Очередная спецоперация Мстителей, где-то на задворках Черного Континента, приводит к трагическим последствиями, поставившим перед мировым сообществом серьезный вопрос о необходимости создания некоего органа надзора. Сомнения и смятения изливаются в Заковианский договор, что обязывает супергероев отчитываться о всех своих действиях перед Советом Безопасности ООН. Короткий поводок нисколько не смущает Тони Старка/Железного человека (Роберт Дауни мл.), однако Капитан Америка (Крис Эванс) на подобное категорически не согласен. В это время близкого друга Капитана, противоречивого Зимнего «Баки» Солдата (Себастьян Стэн) без суда и следствия обвиняют в совершении теракта и объявляют в международный розыск, что только подливает масла в разгорающийся конфликт. Кто-то из Мстителей остается со Старком, некоторые присоединяются к Кэпу, а где-то на фоне плетет интриги грустный немец Гельмут Земо (Даниэль Брюль) — в общем, противостояние начинается.
Еще в 2011 году волей воспаленного сознания российских локализаторов «Капитан Америка» превратился в «Первого мстителя». Останавливаться было поздно, поэтому вместо Civil War мы увидели подзаголовок «Противостояние». Парадокс, но это оказалось удивительно тонким провидением. Civil War — не только оригинальное название, но и целая линейка комиксов, повествующая о том самом политическом и личностном расколе Мстителей. Размах и глубина повествования сделала относительно свежую «Гражданку» (первый выпуск увидел свет в 2006-ом) общепризнанной классикой жанра.
Решение экранизировать столь фундаментальный материал в формате одного «сольного» проекта выглядело спорным, да и не вписывалась подобная сюжетная арка в привычный ряженный киноаттракцион имени Marvel. После просмотра можно заявить уверенно — той самой «Гражданки» здесь нет и близко, а все происходящее напоминает междусобойчик в аэропорту, лайтовый разбор полетов. Но даже снизив уровень мерила «Противостояние» проваливается по всем фронтам, наступая на больно знакомые грабли: проблемы с внутренней логикой, вяло прорисованная мотивация, герои для галочки, неуместные злодеи, странный монтаж — где-то мы все это видели.
Братья Руссо (создавшие лаконичного и выдержанного «Зимнего Солдата» и ответственные за будущую «Войну бесконечности») попробовали поговорить со зрителем по-серьезному, но выглядит это нелепо, когда на тебе все те же яркие лосины. Нет, дело не в самой комикс-составляющей, а в банальном отсутствии схожего опыта. Драма и темные тона — тонкий лед для всей киновселенной Marvel и трескается он буквально сразу же. «Противостояние» вдруг вспоминает о тех самых безымянных жертвах, что разлетаются на фоне миротворческих миссий Мстителей.
Тема острая и неоднозначная, но подать ее как следует братья Руссо не удается. Весь конфликт и пертурбация сводится к тривиальным мукам совести, оставив политическую и личностную подоплеку где-то в стороне. Большинство Мстителей представлены в роли бездумных болванчиков, что так и норовят безоговорочно принять чью-то сторону, да пойти бить друг другу морды. Главные же фигуры противостояния тоже не поддаются никакой критике: если позицию Старка с горем пополам принять можно (всего-то лишь нужна темнокожая женщина с пронзительным взглядом и трагичной судьбой), то поведение Капитана напоминает любовное помешательство.
Делать мрачное лицо тоже нужно уметь. И если не получается в сюжетную логику и мотивацию, то можно брать визуалом, помпезностью и атмосферностью — спросите Зака Снайдера. В «Противостояние» не веришь, оно насквозь искусственное, напускное и пластмассовое. Весь этот груз не разрядившихся ружей утягивает всю картину, заражая апатичной меланхолией все составляющие ленты. Страшно сказать, но новое Марвеловское произведение откровенно скучно. Аляповатый экшн выцвел и уже ни чем не удивляет.
Распиаренное столкновение в аэропорту оказывается не более чем типичная дуэль помноженная на N-ое количество раз. Героев в кадре критически много, но удельную массу всех их способностей братья Руссо передать не смогли. Все трансформации Железного человека и сверхсилы Алой Ведьмы (Элизабет Олсен) воспринимаются как данное — эффект неизведанного спал и именно для этого в «Противостояние» вводят Черную Пантеру (Чедвик Боузман) и юного Спайди (Том Холланд в отвратительном дубляже), но выглядит это не более, чем стремление Marvel похвастаться новыми культовыми персонажами в своем бестиарии. Визуал ленты, состоящий из серых ангаров и шаблонных лабораторий, заставляет брови вопросительно изгибаться: куда подевались 250 миллионов сметы? Шутки про гонорары в полбюджета, как кажется, не такие уж и шутки.
Да, «Противостояние» соберет привычный миллиард, что в принципе накладывает в современном мире вето на слово «провал», но творческий кризис в киновселенной Marvel уже очень заметен. Розовые очки кульбитных аттракционов сползают, обнажая все накопившиеся проблемы. Да, Мстители все еще благодатная почва для умелого режиссера, но этот композит уже очень устал от самого себя. Серии нужна новая струя возможно, от более маститых киноделов.
И, все-таки, остается один вопрос: почему за одни и те же, в общем-то, ошибки одни получают тотальный разнос от критиков, а другие этими же рецензаторами и восхваляются? В чемоданчики, что направляются от офиса Disney во всевозможные редакции, начинаешь верить.
- Любителям киновселенной Marvel, что так и не добрались до одноименных комикс-серий
Просмотр фильма организован сетью кинотеатров «Люксор»