Вряд ли кто-то будет спорить, что сейчас не самое простое время. Не самое простое, кажется, для всех, но особенно для тех, кто строит своё дело с нуля и рядом с домом. Бизнес находится в постоянном лавировании: сегодня — новые условия, завтра — неожиданные решения, послезавтра — полный разворот стратегии. Но именно в таких реалиях и рождаются самые смелые идеи. Идеи, на которые большинство скажет, что ты делаешь что-то не так. В нашем проекте с Альфа-Банком под названием «Ты всё делаешь не так. Продолжай» мы рассказываем о тех, кто не остановился. Кто выбрал свободу, движение и созидание.
В этом выпуске нашего спецпроекта — история Екатерины и Дмитрия Макиенко, которые прошли путь от запуска квест-румов в Европе до открытия коворкинга на месте бывшего консервного завода.
Екатерина называет себя «женой декабриста», ведь именно она однажды поддержала идею переезда и нового дела — квест-румов. Дмитрий, инженер-проектировщик, на тот момент искал перемен. Оба они родом из Тюмени.
В какой-то момент Дмитрий устал и от проектирования, и от Тюмени. «Был какой-то личный и творческий кризис, хотелось попробовать что-то иное», — вспоминает он. Этим «чем-то иным» неожиданно оказались квест-румы, которые тогда только набирали популярность. Причём для запуска проекта супруги выбрали Сочи. Там они открыли «КвестРум.РФ», один из первых квестов в городе.
Бизнес пошёл вполне неплохо. Поток клиентов стабильно рос. Вспоминают, как в новогодние праздники к ним однажды зашёл Сергей Лазарев. Но затем Дмитрию вновь захотелось изменений.
Знакомые переехали из Казани в Барселону. И хотели там тоже открыть квест-рум. Тогда квесты в Европе тоже пользовались спросом. Но были куда менее технологичными, чем у нас. В общем, под всё это дело искали партнёров. А я как раз болею за футбольную «Барселону», так что подумал, почему бы и нет.
Дмитрий Макиенко
основатель коворкинга Creative
Сочинский квест-рум продали за 1 миллион рублей. Их вложили в открытие франшизы в Барселоне. Затем появились локации в Мадриде, Турине. Для Екатерины и Дмитрия регулярные бизнес-поездки в Европу стали обыденностью. «Постоянно приходилось оформлять визы. На ВНЖ несколько раз подавались, но как-то не срослось», — вспоминает Катя. Несмотря на то что поток в их квест-румах был большой, в финансовом плане эта история оказалась даже менее выгодной, чем в Сочи. А последующая пандемия и вовсе окончательно похоронила проект.

Екатерина и Дмитрий Макиенко

С закрытием европейского проекта Екатерина всё чаще говорила о возвращении в Сочи — она чувствовала, что городу не хватает мест для общения и самостоятельной работы. В это время Диму позвали поработать проектировщиком. Изначально планировали задержаться здесь лишь на лето. Но, разумеется, всё «пошло не по плану».
Дела шли неплохо, много заказов. В разгар пандемии заключили крупный контракт с «МореМоллом». Постепенно расширялась команда, с которой работал. К тому же тепло, солнце, природа — всё это на контрасте с Тюменью очень привлекало.
Дмитрий Макиенко
основатель коворкинга Creative
Для работы Дима арендовал офис на Курортном проспекте, неподалёку от тогда ещё «Макдональдса». В какой-то момент соседние помещения освободились, и собственник предложил Дмитрию забрать их себе. Тут и появилась идея коворкинга.
Первая мысль — сдавать их кому-то под субаренду. Но пандемия с повсеместной удалёнкой, как один из её символов, сама натолкнула на идею коворкинга. В Сочи тогда таких проектов особо не было. К тому же, честно говоря, не хотелось дробить пространство. Финальным аргументом стала история наших друзей, уехавших во Францию. Они долго не могли там найти друзей и решили сами создать вокруг себя сообщество, открыв как раз что-то типа коворкинга.
Дмитрий Макиенко
основатель коворкинга Creative
«Я загуглила, что вообще такое коворкинг, — говорит Катя. — Это точно не была моя мечта. Но мне понравилось, что это про людей, про общение. Спустя 10 лет в декрете окунуться в предпринимательство и открыть свой проект — серьёзный вызов». Ремонт делали своими силами, купили столы, покрасили потолок, провели проводку. Вложили — из собственных накоплений — примерно 200 тысяч рублей. Подготовка заняла примерно два месяца. Но, увы, проект закрылся чуть ли не до запуска. Все помещения под себя забрало крупное агентство недвижимости. «Нам, конечно, компенсировали часть трат на ремонт, где-то 150 тысяч рублей, — вспоминает Дмитрий, — Но ощущения были не самые приятные». При этом желание открыть свой коворкинг после этого не исчезло.
Просто загорелись этой идеей. Была вера, что это классная и нужная штука. Понимали, что удалёнка теперь с нами надолго. И что людям нужно будет место, где они смогут поработать вне дома.
Екатерина Макиенко
основательница коворкинга Creative


