Совсем недалекое будущее, начало освоения человеком Марса. Миссия «Ares 3», направленная для пробы грунта, вынуждена спешно эвакуироваться во время песчаной бури, оставив на планете ботаника Марка Уотни (Доктор Манн/Мэтт Дэймон). Все NASA считает, что их коллега погиб, однако Марку «всего лишь» пробило биометрический монитор, от чего тот потерял сознание. Очнувшись, Уотни понимает, что до ближайшей экспедиции на Марс 4 года, а выживать как-то надо.
Именно такая завязка у оригинального романа Энди Уира, на котором сюжет «Марсианина», собственно, и зиждется. Казалось бы, вот сейчас нам покажут душевные терзания одинокого и брошенного Марка, введут пару обязательных «слезодавительных» сеансов связи с семьей Уотни, а команда, что ненароком бросила коллегу, будет страдать от повсеместного комплекса вины. Нет. Не в этот раз.
«Марсианин» (что фильм, что сам герой) удивительно жизнерадостен и весел. Все эти, казалось бы, немыслимые трудности возникают лишь для того, чтобы в следующий момент с легкостью и задором их преодолеть. Что там, еды не хватает? Пф, вырастим! Заканчивается вода? Не беда! Замерзнем, говорите? РИТЭГ вам в кузов! Рецепт успеха очень прост — создаем трудность, находим легкое и элегантное решение, повторяем до окончательного усвоения.
«Марсианин» по структуре очень напоминает олдскульный текстовый квест. На самом низком уровне сложности. Сам Марк, возведенный в абсолют гика, не унывает ни на секунду. Даже когда все, ну вот прям все, идет под откос, все эмоции на которые сподобится Уотни — это пара сочных матов (куда более «упрощенные» из книжного варианта плюс разбавленные отечественным дубляжем), да пинок ни в чем не повинной техники. И вот тут, возможно, и есть главное достоинство ленты. Когда даже в самый убогий ситком впихивают «драматический момент», а «глубокомысленные» диалоги есть нечто необходимое, «Марсианин» выглядит прям бунтарем, идущим наперекор всем трендам.
И дело тут даже не в первоисточнике (в книге Уира Марк был именно таким), а, скорее в сфере/области/жанре, что выбрал Ридли Скотт. Космическая драма? Трудно, сценарий «плосковатый», да «Интерстеллар» вышел всего год назад. «Твердая» НФ? Слишком долго, слишком сложно, да и в книге Уира технических ошибок предостаточно. Робинзонада в космосе? Вот! То, что надо! Да, была недавно глупая, но яркая «Гравитация, но то мелко и поверхностно, на орбите лишь. То ли дело целая планета!
Буквально уже на десятой минуте ловишь себя на сравнении «Марсианина» не с самыми известными space-movie, а с книгами Верна и Дефо. Только что Пятницу не завезли. И как же это работает на руку картине! На все обилие научных неточностей (неправдоподобная буря в самом начале, клеенка вместо обтекателя, отсутствие гигантского слоя пыли в кратере Скиапарелли и так далее) не обращаешь внимание, а зашкаливающий оптимизм Марка воспринимается на ура. В мире, где заправляют комикс-герои и неприкрытый пафос, за такого вот «несломленного» просто хочется переживать.
Если все же откинуть эту заражающую оптимизмом атмосферу, то недостатков у картины можно найти достаточное количество. Поклонники оригинального романа найдут кучу несоответствий, а любители астрофизики в некоторые моменты выпадут в осадок. Скептически выглядит и представление самой NASA, как компании, где решение рисковать жизнями и состояниями ради всего одного человека, принимается столь легко, а все сотрудники готовы сгенерировать очередную гениальную идею, дайте только повод.
И если на сюжетные ошибки, при должном подходе, глаза закрываешь охотно, то некоторые «технические» решения вопросы все-таки вызывают. Зачем столь потрясающий каст, если все персонажи лишь направляют сюжет? Шон Бин, Джессика Честейн, Кейт Мара, Аксель Хенни, Кристен Уиг, Маккензи Дэвис — на всех этих, в той или иной степени, звездных актеров наберется лишь пару десятков фраз, да одна-две яркие сцены. Да, Мэтт Дэймон даже в столь плоской роли неплохо солирует, но «Марсианину» катастрофически не хватает второго плана.
Если подвести, то «Марсианин» — это здравая такая пропаганда (если таковая вообще может быть здравой). Пропаганда науки и космоса. Подается она легко и непринужденно, относясь к зрителю довольно-таки лояльно. Если для понимания этой составляющей «Интерстеллара» нужно было штудировать не один учебник по астрофизике, да и вообще, было как-то не до того, то простота и поверхностность «Марсианина» заряжает позитивом на все сто. Уже за это старине Ридли Скотту хочется сказать спасибо. Он его, бедняга, давно уже не получал.
- Простая подача столь интересной истории
- Роли, конечно, никакие, но смотреть на такой подбор актеров просто приятно
- Шикарная сцена с РИТЭГом под «Hot Stuff». Самая тонкая шутка картины
- Пропаганда науки и освоения космоса
- Обилие научных неточностей
- Визуально картина проигрывает всем своим «конкурентам»
- Отсутствие хотя бы одной мощной роли второго плана. Персонажи-триггеры — это не очень
- Возможно, самое адовое объяснение гравитационного маневра в истории кино. Любителям астрофизики лучше заткнуть уши на этом моменте
Просмотр фильма организован сетью кинотеатров «Монитор»