Мир привычных вещей, которые мы видим из окна машин по пути на работу, оказывается, немного более весёлым. Гид Антон Павлов собрал подборку из 8 городских анекдотов и легенд о привычных для горожанина объектах.
Вывезти и распилить
Однажды мне довелось побывать на экскурсии в Большой Азишской пещере. Она расположена в высокогорной Адыгее. Местный экскурсовод с печальной суровостью в голосе поведал, как хитрые сочинцы вывезли самый большой сталактит (более 20 метров), который некогда украшал входную группу пещеры. И на самом деле, в 1978-м году власти города вывезли несколько сталагмитов и сталактитов из Большой Азишской пещеры, которая на тот момент особо не охранялась и пользовалась славой у любителей украсить свои квартиры в качестве сувениров натёчными образованиями. Их попилили на несколько частей и водрузили рядом с кинотеатром «Стерео» в виде фаллосообразных элементов декоративного фонтана. И по сей день увидеть эти поблёкшие в условиях влажных субтропиков сталактииы можно, если глянуть на бывший кинотеатр со стороны Курортного проспекта. Они тихо себе фонтанируют в тени разросшихся катальп и всем своим видом напоминают о варварстве по отношению к природе.
Вывезти и распилить
Однажды мне довелось побывать на экскурсии в Большой Азишской пещере. Она расположена в высокогорной Адыгее. Местный экскурсовод с печальной суровостью в голосе поведал, как хитрые сочинцы вывезли самый большой сталактит (более 20 метров), который некогда украшал входную группу пещеры. И на самом деле, в 1978-м году власти города вывезли несколько сталагмитов и сталактитов из Большой Азишской пещеры, которая на тот момент особо не охранялась и пользовалась славой у любителей украсить свои квартиры в качестве сувениров натёчными образованиями. Их попилили на несколько частей и водрузили рядом с кинотеатром «Стерео» в виде фаллосообразных элементов декоративного фонтана. И по сей день увидеть эти поблёкшие в условиях влажных субтропиков сталактииы можно, если глянуть на бывший кинотеатр со стороны Курортного проспекта. Они тихо себе фонтанируют в тени разросшихся катальп и всем своим видом напоминают о варварстве по отношению к природе.
Случайный шедевр
Шпиль сочинского морвокзала вздымается над основным зданием на все свои могучие 47 метров. Состоит он из двух частей. Верхняя — полированная сталь, а нижняя — высокопрочное стекло. Настолько прочное, что с 1955 года, кажется, не меняли ни единого стёклышка. Монтаж телескопического шпиля происходил благодаря системе домкратов, установленных на полу здания. Так вот стеклышки по замыслу архитекторов должны были быть одного цвета — золотого. Такой колор, видимо, с одной стороны, подчёркивал цвет облицовки вокзала, с другой — мягко вторил закату. Но на подмосковном заводе часть стёклышек пережгли, и получилось как получилось: пёстренько. Потому что ни денег, ни времени на переделку не было. Монтажники попытались выложить пережжёнными стёклышками некое подобие узора, и получилось, возможно, даже лучше задуманного. Кстати, шпиль украшает три уровня скульптур работ В. Ингала. На втором уровне — четыре мужские фигуры. Так вот они имеют национальность. На север смотрит нанаец с оленем, на юг — аджарец с виноградной лозой, на запад — украинец с подсолнухом, на восток — киргиз с беркутом. Вот такая вот дружба народов.
