Наш подобный прошлогодний список был разнесен в пух и прах более оптимистичной реальностью, и почти все из заявленных картин так или иначе можно было посмотреть в сочинских кинотеатрах (пусть даже в очень ограниченном прокате). К сожалению, в этом году пессимизма может добавить очередная инициатива Минкульта, которая либо убьёт независимый прокат и малобюджетные картины, либо вернет цензуру на вполне законных основаниях. В общем, как и всегда, надеемся на лучшее, но и не забываем про торрент-трекеры.
Лунный свет
Первая крупная работа Барри Дженкинса завоевала «Золотой глобус» в номинации «Лучшая драма», стала одним из главных фронтраннеров сезона и одной из двух (о второй чуть ниже) лент, что может помешать абсолютному триумфу «Ла-Ла Ленда» на Оскаре. Мощная драма с сильным нервным узлом о взрослении во враждебной обстановке. Главный герой — чернокожий гей, который родился в типичном гетто Майами, но картина не зацикливается на сексуальном аспекте. Прекрасная операторская работа, монтаж, восемь номинаций на Оскар (столько же только у «Прибытия») и изумительный саундтрек — для местных властей всё это может казаться незначительным по сравнению с упоминанием «неправильной» ориентации. «Не слишком духовная, пропагандирующая нетрадиционные ценности» — именно под такими лозунгами «Лунный свет» может пройти мимо проката.
Манчестер у моря
Еще одна из главных картин прошедшего года, что также может претендовать на самый важный Оскар. Бесконечно сентиментальная и меланхоличная история сантехника Ли (Кейси Аффлек), который после внезапной смерти брата назначен опекуном своего племянника и вынужден вернуться в родной город. Это всего третья за 17 лет картина Кеннета Лонергана, но попадание вышло идеальным, а Кейси может надеяться на золотую статуэтку. У «Манчестера» очень сложная прокатная история в России (дата и компания были определены совсем недавно, спустя год после мировой премьеры), что вполне может помешать выйти фильму в Сочи. Да и вообще, тягучие и откровенно некассовые ленты — не самый желанный гость местных кинотеатров.
Тони Эрдман
Возможно, самая статусная европейская лента этого сезона и одна из самых обласканных критиками картина. Бывший учитель, шут и балагур Винфред (Петер Симонишек) пытается наладить отношения со своей дочерью, выдавая себя за эксцентричного бизнесмена Тони Эрдмана. Это выхолощенная трагикомедия абсурда и сюра, во всю заявляющая о своей европейской киноидентичности. Если англоязычный артхаус с раскрученными актерами еще и имеет шансы на попадание в сочинский прокат, то шансы немецкой ленты Марен Аде стремятся к нулю. Однако это стопроцентный «маст си», для пропуска которого оправданий быть не должно.
Основано на реальных событиях
Возвращение Романа Полански из после перерыва. Французский мэтр будет доказывать (а в успехе мы и не сомневаемся), что и на девятом десятке можно быть не только культовым, но и очень даже резонансным режиссером. Его новая лента — это экранизация одноименного романа Дельфин де Виган о карьере писателя, завершившейся после первого романа, писем с угрозами и таинственной женщины. Премьера состоится скорее всего в Венеции — лента выглядит очень уж фестивальной и камерной, что, разумеется, добавит сложности к поиску фильма в провинциальных кинотеатрах. Но будем надеяться, что имя режиссера и наличие в картине Евы Грин сделают доброе дело.
Ветреная река
«Любой ценой» в прошлом году не только прошел мимо сочинского проката, но и получил виртуальный приз зрительских симпатий в «оскаровской» гонке. Сценарист ленты Тейлор Шеридан пробует себя в режиссерском кресле и ставит очень атмосферную картину о таинственном убийстве где-то в лесной части Америки. Уже можно предположить, что фильм стилистикой будет напоминать нечто среднее между «Пленницами» Вильнева и первым сезоном «Настоящего детектива». Выглядит это круто и многообещающе, хочется верить, что повторение истории с «Любой ценой» в этом году не произойдет.
Сильнее
Картина с «Сандэнса», что о многом говорит в плане прокатных шансов. А если уж вспомнить, что все последние картины Дэвида Гордона Грина заканчивались провалом, то становится совсем уж грустно. «Сильнее» — это история Бостонского марафона, теракта и Джеффа Баумана, который лишился обеих ног. У картины непримечательный каст, за одним очень важным исключением — Джейк Джилленхол в главной роли. Затащит ли Джейк в одиночку картину в сочинские кинотеатры — узнаем ближе к концу года.
Дикая жизнь
И сразу ко второй картине с Джейком Джилленхолом. Это режиссерский дебют Пола Дано — одного из самых недооцененных голливудских актеров. За основу взят одноименный роман Ричарда Форда, к которому киноиндустрия пытается подступиться с 2002 года. В центре сюжета трещащий по швам брак, все конфликты и невзгоды которого поданы с точки зрения 16-летнего подростка Джо. «Дикая жизнь» выглядит очень внутриамериканским продуктом, наподобие того же «Патерсона», да и вообще — той самой картиной, что станет одной из жертв разрушения независимого проката (в случае принятия закона) в России.
Смерть Сталина
Ну вы поняли. Слова и объяснения здесь кажутся излишними. Два года назад абсолютно нейтральный и безобидный «Номер 44» попал под всероссийское вето только лишь потому, что нквдшников изобразили нквдшниками без каких либо розовых очков. Какая судьба ждет картину со столь многозначным названием от мастера черной комедии Армандо Ианнуччи (обязательно посмотрите его сериал «Вице-президент») — ответ кажется более чем очевидным. Однако, Стив Бушеми в образе Хрущева (просто не спрашивайте) кажется одним из самых забавных событий киногода.
Happy End
Первая за пять лет картина Михаэля Ханеке. Очень трагичное и помпезное представление европейского эмиграционного кризиса через уклад жизни буржуазной семьи. Лента уже выглядит одним из главных фаворитов всех кинофестивалей. «Хеппи-энд» собрал мощный европейский каст (с обязательным присутствием Изабель Юппер, переживающей вторую молодость), дебютирует в Каннах, но все равно может показаться для отечественных прокатчиков уж слишком фестивальным. А тут еще и такая сложная политическая тематика, так что на широкое освещение вряд ли стоит надеяться.
Безымянный проект
Напоследок о ленте, что обязана выйти в сочинском прокате, но для надежности мы специально сгустим тучи (да и не без повода, ведь предыдущая работа режиссера прошла мимо). Возможно, самый ожидаемый в мире авторского кино проект года о высокой моде 1950-х. О картине пока известно мало, но зато объявлено самое важное — главную роль сыграет сам Дэниэл Дэй-Льюис, а значит мы знаем, кому уйдет Оскар через год.