С наступлением зимы в Сочи, наконец, пришла осень. Холодные дожди гонят домой, заставляют заваривать чай, доставать из шкафа бабушкин плед и смотреть кино, ну, или сериалы. Сегодня к вашему вниманию самый осенний, самый депрессивный сериал года — «Оставленные»/«The Leftovers».
Кевин Гарви (Джастин Теру) , шериф полиции города Мэплтон, как никто понимает, что все кругом летит к чертям. 3 года назад 2% процента населения Земли то ли вознеслись, то ли отправились в преисподнюю. А годовщина «исчезновения» именуется «Днем героев», хотя куда правильнее было бы именовать это «What the fuck happened day». Самого Кевина «вознесение» вроде и не коснулось, но его семья, как и все общество, трещит по швам. Жена Лори теперь носит белое, курит и молчит — именно это входит в обязанности членов секты «Guilty Remnants» («Виноватые остатки»), третирующее все население городка. Дочь Джилл — шаблонный подросток с проблемой всеобщего непонимания — пытается бунтовать, но получается не очень. Сын Том на другом конце Америки приглядывает за одной из шлюх Святого Уэйна — чернокожего то ли Бога, то ли педофила с волшебными объятиями и безумными глазами. Сам Кевин по ночам стреляет по бездомным собакам, но об этом помнит ровным счетом ничего. Едет крыша, судя по всему, но, согласитесь, есть от чего.
Нехитрая, вроде бы, фабула о внезапном и таинственном исчезновении людей, или же об искусственном их отделении кем только не использовалась: сериалы «4400», «На зов скорби» в какой-то степени «Под куполом». Но никто ранее не пытался рассмотреть ее не с точки зрения мистики или же некоего постапокалипсиса, но как катастрофу психологическую. «Исчезновение» здесь всего лишь искусственный прием, попытка создать социальный эксперимент: а что будет, если резко лишить человека самого важного? Будет ли человек дальше цепляться за привычные нормы и устои? И, главное, готов ли человек идти дальше? В этом и есть главная конфронтация сериала. Конфликт между людьми, готовыми сделать шаг вперед и теми, кто считает, что Вечная скорбь — это и есть участь человечества. Может ли маленькая девочка, чья мать оказалась среди «исчезнувших», быть счастлива и радоваться жизни ? А если да, то когда? Являются ли три года достаточным сроком? Неловкие и даже чуть стыдливые попытки людей жить дальше, по прежним нормам, порой выглядят нелепо. Хорошая мина при плохой игре, вроде так это называется, да?
«Оставленные» действуют грубо и напрямую. Ощущение внутреннего дискомфорта начинается с пронзительного крика матери «исчезнувшего» ребенка, и до конца всего сезона только растет в черт его знает какой прогрессии. Закидывание камнями престарелой сектантки, кровавое побоище в день памяти, растровые куклы «ушедших» — это не шутки. На фоне играет… нет, не «Radiohead» (это было бы слишком), а Макс Рихтер, переделавший специально для сериала свои «Vladimir’s Blues» и «The twins». «Оставленные» упиваются безысходностью и апатией. Для неподготовленного человека просмотр всех серий разом может стать веским поводом посещения психотерапевта. Первые две серии делают «доброе лицо» и играют то ли в «Твин Пикс», то ли в некую «шьямаланщину», но в дальнейшем сериал срывает все маски и давит на зрителя всеми запрещенными способами. Джастин Теру (регулярный актер Линча, что, как бы, намекает) если не плачет в кадре, то пьет, Кристофер Экклстоун (местный священник Мэтт) пытается сохранить капли всеобщего понимания, но у него самого дома полностью парализованная жена, и это самые светлые лучи в царстве всеобщего тлена.
Что и говорить, если даже внеземной эльфийке Лив Тайлер (самое громкое имя сериала), разбив лицо, внушили, что мир умер и никогда не будет прежним. А она, вроде бы, и поверила. Тем удивительнее, что за всем этим фон Триеровским беззаконием стоит никто иной, как Деймон Линделоф. Одни ставят ему в вину ужасные последние сезоны небезызвестного сериала «Lost», другие приписывают его руке все идиотские поступки персонажей «Прометея». Но, видимо, Линделоф долго вращался в постели, мучаясь от угрызений совести, чтобы затем выдать эти 10 законченных и выдержанных серий. 10 серий о том, что все мы, в общем-то, потеряли вкус к жизни, но отчаянно это скрываем. Во время, когда каждый пятый ничего, по большому счету, не хочет, «Оставленные» выглядят очень грустной шуткой.
+ Макс Рихтер и его незамысловатый, но пробирающий саунд
+ Оригинальное толкование довольно избитого сеттинга
– Очень высокий порог вхождения в сериал
– Линия Джилл, дочери Кевина, недотягивает до всех остальных
Мне обычно тяжело смотреть такие психологические вещи, как-то мрачно все, гнетуще. Наверно, потому что мне в жизни хватает депрессивных людей. Автор прав в том, что очень много людей потеряли вкус к жизни и ничего не хотят. Нет, моя душа жаждет комедии, иначе сама присоединюсь к «оставленным».
Описание заинтриговывает своей правдивостью — мы в самом деле скоро будем все «оставленные», потерянные. Хотя в нынешнее депрессивное экономическое время, соответствующее время года могут плохо сказаться на психике, имхо.