Случайный шедевр
Шпиль сочинского морвокзала вздымается над основным зданием на все свои могучие 47 метров. Состоит он из двух частей. Верхняя — полированная сталь, а нижняя — высокопрочное стекло. Настолько прочное, что с 1955 года, кажется, не меняли ни единого стёклышка. Монтаж телескопического шпиля происходил благодаря системе домкратов, установленных на полу здания. Так вот стеклышки по замыслу архитекторов должны были быть одного цвета — золотого. Такой колор, видимо, с одной стороны, подчёркивал цвет облицовки вокзала, с другой — мягко вторил закату. Но на подмосковном заводе часть стёклышек пережгли, и получилось как получилось: пёстренько. Потому что ни денег, ни времени на переделку не было. Монтажники попытались выложить пережжёнными стёклышками некое подобие узора, и получилось, возможно, даже лучше задуманного. Кстати, шпиль украшает три уровня скульптур работ В. Ингала. На втором уровне — четыре мужские фигуры. Так вот они имеют национальность. На север смотрит нанаец с оленем, на юг — аджарец с виноградной лозой, на запад — украинец с подсолнухом, на восток — киргиз с беркутом. Вот такая вот дружба народов.
Теплоход ожидания
По пути на Агурские водопады можно повстречать поляну Высоцкого с небольшим памятником оного. Поляна как явление появилась, согласно распространённой городской легенде, после одной памятной попойки. Дело в том, что однажды Владимир Высоцкий путешествовал на круизном теплоходе «Грузия» по Чёрному морю. В Сочи была запланирована небольшая дневная остановка. Но личность Высоцкого была настолько выдающейся, что первый секретарь сочинского горкома партии Вячеслав Воронков не только встретил артиста, но и вывез его на экскурсию на гору Ахун. После они отправились на поляну у подножья горы, где продолжили экскурсию лёгким возлиянием с шашлыками. Теплоход тем временем терпеливо ждал. Во-первых, потому что Высоцкий. Во-вторых, потому что капитан теплохода «Грузия» Анатолий Гарагуля был вместе с ними.
Религиозная выпуклость
Собор Михаила Архангела, первый каменный собор города, строился в те далёкие времена, когда Сочи представлял собой малюсенький посад с крошечным постоянным населением. Возведение стартовало в 1874-м году, как раз 10 лет спустя после окончания Русско-Кавказской войны и в память о сынах отечества, положивших свою жизнь на благо освоения Кавказа. Главным спонсором строительства собора были члены императорской семьи, а вот недостающие средства собирались за счёт горожан и дачников, поэтому возведение затянулось на аж на 17 лет. За этот продолжительный период собор познал в том числе очередную Русско-Турецкую войну 1877-78 годов. В разгар войны турецкие корабли подошли вплотную к берегу и начала бомбардировку немногочисленных сооружений Даховского посада, как тогда именовался Сочи. Ядра от этой бомбардировки сохранились в остове собора до его последней реконструкции в начале 1990-х, тем не менее одно ядро в виде выпуклости до сих пор украшает горизонтальное ребро собора. Найти его можно, если подойти с северо-западной части храма и посмотреть на лампы, смонтированные на высоте в несколько метров. Однако, пасхалочка.
Религиозная выпуклость
Собор Михаила Архангела, первый каменный собор города, строился в те далёкие времена, когда Сочи представлял собой малюсенький посад с крошечным постоянным населением. Возведение стартовало в 1874-м году, как раз 10 лет спустя после окончания Русско-Кавказской войны и в память о сынах отечества, положивших свою жизнь на благо освоения Кавказа. Главным спонсором строительства собора были члены императорской семьи, а вот недостающие средства собирались за счёт горожан и дачников, поэтому возведение затянулось на аж на 17 лет. За этот продолжительный период собор познал в том числе очередную Русско-Турецкую войну 1877-78 годов. В разгар войны турецкие корабли подошли вплотную к берегу и начала бомбардировку немногочисленных сооружений Даховского посада, как тогда именовался Сочи. Ядра от этой бомбардировки сохранились в остове собора до его последней реконструкции в начале 1990-х, тем не менее одно ядро в виде выпуклости до сих пор украшает горизонтальное ребро собора. Найти его можно, если подойти с северо-западной части храма и посмотреть на лампы, смонтированные на высоте в несколько метров. Однако, пасхалочка.
