Главный фрик всего режиссерского цеха загнал себя в не самую легкую ситуацию: количество макабра и фантасмагории в картинах Тима Бертона переступило ту самую грань, когда весы «гений–безумец» из тонкого равновесия склоняются ко второму. После презрительного «Фи», высказанного аудиторией «Мрачных теней», Тим отправился омываться к перенасыщенному озеру байопиков и исторических полотен. Парадокс, но лишившись сотен миллионов долларов и убрав Джонни Деппа, режиссер выдал свою лучшую за почти пять лет картину. Картину, в которой самого Бертона почти и нет — такая вот ирония.
Яркая, вседозволенная и сексистская Америка конца 50-ых. У Маргарет (Эми Адамс) есть лишь машина, дочь, на заднем сидении той самой машины, и стремление уехать куда подальше от первого неудачного брака. Временное пристанище и какой-никакой, но комфорт обнаруживаются на цветастых улочках Сан-Франциско, где Маргарет рисует шаржи детей, получая по доллару от щедрых родителей. Там с ней знакомится Уолтер Кин (Кристоф Вальц) — обаятельный мужчина в самом расцвете сил с нелепыми подворотами на джинсах. Уолтер весьма успешно работает риелтором, а по выходным пытается продать свои картины, уличные виды с берегов Сены.
Спустя неделю бурного романа Маргарет получает фамилию Кин, а ее свежеиспеченный муж устраивает первую совместную выставку в соседнем джаз-клубе, в коридоре возле уборных. Успехом пользуются лишь портреты детей с непропорционально большими глазами, что Маргарет рисовала последние несколько лет. Цепочка случайных и неслучайных обманов приводит к тому, что «большеглазые» картины становятся известны на весь округ. Проблема лишь в том, что автором портретов все считают именно Уолтера.
Внешне прекрасная, без откровенно слабых мест картина держит зрителя в неведение и обмане до своего конца. Ощущение фальши и недосказанности приходит лишь после, когда задаешься вопросом: «А что я посмотрел?». Когда осознаешь, что за безупречным фасадом ничего и нет. Да, звучит чуть ли не кощунственно, но в новом фильме Тима Бертона нет никакого смысла. О чем эта история бедной домохозяйки Маргарет? О нелегкой судьбе женщине в еще неравноправной Америке? Но характер героини никак не раскрыт, как и не отображен протестный дух в обществе. О том, как нелегка и одинока дорога художника?
Бросьте, картины и творчество здесь выглядят не более, чем декорацией к истории. Казалось бы, важные вещи, как религиозный поворот в сознании Маргарет, тайна такой безумной популярности этих самых «больших глаз» — они здесь лишь, как очередная ступень биографии. Да, важная, необходимая, но ступень, не имеющая никакого скрытого/открытого смысла. И это — Тим Бертон! Человек, умеющий в сцене чаепития пересказать чуть ли не библейские мотивы, а в цвете нарядов персонажей передать все грани творческого одиночества. За свой первый биографический фильм — гениальную сатиру «Эд Вуд» — Бертон получил два «Оскара», а сама картина прочно осела в памяти. О чем были «Большие глаза» не вспомнишь и через месяц.
Обидно, но это тот редкий случай, когда имя режиссера лишь портит впечатление и оценку фильма. У «Больших глаз» прекрасный видеоряд, шикарная Эми Адамс с этой нелепой прической. Непривычно сдержанный саундтрек Элфмана свежо разбавлен Ланой Дель Рей. Приятные и смешные миниатюрные роли Джейсона Шварцмана и Теренса Стэмпа. Неожиданно подводит лишь Кристоф Вальц, все-таки переигравший со своими злодейскими ужимками. Такая вот простенькая, но приятная история для семейного кинопросмотра.
История, которую портит лишь фактор Бертона. Да, кто-то сказал, что ожидания — проблемы только лишь наши, но позволю не согласиться. Слишком уж долго господин Бертон терзал нас своими философскими загадками, чтобы так легко отказаться от них. Да, при желании в «Больших глазах» можно поискать намеки на автобиографичность, связи слова «брак» со словом «рабство». Только, по-моему, сам Бертон плюнул на это дело минуте так на тридцатой.
Незадолго до выхода картины Бертон расстался со своей, казалось бы, вечной спутницей Хеленой Бонем Картер. Лишившись мрачной музы, Тим словно выглянул из привычной готичной зоны комфорта в мир красок и добрых историй. Отвергнув прошлое, режиссер потерял себя. И, кажется, оно того не стоило. Правда ведь всегда где-то посередине.
+ Красочный видеоряд
+ Отличная игра Эми Адамс
– Кристоф Вальц все же переиграл
* Просмотр фильма организован сетью кинотеатров «Люксор».