент ценителей авторских песен мало. сочинские площадки любят каверщиков и трибьюты, да и в других городах тоже ждут каверщиков. Давайте что ли сделаем для них конкурс на лучшее исполнение одной песни и похлопаем. Очень хочется, чтобы в нашем городе было побольше площадок и фестивалей, на которых можно было бы играть, а также слушать другие коллективы, группы из других городов, хочется разнообразия.
От людей, которые приходят на наши концерты, я чувствую настоящую отдачу. Их отзывы, комментарии, то как они принимают тебя, это реально дорогого стоит. На наши выступления приходят люди разного возраста. В основном, это молодёжь. А недавно я услышала, как моя двенадцатилетняя племянница в торговом центре в наушниках с подружкой орёт песню «боря». Так же невозможно забыть о наставлениях старых рок-н-рольщиков кому за 40). Вообще, изначально мы думали, что Panakota это группа для девочек. Но нет. Существуют записи, где мужчины под гитару поют женские партии наших песен и это дико приятно».
Алиса Тренина, «Громче собак»
Мама Алисы — пианистка и преподавательница музыкальной школы. Поэтому музыкальное будущее было предначертано. Сначала Алиса занимается дома, затем идёт в музыкальную школу, проводит за пианино 24/7, так что вскоре ей это всё надоедает, и на смену музыкалке приходит художественная школа. Уже позже как-то раз в шкафу Алиса находит цыганскую гитару, которая принадлежала её прадедушке. Дело остаётся за техникой — найти преподавателя поможет отец. С тех пор девушка пишет песни, поёт и играет на гитаре. В Сочи Алиса поступает в Школу рока, где изучает вокал. Именно там её и встречает Игнат Дягилев, основатель группы «Громче собак». В настоящее время Алиса учится в Москве, но приезжает в Сочи на каникулы и играет со своей группой.
«Сочи безусловно повлиял на моё творчество, потому что именно здесь я встретила людей, которые сделали меня такой, какая я есть сейчас. Это Игнат Дягилев и Давид Чихрадзе. Я восхищаюсь их деятельностью, они многому меня научили, вместе с ними мы росли, искали, начинали. Я чувствую, что группа каждый год меняется: мы написали некоторые песни три года назад, и каждый год они звучат по-новому, даже на репетиции мы не играем их один в один. В своих песнях я стараюсь запечатлеть всё, что происходит в моей жизни. Допустим, у нас есть песня про то, как мой бывший сел в тюрьму. Я могу похвастаться и горжусь тем, что всё время нахожусь в поиске. Порою я представляю, что блуждаю в тёмном лесу, ищу тропинку и светлую поляну. Думаю, что я уже очень близко.
Недавно, после долгого творческого затишья, я подумала, что всё — группа мертва и больше не будет никакой музыки, но буквально месяц назад я приехала в Сочи на каникулы, мы собрались сыграть концерт в Panama Space, и я испытала такой подъём! Мы с ребятами на репетиции вдруг сочинили новую песню, и она стала любимой. Мне кажется, эта песня не похожа на остальное наше творчество. Для музыкантов очень важно идти вместе, причём в одном направлении. У нас так не получалось никогда. Мы всё время шли один в одну сторону, другой в другую, но тут вдруг с небес на нас спустилось озарение. Конечно же, мы собрались и записали новую песню, но ещё пока над ней работаем».