Скульптурная лав-стори
В те времена, когда санаторий имени Орджоникидзе назвался ещё санаторием министерства угольной промышленности, у его фонтана не было никаких вакханок. Изначально он представлял собой чашу на постаменте. В 1940-е годы на фонтане появляются на нижнем фоне русалки с рыбинами, которые как бы выпивали воду, маскароны с локонами в виде виноградной лозы, символизирующие направления света, ну и собственно вакханки (или нимфы) с затесавшимся в их весёлый танец сатиром. Если приглядеться, то у всех вакханок (впрочем, как у русалок с маскаронами) — один и тот же профиль. В связи с этим существует некая легенда, что слеплены они были с единого личика молодой медсестрички, которая работала в санатории и обладала ярким греческим профилем. Слухи гласят, что скульптор фонтана Добровольский либо же кто-то из лепщиков воспылал страстью к сотруднице и вот таким образом решил воплотить свои чувства в фонтане, обредшем всероссийскую славу. Как бы то ни было, профиль увековечен в камне.
Скульптурная лав-стори
В те времена, когда санаторий имени Орджоникидзе назвался ещё санаторием министерства угольной промышленности, у его фонтана не было никаких вакханок. Изначально он представлял собой чашу на постаменте. В 1940-е годы на фонтане появляются на нижнем фоне русалки с рыбинами, которые как бы выпивали воду, маскароны с локонами в виде виноградной лозы, символизирующие направления света, ну и собственно вакханки (или нимфы) с затесавшимся в их весёлый танец сатиром. Если приглядеться, то у всех вакханок (впрочем, как у русалок с маскаронами) — один и тот же профиль. В связи с этим существует некая легенда, что слеплены они были с единого личика молодой медсестрички, которая работала в санатории и обладала ярким греческим профилем. Слухи гласят, что скульптор фонтана Добровольский либо же кто-то из лепщиков воспылал страстью к сотруднице и вот таким образом решил воплотить свои чувства в фонтане, обредшем всероссийскую славу. Как бы то ни было, профиль увековечен в камне.
А портал не треснет?
Пролёты арок санатория Орджоникидзе кажутся, несмотря на свою триумфальность, узковатыми. Особенно учитывая тот факт, что через них ездили грузовые машины, снабжавшие отдыхающих шахтёров продуктами питания. Но изначально архитектор Иван Кузнецов, почтенный и уважаемый мэтр, задумывал их гораздо более широкими. Всё дело в халатности строителей. Пока Кузнецов по очередным делам ездил в командировку в Москву, прорабы решили сократить фронт работ и сделать арки уже положенного. Когда Кузнецов вернулся и обнаружил расхождение с чертежами и здравым смыслом, он настолько пришёл в неистовство, что погнался за прорабом по лесам. Благо архитектор был отходчивым, да и время было такое, что по любой жалобе пролетариата автора проекта могли расстрелять без суда и следствия. В общем, арки остались как остались, чем доставляют множество хлопот для проживающих в микрорайоне автомобилистам.
А портал не треснет?
Пролёты арок санатория Орджоникидзе кажутся, несмотря на свою триумфальность, узковатыми. Особенно учитывая тот факт, что через них ездили грузовые машины, снабжавшие отдыхающих шахтёров продуктами питания. Но изначально архитектор Иван Кузнецов, почтенный и уважаемый мэтр, задумывал их гораздо более широкими. Всё дело в халатности строителей. Пока Кузнецов по очередным делам ездил в командировку в Москву, прорабы решили сократить фронт работ и сделать арки уже положенного. Когда Кузнецов вернулся и обнаружил расхождение с чертежами и здравым смыслом, он настолько пришёл в неистовство, что погнался за прорабом по лесам. Благо архитектор был отходчивым, да и время было такое, что по любой жалобе пролетариата автора проекта могли расстрелять без суда и следствия. В общем, арки остались как остались, чем доставляют множество хлопот для проживающих в микрорайоне автомобилистам.
