Show, don’t tell. Фильм «Безумный Макс: Дорога ярости»


30 лет прошло с тех пор, как закончилась культовая трилогия о Безумном Максе и столь же безумном мире. Выжженная пустыня крови и бензина, что оставил после себя легендарный Джордж Миллер, обзавелась оазисами комиксовых супергероев и плоских, но раздутых, диалогов, реками флешбеков и обязательных «лав-стори», а само слово «экшн» превратилось в чуть ли не ругательство. Прищурив взгляд, этот австралиец с лицом доброго молочника и круглыми очками, смачно сплюнул, раздербанил до винтика более сотни машин, заставил актеров выполнять трюки самостоятельно, показав средний палец «зеленому экрану» и CGI-эффектам, и выдал такой спектакль, после которого зрителей из зала выносили чуть ли не вперед ногами. Новый «Безумный Макс» — это абсолютно лучшее экшн-муви за хрен-знает-сколько лет. Высокооктановое аминь.

 

Безумный Макс: Дорога ярости

 

Песок, погоня и молчаливый Макс — за 30 лет, кажется, внешне ничего и не изменилось. Но если первая часть оригинальной трилогии была такой себе вещицей о мщении, пусть и в стильном антураже, то к «Дороге ярости» все это превратилось в абсолютнейший дизельпанк с ветвистой мифологией и театром абсурда во все поля. Идея продолжения не нова и вертелась в голове Джорджа Миллера не один десяток лет, но то проблемы с финансированием, то внезапно зацвела пустыня, в коей все три части и снимались, то Безумный Макс Мэл Гибсон был персоной «нон гранта». Злоключения привели Миллера в мир поющих поросят и танцующих пингвинов (последние 20 лет австралиец снимал исключительно похождения «Поросенка Бейба» и анимацию «Делай ноги»), а австралийскую трилогию к забвению. Но тем мощнее был эффект от триумфального возвращения. В чем весь секрет? Да просто Джордж Миллер сделал все то же самое, что он делал 30 лет назад, наплевав на моду, да вооружившись современными технологиями и сумасшедшим бюджетом.

 

Безумный Макс: Дорога ярости

 

В кадре все та же пост-Австралия, в которой единственно ценные ресурсы — это бензин и вода. Макс Рокатански (теперь в исполнении Тома Харди) — бывший полицейский, потерявший семью, а вместе с ней и здравый рассудок. Макс путешествует в одиночку по выжженной пустыне в поисках то ли смысла, то ли смерти, но попадает в плен к одному из многочисленных племен. Им руководит из высокой цитадели вождь Несмертный Джо (Хью Кияс-Берн), чьи поданные либо нищенствуют и голодают у подножья башни, либо являются религиозными фанатиками (варбоями), готовыми умереть за своего предводителя ради попадания в Вальгаллу. Макс становится донором крови для всех этих варбоев, а тем временем Фуриоза (Шарлиз Терон) — одна из военачальников Несмертного Джо, — устраивает мятеж, угнав фуру с запасами бензина и пятью наложницами самого Джо. И начинается погоня.

 

Безумный Макс: Дорога ярости

 

Написанное выше, именуемое сюжетом, подается абсолютно непривычными для современного кинематографа способами. Здесь нет уже приевшихся диалогов-объяснялок, нет и персонажей-триггеров, что задают разъясняющие сюжет вопросы. В «Дороге ярости» молчат, нервно озираются по сторонам и бесконечно едут, а все понимание происходящего отдается полностью на откуп зрителю. По таймлайну «Дорога ярости», где-то между 2 и 3 частью, да сыпет «пасхалками» к оригинальной трилогии, но новый «Безумный Макс» — это полностью «standalone» фильм, на смотрибельность которого не влияет — знаком ли человек с предысторией или оказался в зале совершенно случайно.

Пускай сюжет «Дороги ярости» не так прост, как многие об этом кричат, пускай там есть не слабое такое троллирование современного политического устройства мира — все это абсолютно не важно. «Безумный Макс» — дикий, первобытный, с переизбытком тестостерона экшн, во главе которого стоит бесконечная гонка. Джордж Миллер достиг какого-то гениального просветления в области постановки автомобильных аварий и создал лучшую погоню в истории человечества. Бронированная фура, багги с вращающимися шестами, утыканные иголками вездеходы с бандитами, говорящими на чистейшем русском (немецком в российском дубляже), гигантская колонка на колесах с подвешенным слепым гитаристом, что весь фильм без перерыва «пилит» дичайший hard-rock — безумство, вынесенное в название, пролилось здесь сполна.

 

Безумный Макс: Дорога ярости

 

Звериным ревом пройдя по головам неподготовленных зрителей, «Безумный Макс» уничтожил все сложившиеся представления о том, какой должен быть блокбастер. Серьезное лицо, понятливая философия и сверхгерои? Сверните и выкиньте в мусорный бак. «Дорога ярости» воздействует, в обход головного мозга, на какие-то полузапретные человеческие инстинкты. «Хлеба и зрелищ» — кричала варварская толпа зрителей Колизея, мы же покупаем билет на «Безумного Макса». Джордж Миллер уже объявил о намерении снять продолжение и это тот редкий случай, когда за сиквел (ну или пятая часть, как хотите) нет никакого волнения. Что сделает этот безумный австралиец? То же самое, что делает уже 30 лет.

 

Плюсы
+ Суровое молчание Тома Харди

+ ПОГОНЯ. Именно так, «капсом»

+ Внимание к мелочам. В «Дороге ярости» запредельное количество фан-контента

+ Тяжелый рок, помноженный на переосмысленную классику

+ 5 жен Несмертного Джо. На любой вкус

Минусы
– Слишком мало Тома Харди

– Увы, очередное 3D для двойной цены билета и не больше

 

Оценка: 9 / 10

 

Посмотреть

City Stars Сочи

 

* Просмотр фильма организован сетью кинотеатров «Монитор».