Фойе кинотеатра, со всеми его впечатляющими экранами, стендами и плакатами, своей атмосферностью (действительно стоящей) не перебивает мой врожденный скептицизм: вкусовое эго устало от летних блокбастеров, а выход в лице мультипликации «Головоломка» выглядит сомнительным. Полтора часа ерзать от неудовлетворения в неудобном кресле — та еще перспектива. Перспектива, спустя 90 минут, разнесенная в пух и прах: не только место оказалось очень комфортным, но и сама анимация оказалась удивительно глубоким произведением.
Студия Pixar уже давно себя зарекомендовала, как конвейер, если не шедевров, то как минимум крепкой и выразительной анимации. Работа не только над внешним, но и с внутренним создала удивительно яркие образы: лирическая драма «Валл-и», нестареющие мечтатели из «Вверх», маленькие герои «Рататуя». В прошлом году киностудия взяла перерыв, но это оказался разбег. «Головоломка», возможно, самое амбициозное и уж точно самое сокровенное детище Pixar.
Райли 11 лет, из такой родной и привычной Миннесоты, она переезжает в непонятный ей Сан-Франциско. Новая школа, новый дом, новые знакомые. На привычные проблемы нам предлагают посмотреть под необычным углом — прямиком из головы маленькой девочки, где всем заправляют пять основных эмоций: Радость, Печаль, Гнев, Брезгливость и Страх. Именно они в ответе за наши поступки, пристрастия, увлечения и черты характеры. Казалось бы, идеальные условия для непрекращающейся череды гэгов и комичных ситуаций.
Вышло же все немного не так. Да, идея управления неугомонной школьницей столь же неспокойными эмоциями действительно забавна и смешна, но активно «юзается» минут 20-30. Основная же часть повествования посвящена путешествию Радости и Печали сквозь дебри сознания Райли, куда их забросила цепочка несчастных случаев. Внутреннее Я здесь представлено эдаким кэрролловским Зазеркальем с воспоминаниями-шариками (разного цвета, в зависимости от эмоционального окраса), выдуманными друзьями детства, тюрьмой ужасов с лесом брокколи, киностудией, что снимает самые настоящие сны.
Однако, за внешним шапито-шоу, Пит Доктер (режиссер картины) подает простую, но очень сентиментальную притчу о неизбежности взросления. Ненужные воспоминания, имена первых друзей и позабытые воображаемые друзья исчезают в каньоне забвения, а некогда жизненно важные островки личности рушатся в один миг. Печаль и Радость на протяжении всей картины практически неразлучны, а у зрителей от первой улыбки до первой слезинки пройдет совсем ничего.
Стоит только привыкнуть к ностальгическому оттенку, как Доктер замахивается чуть ли не на великое. В мультфильме с таким нарочито дурашливым «передником», окажется неожиданно глубокое размышление о «свете во тьме», о тонкой линии между пессимизмом и реализмом (или все таки это одно и то же?), о невозможности существования добра без зла. В какой-то момент «Головоломка» начинает восприниматься, как недюжинный такой научпоп по базовым основам психологии. Что и говорить, если девочка-главгерой, большую часть действия, находится в самой что ни на есть настоящей депрессии.
Но не все так предельно и до конца серьезно. «Головоломка» не полотна Миядзаки, а значит шутят и развлекают в ней «по-пиксаровски» отменно. Каждая эмоция — отдельный яркий персонаж: тут тебе и снобизм Брезгливости, и апатичное «ничегонеделанье» Печали, и Капитан Гнев (вот уж у кого действительно «бомбит»). Шутят здесь в концентрированном количестве, но очень уместно и свежо, а «облачный город» шерифа «Полиции сознания» войдет в золотой фонд юмора Pixar. Подобная выдержанность идет только на пользу, а сама картина ни на секунду не сваливается в банальность и плоскость.
«Головоломка» бьет куда выше, чем обычное семейное кинособытие. Восхваляя индивидуальность и неповторимость, Pixar создал если не свой лучший фильм, то один из. Это очень доброе и очень умное повествование, явно не достойное снисходительной улыбки. Когда-то Pixar-овские картины уже попадали в главную «оскаровскую» номинацию, без всяких сносок на анимационность. Скорее всего, это повторится вновь.
- Отличный юмор и неповторимые герои-эмоции
- Неожиданно прекрасное «второе дно» картины
- Зарисовки после титров (не бегите к выходу после окончания)
- Абсолютно лишнее 3D
- Увы, ограниченность в хронометраже не позволила раскрыть парочку интересных задумок
* Просмотр фильма организован сетью кинотеатров «Монитор»