«Чаппи» — свежий, выдающийся блокбастер. До минуты, так, девяностой я уверенно мог это сказать. После же, в оставшиеся полчаса, Нил Бломкамп (режиссер картины, если что) сделал финт ушами камерой, затронув очень тонкие, даже философские темы. Затронув слегка, по касательной, да стремительно закончив фильм, но отзвуки в голове вертятся до сих пор. Спустя несколько дней, я так и не понял: «Чаппи» — это чуть больше, чем просто экшен? Или чуть меньше, чем каноничное кино?
Мы все знаем актеров, играющих один и тот же типаж, штамп. А вот Нил Бломкамп — режиссер одного клише. Ворвавшись с удивительно прекрасным «Районом № 9» и обжегшись на унылом «Элизиуме», Нил реанимировал и монополизировал за собой жанр социальной фантастики. Режиссер, наиболее реалистично создающий мир будущего, изучает в первую очередь все же социум, его роль в грядущих изменениях. Роль в основном отрицательная. «Самая страшная машина — это человек» — звучит в каждой работе Бломкампа.
От «Чаппи» ждали примерно того же. Весь актерский каст, тизеры, рекламная кампания — все это, казалось, мы уже видели и в «Районе», и в «Элизиуме». Киносообщество разочаровано вздыхало — от Нила явно ждали большего. Режиссеру столь высокого таланта (в котором стали уже сомневаться) нужен был более глубокий, объемный фильм. Ну что могло быть интересного в отнюдь не новом сюжете о «первом роботе с ИИ»? Очередное «правительство не понимает гениальности открытия и объявляет охоту на бедную, человечную машину»? Не буду скрывать, но и я шел на сеанс без особых ожиданий и со здравым скептицизмом. Так что же пошло «не так»?
Во-первых, ЮАР. Вернув место действия на родину (Нил родом из Йоханнесбурга), Бломкамп избавился от безликого металлического блеска Голливуда, придав «Чаппи» еще не избитого южноафриканского колорита. Трущобы на фоне современного мегаполиса, разруха и прогресс, цивилизация и преступная анархия. Смесь Готэма и бразильских фавел. Ну и, конечно же, Die Antwoord. Южноафриканский рэп-рейв коллектив — давние фанаты своего соотечественника Нила. Йоланди и Ниндзя посвящают ему свои тексты, делают татуировки в честь «Района», а сам Бломкамп вдохновлялся их треками во время работы над «Элизиумом».
Взаимные симпатии перетекли во взаимную работу. Все эти розовые узи, свитшоты с безумными принтами, татуировки и десятиметровые граффити, кукольный голос Йоланди и «найки» диких расцветок — вся стилистика перетекла будто бы из клипов Die Antwoord и на них же и держится. Ниндзя и Йоланди не только сыграли, по сути, камео (оставив даже свои творческие псевдонимы), но и вышли на первые роли. Дев Патель, Хью Джекман, Сигурни Уивер, голос Шарлто Копли, что пропал при российском дубляже? Я вас умоляю, против такой экспрессии бессильно любое актерское образование. Когда-то Die Antwoord спели про то, что «Нил Бломкамп сделает нас кинозвездами». Ну так это произошло.
Вторым и главным ингредиентом стало то самое легкое заигрывание с темой трансгуманизма. Полуфилософское начинание из работ Корсакова, Ницше и Вилларда уже давно перетекло в реальную жизнь: трансгуманисты избираются в Конгресс США, по всему миру создаются идейные партии. Тема излюбленная литературой (от Лема до Азимова) и видеоиграми (великолепная серия «Deus EX»), но почему-то не особо прижившаяся в кинематографе. И если техническая сторона вопроса еще более освещена, то вопросы этические аккуратно избегаются.
Может ли человек считать искусственный интеллект за равный? И что вообще такое «человек»? Сознание? Но раз так, то готов ли человек отказаться от своего тела? «Чаппи» создал бесчисленное множество подобных вопросов и даже не пытался дать ответ. Нил Бломкамп ехидно подмигнул, да прикрылся щитом с надписью «блокбастер». И правда, что взять с «попкорнового» экшена.
Саунд к фильму вышел точно таким же. Дикая смесь постинтерстелларского (язык не сломали?) Ханса Циммера и кислотных треков Die Antwoord. Интригующий своим электронным звучанием орган (Ханс, видимо, еще не отошел) чередуется с одурманивающим голосом Йоланди, а за легким и камерным переигрыванием двух клавиш следует мощный речитатив от Ниндзя. Это тот редкий случай, когда музыкальное сопровождение олицетворяет фильм чуть больше, чем полностью. Симбиоз.
«Робот по имени Чаппи» очень легко поддается критике. Он наивен, в сюжете не мало дырок, но, черт возьми, в этом и есть своя прелесть. Нил снял кино не для наград и не для злых дядек из «Empire». Бломкамп снимал для себя, но попал прямо в сердце зрителю. Уверен, множество профессиональных критиков, взявших курс на модный, нынче, цинизм, разнесут в своих рецензиях «Чаппи» в клочья. Поэтому я, как обычный зритель, просто посоветую вам сходить в кино. Это, правда, глоток свежего воздуха.
+ Не самый предсказуемый сюжет
+ Прекрасный саунд. Пара треков уйдут в память и в плейлист
+ Одна из самых стилистически продуманных работ
– Ощущение легкой недосказанности
* Просмотр фильма организован сетью кинотеатров «Люксор».