Яркие краски, блеклые люди. Фильм «Высотка»


Да, звучит избито, но Бен Уитли крайне специфический режиссер. Картины его лучше смотреть дома, одному, а обвинить их в наличие сексизма, расизма, шовинизма (и иные милые и модные словечки) не составит труда. «Высотка» — это производное от творчества Уитли помноженное на контркультурную монументальность одноименного романа Джеймса Балларда.

По факту — это утопия, перерастающая в антиутопию, где объектом исследования становится некая высотка — абсолютно автономное здание, где люди не только живут, но и работают, отдыхают, занимаются спортом и шопингом. Помимо многочисленных магазинов, бассейнов, залов для сквоша и прочих прелестей западного уклада, в высотке есть четкое классовое разделение: на верхних этажах обитает бомонд, средние этажи заняты креативным классом, а самый низ отдан «обычным, нормальным семьям».

На примере подобного расслоения общества достоинства и недостатки Уитлока видны наиболее отчетливо.

 

 

Как устроена «Высотка»?

 

 

 

Верхние этажи

 

5-2

 

Высший свет, телеведущие, адвокаты, актрисы, светские львицы, бизнесмены, архитекторы, уподобляющиеся викторианской аристократии. Глянец общества. Собственно, глянец Уитли и удался. «Высотка» — самый стилистически выверенный фильм этого года, пир для любого визуальщика и, возможно, единственная картина, где даже всевозможная грязь и мусор выглядят эстетски. Из каждого кадра, секундного блика в отражении глаз, небрежно брошенной бутылки выжимается максимум. Порой сюжет задвигается куда-то вдаль, чтобы заснять очередной эффектное слоу-мо, выстроить потрясающую экспозицию или почтительно кивнуть в сторону культовых режиссеров.

«Высотка» — это экстаз для режиссера-визионера и полнейший карт-бланш для оператора Лори Роуз. Стиль, красота и лоск кадра — то, что удерживает у экрана, когда смысл происходящего начинает ускользать за горизонт событий, даже у людей абсолютно далеких от претенциозных изысков Бена Уитли. Не сбавляет грациозного темпа и прекрасно подобранный саунд, напоминающий о том, какой же все-таки крутой композитор Клинт Мэнселл.

Другой этаж

 

 

Средние этажи

 

HR_2480_tiff.tif

 

Стиль и изящество свойственны не только кадру, но и персонажам. Персонажи в «Высотке» удались на половину, на ту, которая идентифицирует героев, откладывая их в нашей памяти. Проще говоря, герои «Высотки» колоритны и запоминающиеся. Античный Лэнг (Том Хиддлстон), что тщетно пытается сохранить нейтралитет, параллельно подбирая идеальный оттенок белого; Уайлдер (Люк Эванс) — выдающий удивительный перфоманс своих внутренних демонов и белоснежный Джереми Айронс (в роли создателя высотки Энтони Ройяла), который вновь отыгрывает престарелого мудреца. Все они по своему яркие и незабываемые, их образы выцепливаешь и в диком каскаде кадров, и в мрачном рапиде.

Увы, за привлекательной, клейменной оболочкой ничего нет. Поступки персонажей непонятны, на откуп логике есть лишь одно объяснение — всеобщее первобытное безумие. Там, где у Балларда был мощный бэкграунд, фильм дает лишь пустую комнату, чье содержимое придется наполнить силами своей фантазии. От того и персонажи не вызывают ни капли сочувствия, а когда хаос, охвативший высотку, достигнет своего апогея — ты в тайне рад этому.

Другой этаж

 

 

Нижние этажи

 

high-rise-1024--(None)

 

При всех достоинствах картины, при всей ее притягательной красоте, самая важная — сценарная и режиссерская — составляющая проваливается с треском. Эта столь значимая основа утягивает за собой все прекрасные и выверенные этаж-моменты. «Высотка» гибнет от излишества сюжетных линий, отсылок и намеков, не имея костного скелета, что удержал бы этого колосса на глиняных ногах.

В высотке гаснет свет и все жители превращаются в зверей, что скатываются к натуральной классовой борьбе — это все, что удается вынести без знакомства с первоисточником. Степени градации, падения, перехода от одной стадии к следующей — непонятны и остается лишь удивляться, как за 5 минут экранного времени эволюционная лестница делает такой стремительный скачок назад. Мотивы персонажей теряются в потоке эстетики, а кульминационные моменты, так и остаются кульминационными на бумаге. «Высотка» Бена Уитли вышла слишком концентрированной, тонущей в своих же амбициях. В который уже раз неоптимизированная система разрывает сама себя в клочья.

Другой этаж

Кому смотреть
  • Любителям шикарного визуала
  • Тем, кто не пропускает ни одной премьеры авторского кино
  • Поклонникам Джеймса Балларда 

 

Посмотреть

Люксор IMAX Сочи

 

Просмотр фильма организован сетью кинотеатров «Люксор»