Восемнадцать недель назад Instagram Юлианы Фазлеевой резко поменял концепт: селфи, южные пейзажи и концерты группы Ю[ju: ] отошли на второй план, уступив позиции пряже и вязальным спицам. Для таких случаев есть дежурные фразы про всеобъемлющий талант и золотые руки, но их значимость слишком мала перед словами самого мастера, поэтому мы попросили Юлю рассказать о том, как она начала вязать, как обзавелась клиентами и сколько времени уделяет этому делу.
Начало
Я вяжу всю жизнь, с детства. Это в прабабушку. И буду вязать вне зависимости от того, будет ли это коммерчески выгодно. Это же медитация, чистый дзен. Просто когда ты умеешь делать что-то лучше других, то можешь превратить это умение в источник дохода. Так и случилось со мной, хотя изначально я не подходила к делу как к стартапу. А надо было. Училась, как все. Мама показала, что сама умела, а потом меня было уже не остановить. Дома теперь склад пряжи и инструментов. В сети полно вдохновляющих knit-блогов. Люди вытворяют чудеса, смотреть на это равнодушно невозможно. Но все, что фактически нужно — это пряжа, спицы, хорошее освещение и кино.
Ассортимент
Лало — легендарный кардиган, который уже давно придумали в Грузии, а теперь вяжут повсеместно. Оригинал стоит баснословных денег, поэтому дамы предпочитают заказывать у мастеров, ведь технология производства ничем не отличается. Однако вещь сложная, и мало кто может сделать ее хорошо. Я могу. У меня покупают. Все вещи вяжутся на заказ: спрос рождает предложение. Это типичная схема для вязальщицы: сперва она вяжет на заказ, демпингнув цены, чтобы привлечь клиента, и только через время, нарастив скилл и клиентуру, она выходит на авторский дизайн, создает собственные вещи, вяжет свои коллекции и уже не стесняется с ценами. Я пока просто физически не успеваю взяться и связать линейку вещей, предложив их публике уже готовыми. Заказов много, и времени на свои задумки просто не остается, хотя их немало. Но все впереди.
Пряжа
Здесь я сторонник исключительно практического подхода. Хотя чересчур подкованным тут быть тоже невозможно: всегда есть что почитать и о чем узнать. Пряжи много, вязать есть из чего, пробуй и выбирай. Цены иногда шокируют, в этом виноват курс. Великолепная европейская пряжа сейчас просто золотая. Есть много хорошей турецкой пряжи, то есть было. Теперь, после российско-турецкого коллапса, с ней перебои. Отечественная продукция слабовата, однако и тут удается иногда найти на удивление приличные позиции. Покупаю онлайн, так дешевле. Заказы вяжу только из проверенной пряжи, новую пробую на себе.
Продвижение
Сейчас несложно продвигать продукт, особенно если ты уверен, что он действительно хорош. Интернет дает возможность хорошего бесплатного промоушена. Есть ряд простых моделей продвижения в сети — набор четко описанных несложных действий, который обеспечит правильное развитие стартапа. Вся информация открыта. Этим путем и пойду. Но только тогда, когда дорасту до собственного дизайна.
У меня до марта все расписано вплоть до дня, под завязку. Клиенты находят меня сами, стучатся в соцсети, спрашивают. Заказ делает, наверное, 80% от проявивших любопытство. Часто возвращаются и заказывают снова. Сейчас я не продвигаю это дело никак. Я даже отдельного аккаунта не завела под стартап, в инстаграме не ставлю хэштегов, не дублирую публикации в других соцсетях. Видимо, работает сарафанное радио. Клиенты — девушки от 20-ти и старше, в основном. Но ребята тоже покупают, если вещь действительно крутая. Стоит это все дело недешево — вот основной критерий для публики.
Время
Я вяжу круглые сутки. Просыпаюсь и вяжу. Вяжу после обеда и перед сном. Когда не играю концерт, или не сплю, или не ем, или не занимаюсь спортом — я вяжу. И хотела бы вязать еще больше. Только это невозможно. По трудоемкости все вещи очень разные. Но темпы у меня неплохие. Например, за день могу связать простой свитер. Или семь шапок. Личный рекорд для лало — 5 дней. Это немного для восхитительного, роскошного пальто.