Начались поиски нового помещения. Искали уже, правда, не в одиночку. К зарождающемуся проекту присоединился Фёдор, приятель Дмитрий, тюменский айтишник со своей крупной компанией.
Во-первых, ему просто понравилась наша идея. Во-вторых, у него была ещё и следующая заинтересованность: в будущий коворкинг Фёдор бы мог отправлять своих сотрудников. Что-то типа «выездной локации» для работы. Так что он решил вложиться в проект. Честное партнёрство, 50 на 50.
Дмитрий Макиенко
основатель коворкинга Creative
Помещение нашли через «Авито». Это было старое трёхэтажное здание бывшего консервного завода по соседству с тогда ещё активно строящимся ЖК «Альпийский квартал». «Нетипичное для Сочи здание, высокие потолки, огромные окна, кирпичные стены — в общем, идеальный лофт для коворкинга», — рассказывает Екатерина. Но было и множество минусов: всё помещение завалено мусором, не было туалетов, разруха. А от строящегося ЖК всё постоянно покрывалось пылью. По словам супругов, их очень подкупила близость к центру — всего 15 минут до вокзала. Да и в само пространство они буквально влюбились. Сомнения вызывала лишь площадь. «Целых 150 квадратных метров — это было очень много», — признаётся Дмитрий. Но затем Фёдор убедил, что если и открывать коворкинг, то просторный. А после и собственник помещения назвал довольно комфортную арендную ставку — 800 рублей за квадратный метр. Весной 2021 года подписали договор об аренде.
Вновь началась стройка. Как говорят сами супруги, очень локальная. Покрасили потолки в чёрный, очистили плитку, провели всю электрику, закупили мебель, более двух десятков рабочих столов, поставили входную дверь. От прошлых арендаторов — рекламного агентства — остались металлические подиумы, которые переделали в полки. Общие затраты составили примерно 400 тысяч рублей. Расходы делились с Фёдором пополам. Ещё 200 тысяч рублей ушло на кофейное оборудование, которое приобрели в одном из закрывшихся спотов Coffee Like.
Большую часть вложений — около 400 тысяч рублей — мы сделали из собственных накоплений. Мы всегда старались не брать кредиты, особенно после опыта с Европой. Все финансы вели аккуратно, через привычные нам сервисы. Оба уже много лет пользуемся продуктами Альфа-Банка как физлица — и карта, и приложение, и поддержка — всё стабильно и удобно.
Екатерина Макиенко
основательница коворкинга Creative


Коворкинг получил название Creative. Так называлась, кстати, и компания Фёдора в Тюмени. Сам же он, пока шёл ремонт, со своей командой айтишников разрабатывал сайт коворкинга.
Открылся проект в мае 2021 года. Причём первые дни получились очень стрессовыми. В ещё толком не запостившемся коворкинге захотела провести конференцию одна команда, занимающая разработкой визуала для компьютерных игр.
Они нас нашли, видимо, через сайт. И заявились в первый же день работы. А у нас ещё интернет даже настроен не был. Мы пытались им объяснить, но те были полны решимости. Готовы были взять все риски на себя. Говорили, главное, чтобы столы и стулья были. В итоге интернет успели провести прямо день в день, и конференция прошла успешно. От нас уходили полные восторгов. Но для нас это был сильнейший стресс-тест.
Екатерина Макиенко
основательница коворкинга Creative
Ещё одним стресс-тестом стало неожиданное соседство. На том же этаже, что и коворкинг, открылся… квест-рум! «Это было какое-то безумное совпадение», — смеётся Дмитрий. Но на ностальгических эмоциях позитив от такого соседства закончился. Ведь квест-рум был в жанре хоррора.
У нас рабочая атмосфера, тишина, спокойствие. И тут из-за стенок крики ужаса, вопли, топот. Шумоизоляция была никакущая. Приходилось каждому резиденту объяснять, кто у нас соседи. В общем, такое себе. Но дела у них не пошли, и где-то через полгода они закрылись.
Дмитрий Макиенко
основатель коворкинга Creative
Первые девять месяцев коворкинга прошли очень размерено. С одной стороны, это позволило отладить все процессы, доделать что-то по ремонту. С другой же, финансовые показатели были стабильно в минусе. В коворкинге было откровенно пустовато. Порой случались дни, когда в Creative не было ни одного посетителя. Продвижением проекта, как признаются супруги, они тогда особо не занимались. Зимой 2022 года добавились ещё сложности. Из проекта вышел Фёдор.
Он один раз отправил своих айтишников на такую вот выездную удалёнку. Но на этом всё и ограничилось. «Командировки» оказались не особо экономически выгодными. А без них у него пропала и заинтересованность в коворкинге. Возможно, сказался и минусовый старт. Мы договорились, что выкупим его часть.
Дмитрий Макиенко
основатель коворкинга Creative

