Евгений Рудин, он же DJ Грув — композитор, артист, продюсер, один из родоначальников электронной музыки в России, автор самых известных ремиксов на советские хиты и основатель собственной аудиошколы, — на днях отыграл свои сеты в рамках фестиваля Comedy Club в Красной Поляне. Мы встретились с музыкантом, чтобы поговорить о сегодняшнем диджеинге и современных талантах, музыке для кино, техно и судьбе SWMC.
***
— Женя, и все-таки, что первично: музыкант или диджей? Может ли диджей быть неважным музыкантом и наоборот?
— На мой взгляд, музыкант — самое главное. При этом диск-жокей — не то чтобы второстепенен, просто нельзя сравнивать одно с другим. По сути, диджей — это тот, кто помогает музыке автора увидеть свет. Именно так и происходит, например, в клубе, когда люди спрашивают, что за трек отыграл только что. Кстати, не всегда музыканты бывают хорошими диск-жокеями. Я могу привести несколько примеров, когда я играл с зарубежными звездами, которые обретали популярность внезапно. Они становились за пульт и не могли ничего сделать, поэтому им приходилось просто сводить треки в специальной программе. И только потом, уже со временем, эти артисты начинали трудиться непосредственно над диджеингом. Поэтому я считаю, что прежде всего, конечно, — написание музыки, и уже потом — диджейство.
— Российский диджей 90-х и сегодня: насколько они разные?
— Я не могу ответить, потому что являюсь диджеем по сей день. Если ты хочешь оставаться на плаву — работай и пиши музыку. Осваивай все, что способствует твоему развитию, и ни в коем случае не останавливайся на достигнутом. Я понимаю, что это шаблонные слова, но они правдивы. С самого начала у меня не было задачи насытиться славой и уйти. Я по-прежнему пишу много музыки для телевидения и кино, пишу треки в различных стилях. Поэтому для меня 90-е в принципе ничем не отличаются от того, что происходит сейчас. Это такой мой путь. Долгий путь.
— А сегодня в России есть профессиональные диск-жокеи? Их много?
— Достаточно. Но непрофессионалов — в миллиарды раз больше (смеется)! Так происходит потому, что профессиональные диск-жокеи — прежде всего, музыканты. Они начинали с винила. А то, что сейчас происходит, — взять хотя бы историю, когда играют с компьютера, — это смешно. Когда 11 человек на сцене играют с компьютеров, которые не подключены к вертушкам, я не знаю, что они там делают, — может, почту проверяют, или у них там просто все с плеера играет. Я к тому, что профессионализм жокеев и музыкантов все-таки ухудшился.
— «Счастье есть» — многим DJ Грув стал известен после выхода этого трека. Ты легко вошел в шоу-бизнес?
— Да, многим я стал известен благодаря этой композиции. Но открою вам одну вещь: действительно огромная популярность пришла после выхода ремикса на тему из кинофильма «Служебный роман». Это было в 2004-2005 годах. Тогда я охватил абсолютно разные возрастные группы. Поэтому да, я легко вошел в шоу-бизнес. Пожалуй, еще и потому, что я первым стал заниматься танцевальной музыкой, играть в своем формате. Кстати, до этого ни один диск-жокей не становился поп-звездой, не побоюсь этого слова.
— Как ты сам себя называешь? Что написано в твоей трудовой книжке?
— У меня в трудовой книжке написано, что я — радиоведущий. Но и эта глава моей жизни завершилась. Сам себя я называю очень просто — музыкант, артист, диск-жокей, композитор, продюсер и просто житель Земли. Этого достаточно.
***
— Техно-музыка. Что-то принципиально новое в этом направлении еще можно придумать?
— Техно — это всегда что-то новое, это то, что не бывает старым. Вся музыка началась с техно-звуков. Техно — это безразмерный космос! Даже то, что вы сейчас разговариваете со мной, записываете мой голос, а потом опубликуете разговор в виде текста, — тоже техно. Перелистывание журнала, «клацание» пальцами по кнопкам, стук по микрофону — это тоже техно, если каждый звук и каждое движение засемплировать. Конечно, есть основа — прямой бит. Но ведь существуют и экспериментальные композиции, которые не подразумевают, чтобы это обязательно была танцевальная история. И все-таки это тоже техно. В техно всегда будет что-то интересное благодаря хорошим музыкантам. Кстати, в техно их больше, чем, например, в направлении «биг рум» и других коммерческих стилях танцевальной электроники.
— Самый крутой лейбл сегодня?
