Сходство с великолепной и статусной «Охотой» Томаса Винтенберга ощущается буквально сразу. Тот же маленький и аскетичный городок где-то в абстрактной Скандинавии. Размерная нордическая пастораль и гнетущая, упивающаяся своей безысходностью атмосфера. Только здесь преступление, до тайны которого еще предстоит добраться, все-таки состоялось, но в основе картины все то же мрачное рассуждение о степени принятия общества. Два года назад Йон (Ульрик Мунтер) совершил нечто страшное, но куда более ужасающим кажутся последствия его возвращения туда, где его никто не ждет. Тот же дом, та же школа, те же люди, и все тот же Йон, что своим появлением срывает со всех напускную сердобольность и аристократическое спокойствие. Очень больно и очень резко.
«Непрощенный» со зрителем крайне прямолинеен и честен. Привычных ужимок, приемов, отдушины для аудитории, что внешне так радеет за внутрекартинную справедливость, нет и в помине. Зритель не то что равный собеседник, но прямой участник конфликта. Камера так и норовит нырнуть за спину герою, создавая неслабый такой эффект присутствия. Но не подумайте, что все так просто и понятно. Нет, сложности, порой искусственно воссозданной, в картине предостаточно.
Первые минут 20 пытают зал невыносимо долгими пролетами камеры, словно самый жуткий кошмар Эммануэля Любецки, а все сюжетное подается невербально, едва осязаемо. «Непрощенный» вообще очень тихая, молчаливая картина. Напряжение подается искусно, не выдавая себя зрителю. Еще десять минут назад ты отрешенно наблюдал за фермерскими пейзажами, а уже сейчас, опять же, незаметно, нервно задерживаешь дыхание. В какой-то момент пружина резко выпрямится, струна оборвется, а ты останешься прибитым этими беззвучными титрами. Финал.
Если откинуть эти дутые эпитеты, то «Непрощенный» — классический атмосферный фильм. Вся история Йона, в принципе, довольно незатейлива: отсидев два года в колонии несовершеннолетних, подросток возвращается в родной город, сталкиваясь со всеобщей тотальной неприязнью. Весь сюжетный конструктив уместится на тетрадный листок. Что же заставляет эдаким «банальностям» посвящать предыдущие абзацы? Исключительная режиссерская работа Магнуса фон Хорна, человека без фотографии на «Кинопоиске». Это очень тонкая авторская работа с идеально выдержанной стилистикой.
«Непрощенный» берет всей этой монотонностью, безмолвностью и беспросветностью, идеально погружающие в этот локальный остракизм. На социальные проблемы (безразличие школьной системы, прогнившие традиционные семейные ценности) светит не прожектор, но осторожные, по касательной, намеки. Инициатива отдана зрителю, пройти по тонкому пути авторской идеи достаточно сложно. Но к концу тягостный Йон-осквернитель вдруг станет довольно понятным и очень трагичным. Этот путь того стоил.
На почве мрачной безвыходности сложно построить работу, не скатившись в совсем уж гиперболизированную «чернуху». Чувство такта, легкие аллюзии и сдержанная недосказанность, размеренный, но жесткий темп — все это изящно выполнено в «Непрощенном». Йон не герой, нет, но в таком мире их быть и не может, как и злодеев. Оттенков серого здесь куда больше пятидесяти. Это маленькое и тихое кино, но с высокими амбициями, о жутко громком и запредельно близком.
- Поклонникам авторского кино
- Любителям скандинавских пейзажей
- Тем, кто устал от сочинской жары
Просмотр фильма организован сетью кинотеатров «Люксор»