Так, Екатерина и Дмитрий стали единоличными владельцами коворкинга. Параллельно случилось и перераспределение обязанностей. К тому моменту Екатерина уже вела почти всё: она была лицом проекта, человеком, которого знали резиденты, и двигателем всех процессов. Поэтому логичным стало, что Екатерина официально возглавила Creative.
А я и так была полностью погружена в жизнь коворкинга. Ходила туда каждый день как на работу. Так что я была только за. Да, у меня, конечно, была эта красивая картинка бизнес-вумен, выходящей из дорогой машины с сумочкой в руках. В реальности же я чаще бегала с пакетами из «Пятёрочки» со всем необходимым для коворкинга.
Екатерина Макиенко
основательница коворкинга Creative
Екатерина занималась буквально всем. От закупки расходных материалов до работы администратором. Последнее она делила по сменам с единственным наёмным сотрудником. «Наташа с нами с первых дней, мы ей очень благодарны, — делится Катя, — А ещё у неё был опыт работы бариста, так что она помогла настроить кофемашину».
По словам Кати, действовала она по наитию, без каких-либо схем, бизнес-планов. «Была лишь вера в эту историю. Понимание, что потребность в удалённой работе будет только расти, — рассказывает она, — Пространство-то у нас классное, нужно лишь вдохнуть жизнь». Екатерина уделяла внимание каждому гостю. «Люди, которые предпочитают коворкинги, зачастую интересные, необычные. И им нужно почувствовать свою ценность и важность», — делится девушка. Детальнее стала работа и с продвижением.
Задействовали все соцсети. Но быстро поняли, что наибольший выхлоп от «Яндекс Карты» и «2ГИС». Оплачивали там рекламу для лучшей индексации. Но затем стало ясно, что это особо смысла не имеет. Коворкингов в Сочи почти нет, так что мы в любом случае будем где-то наверху. Что реально важно, так это отзывы. И вот тут мы включились по полной. Стали просить наших постоянников оставлять отзывы. И это сильно нам помогло. Надо сказать, мы с этим до сих пор работаем. Проблема в том, что если людям всё нравится — они просто возвращаются, но отзывы не пишут.
Екатерина Макиенко
основательница коворкинга Creative
В течение следующего года работы Creative стал постепенно выходить в плюс. В коллективе появился ещё один наёмный сотрудник. Месяц к месяцу, по словам супругов, сильно мог отличаться по потоку гостей. Но усреднённые показатели приближались к потолку текущей локации. Мысли о расширении всё чаще мелькали в головах. Но случилось оно отчасти не таким, каким планировалось. Соседнее помещение вновь освободилось. Оно, в целом, было интересно Диме и Кате. При этом отпугивало размерами — те же 150 квадратов — и подросшей арендной ставкой (уже 1 500 рублей за кв. м.).


На эту локацию стали приходить потенциальные арендаторы. И все они были, так или иначе, связаны со спортом. Различные детские секции. Мы поняли, что такое соседство — смерть для нашего проекта. Шум и бегающие дети никак не сочетаются с атмосферой коворкинга. Поэтому мы рискнули забрать это помещение себе. Иначе пришлось бы переезжать.
Дмитрий Макиенко
основатель коворкинга Creative
В мае 2024 года подписали новый арендный договор. Ремонт вышел уже более масштабный. Проект разработал сам Дмитрий. «Тут я уже дал волю фантазии», — признаётся он. В новой локации появились несколько уединённых «скайп»-комнат и одна большая переговорная. Затраты составили около 3 миллионов рублей. Деньги были взяты из заработанного коворкингом и личных средств. Ремонт растянулся до конца года. «Было сложно функционировать, когда под боком стройка, — рассказывает Катя, — У нас из-за этого ушёл один из самых старых резидентов».
Помещение увеличилось в два раза, как и расходы на него. А значит, нужно в два раза больше посетителей. «Коворкинг, видимо, очень переменчивая история. У тебя может сформироваться база постоянников, а потом часть из них уедет в другую страну или город, — рассказывает девушка, — Поэтому ты постоянно в поиске новых резидентов». Сейчас Катя и Дима просто продолжают работать. Без иллюзий, но и без ощущения, что зря начали. Ребята активно думают над развитием проекта. Одна из идей — открыть Центр креативных индустрий.
Сочи, пер. Трунова, 7
crt.works