— Крутой по продажам или интеллектуальному наполнению? Очень много есть замечательных лейблов, которые не имеют отношения к коммерческой стороне, но выпускают мощные группы. Например, Excel Recordings — независимый лейбл в Лондоне. Этот долгожитель послал всех подальше, но так и остался независимым. Ну, а самый успешный коммерческий лейбл, — это, на мой взгляд, Spinnin’Records.
— Какое радио ты слушаешь?
— В машине у меня всегда звучит радио «JAZZ» и «RELAX». Танцевальной музыки мне хватает и на работе.
— Какова максимальная аудитория, перед которой тебе приходилось выступать?
— Около двух миллионов человек. Это было, кажется в 2001 году, на центральной сцене love-парада в Берлине. Нереально мощное впечатление!
— Кто твои слушатели и зрители? Молодежь знает твои работы 90-х?
— Молодых больше, чем тех, кто помнит нас из 90-х и говорит: «Э-эх, вот было время!». Сейчас возраст моей аудитории — ориентировочно от 16 до 28 лет.
— Талантам нужно помогать, бездарности пробьются сами. Согласен? Ты помогаешь молодым музыкантам?
— Мне постоянно присылают различные треки, которые я, конечно же, стараюсь слушать и обязательно комментировать. Надо сказать, что очень много хороших работ присылают. Какие-то я отсылаю на лейбл, какие-то рекомендую своим друзьям. И вот опять же не могу сказать, что это все таланты. Этим словом вообще разбрасываться не надо. Потому что все, что сегодня происходит в музыке, — скорее штамп. Поэтому тех музыкантов, которые ко мне приходят, я бы скорее назвал способными.
— Аудиошкола DJ Грува. Это правда, что туда может прийти любой, и вы всему его научите?
— Абсолютная правда. Это единственная платформа в Восточной Европе, обладающая полными данными по обучению и знаниям, которые нужны для написания музыки. Не обязательно танцевальной музыки — мы преподаем абсолютно разные стили написания. Наш главный вектор — это не диджейство, а именно написание музыки. С полного нуля человек за два месяца может научиться писать свою музыку. Это можно наблюдать на экзаменах, которые я сам принимаю. Треки тоже оцениваю я. Результаты потрясающие! Я горжусь нашими педагогами. Более того, мы получили статус общеобразовательного учреждения и теперь будем выдавать нашим выпускникам дипломы.
— На протяжении многих лет февраль в Сочи озаряла SWMC — сочинская зимняя музыкальная конференция. Вы были участником этого ивента. Теперь ее не стало. Сначала все решили, что сразу после олимпиады SWMC возобновится, но теперь уже понятно, что «умерла так умерла».
— На самом деле все очень просто. Конференцию спонсировал пивной бренд Miller. Алкоголю пиариться запретили, и проект перестал существовать, так как все делалось на их финансы. Грустно? Несомненно.
— Теперь, с отсутствием алкогольных спонсоров, можно сказать, что клубная культура умирает?
— Нет. Финансирование со стороны алко и табачных компаний уменьшилось, но культура к этому не имеет отношения. Умирание начнется тогда, когда дилетанты и непрофессионалы тотально прорвутся на сцену танцевальной музыки.
— Ты снимался в одном очень интересном клипе диджея Oguretz.
— Сергей позвонил и предложил сняться в видео. Сценарий меня нисколько не смутил и я с удовольствием сыграл роль самого себя, была изменена только моя ориентация (улыбается). Было прикольно. Это же тонкий юмор и в то же время правда о том, что творится в шоу-бизе.
— Сейчас ты активно работаешь над музыкой для кино. Расскажи об этом.
— В этом году я получил три предложения. Первый фильм — это драма Олега Асадулина — режиссера, известного по сериалу «Закрытая школа». Мы вместе с ним работали в фильме «Фобос», который продюсировал Федор Бондарчук. А сейчас сотрудничаем с Олегом в картине «Зеленая карета» с Андреем Мерзликиным в главной роли. Кроме того, сегодня у меня в работе семейная комедия «Не мое собачье дело» режиссера Александра Чернова. Продюсируют ленту Федор Бондарчук и Дима Рудовский. В этой картине тоже будет звучать моя музыка. Третий фильм — тоже дело рук Олега Асадулина. Это будет трешовая черная комедия. Названия у нее пока нет. Так что работа над кино ведется полным ходом, в перемешку с написанием танцевальной музыки, гастрольной деятельностью и, конечно же, каждую пятницу и субботу я обязательно где-то играю. На достигнутом останавливаться нельзя. Вперед и только вперед!