Трансгуманизм. Фильм «Робот по имени Чаппи»

transgumanizm-chappie

«Чаппи» — свежий, выдающийся блокбастер. До минуты, так, девяностой я уверенно мог это сказать. После же, в оставшиеся полчаса, Нил Бломкамп (режиссер картины, если что) сделал финт ушами камерой, затронув очень тонкие, даже философские темы. Затронув слегка, по касательной, да стремительно закончив фильм, но отзвуки в голове вертятся до сих пор. Спустя несколько дней, я так и не понял: «Чаппи» — это чуть больше, чем просто экшен? Или чуть меньше, чем каноничное кино?

 

transgumanizm-chappie

 

Мы все знаем актеров, играющих один и тот же типаж, штамп. А вот Нил Бломкамп — режиссер одного клише. Ворвавшись с удивительно прекрасным «Районом № 9» и обжегшись на унылом «Элизиуме», Нил реанимировал и монополизировал за собой жанр социальной фантастики. Режиссер, наиболее реалистично создающий мир будущего, изучает в первую очередь все же социум, его роль в грядущих изменениях. Роль в основном отрицательная. «Самая страшная машина — это человек» — звучит в каждой работе Бломкампа.

От «Чаппи» ждали примерно того же. Весь актерский каст, тизеры, рекламная кампания — все это, казалось, мы уже видели и в «Районе», и в «Элизиуме». Киносообщество разочаровано вздыхало — от Нила явно ждали большего. Режиссеру столь высокого таланта (в котором стали уже сомневаться) нужен был более глубокий, объемный фильм. Ну что могло быть интересного в отнюдь не новом сюжете о «первом роботе с ИИ»? Очередное «правительство не понимает гениальности открытия и объявляет охоту на бедную, человечную машину»? Не буду скрывать, но и я шел на сеанс без особых ожиданий и со здравым скептицизмом. Так что же пошло «не так»?

 

transgumanizm-chappie

 

Во-первых, ЮАР. Вернув место действия на родину (Нил родом из Йоханнесбурга), Бломкамп избавился от безликого металлического блеска Голливуда, придав «Чаппи» еще не избитого южноафриканского колорита. Трущобы на фоне современного мегаполиса, разруха и прогресс, цивилизация и преступная анархия. Смесь Готэма и бразильских фавел. Ну и, конечно же, Die Antwoord. Южноафриканский рэп-рейв коллектив — давние фанаты своего соотечественника Нила. Йоланди и Ниндзя посвящают ему свои тексты, делают татуировки в честь «Района», а сам Бломкамп вдохновлялся их треками во время работы над «Элизиумом».

Взаимные симпатии перетекли во взаимную работу. Все эти розовые узи, свитшоты с безумными принтами, татуировки и десятиметровые граффити, кукольный голос Йоланди и «найки» диких расцветок — вся стилистика перетекла будто бы из клипов Die Antwoord и на них же и держится. Ниндзя и Йоланди не только сыграли, по сути, камео (оставив даже свои творческие псевдонимы), но и вышли на первые роли. Дев Патель, Хью Джекман, Сигурни Уивер, голос Шарлто Копли, что пропал при российском дубляже? Я вас умоляю, против такой экспрессии бессильно любое актерское образование. Когда-то Die Antwoord спели про то, что «Нил Бломкамп сделает нас кинозвездами». Ну так это произошло.

 

 

Вторым и главным ингредиентом стало то самое легкое заигрывание с темой трансгуманизма. Полуфилософское начинание из работ Корсакова, Ницше и Вилларда уже давно перетекло в реальную жизнь: трансгуманисты избираются в Конгресс США, по всему миру создаются идейные партии. Тема излюбленная литературой (от Лема до Азимова) и видеоиграми (великолепная серия «Deus EX»), но почему-то не особо прижившаяся в кинематографе. И если техническая сторона вопроса еще более освещена, то вопросы этические аккуратно избегаются.

Может ли человек считать искусственный интеллект за равный? И что вообще такое «человек»? Сознание? Но раз так, то готов ли человек отказаться от своего тела? «Чаппи» создал бесчисленное множество подобных вопросов и даже не пытался дать ответ. Нил Бломкамп ехидно подмигнул, да прикрылся щитом с надписью «блокбастер». И правда, что взять с «попкорнового» экшена.

 

transgumanizm-chappie

 

Саунд к фильму вышел точно таким же. Дикая смесь постинтерстелларского (язык не сломали?) Ханса Циммера и кислотных треков Die Antwoord. Интригующий своим электронным звучанием орган (Ханс, видимо, еще не отошел) чередуется с одурманивающим голосом Йоланди, а за легким и камерным переигрыванием двух клавиш следует мощный речитатив от Ниндзя. Это тот редкий случай, когда музыкальное сопровождение олицетворяет фильм чуть больше, чем полностью. Симбиоз.

 

transgumanizm-chappie

 

«Робот по имени Чаппи» очень легко поддается критике. Он наивен, в сюжете не мало дырок, но, черт возьми, в этом и есть своя прелесть. Нил снял кино не для наград и не для злых дядек из «Empire». Бломкамп снимал для себя, но попал прямо в сердце зрителю. Уверен, множество профессиональных критиков, взявших курс на модный, нынче, цинизм, разнесут в своих рецензиях «Чаппи» в клочья. Поэтому я, как обычный зритель, просто посоветую вам сходить в кино. Это, правда, глоток свежего воздуха.

 

Плюсы
+ Die Antrwood

+ Не самый предсказуемый сюжет

+ Прекрасный саунд. Пара треков уйдут в память и в плейлист

+ Одна из самых стилистически продуманных работ

Минусы
– Персонажи Джекмана и Уивер слишком карикатурны и плоски

– Ощущение легкой недосказанности

 

Оценка: 8,5/10

 

Посмотреть

в

Люксор IMAX Сочи

 

* Просмотр фильма организован сетью кинотеатров «Люксор».