Штыри свободы
Вдумчивый любитель гулять по перрону бывшего глубоководного причала наверняка обращал внимание на штыри, которые торчат по всему периметру. Эти штыри не имеют никакого отношения к морскому делу, а лишь иллюстрируют вечную борьбу сочинцев с аппетитами пришлых инвесторов и бизнесменов. В недавние времена акватория морпорта была взята в управление одной крупной московской компанией, и морпорт превратился в яхтенную марину. Яхты стоят дорого, поэтому их владельцы и блюстители белоснежности косо смотрели на многочисленных рыбаков, поколениями рыбачивших у кнехтов. Говорят, яхтовладельцы очень не любили, кода рыбаки закидывали свои крючки рядом с их дорогостоящими суднами и, бывало, даже оцарапывали белоснежность кораблей. Последовали жалобы, которые привели к полному запрету рыбной ловли на территории морпорта. Помнится, были установлены красные таблички с угрозой 2000-рублёвого штрафа и рыбакам стали трепать нервы наряды полиции. После того как словесная угроза не возымела действа, арендаторы приступили к физическим действиям: они смонтировали штыри, между которыми натянули леску: ловить стало категорически неудобно. Но русского рыбака не проймешь: он подключил административный ресурс. Стал писать жалобы во все инстанции, организовать демонстрации, пикеты и прочие легальные способы борьбы за гражданские свободы. В городе запахло бунтом. И тогда арендаторы сдались. Теперь рыбаков особо никто не гоняет, а яхты не швартуются близко к перрону. Но штыри остались как память.
Штыри свободы
Вдумчивый любитель гулять по перрону бывшего глубоководного причала наверняка обращал внимание на штыри, которые торчат по всему периметру. Эти штыри не имеют никакого отношения к морскому делу, а лишь иллюстрируют вечную борьбу сочинцев с аппетитами пришлых инвесторов и бизнесменов. В недавние времена акватория морпорта была взята в управление одной крупной московской компанией, и морпорт превратился в яхтенную марину. Яхты стоят дорого, поэтому их владельцы и блюстители белоснежности косо смотрели на многочисленных рыбаков, поколениями рыбачивших у кнехтов. Говорят, яхтовладельцы очень не любили, кода рыбаки закидывали свои крючки рядом с их дорогостоящими суднами и, бывало, даже оцарапывали белоснежность кораблей. Последовали жалобы, которые привели к полному запрету рыбной ловли на территории морпорта. Помнится, были установлены красные таблички с угрозой 2000-рублёвого штрафа и рыбакам стали трепать нервы наряды полиции. После того как словесная угроза не возымела действа, арендаторы приступили к физическим действиям: они смонтировали штыри, между которыми натянули леску: ловить стало категорически неудобно. Но русского рыбака не проймешь: он подключил административный ресурс. Стал писать жалобы во все инстанции, организовать демонстрации, пикеты и прочие легальные способы борьбы за гражданские свободы. В городе запахло бунтом. И тогда арендаторы сдались. Теперь рыбаков особо никто не гоняет, а яхты не швартуются близко к перрону. Но штыри остались как память.
Музей — театру
Трио женских скульптур над Зимним театром было изготовлено в скульптурной мастерской Веры Мухиной в 1930-е годы. Есть версия, что прообразом фигур являются древнегреческие музы Терпсихора, Мельпомена и Талия. Но что-то в их внешности подсказывает, что никакого отношения ни к танцам, ни к трагедии, ни к комедии они не имеют. Одна, например, держит ватман или доску с чертёжной линейкой. Вторая — некое подобие кисти с палитрой в виде советского герба. Третья просто вдохновенно куда-то шагает (раньше у неё была стека, но она при очередной реставрации канула в Лету). Так вот одна городская легенда гласит, что скульптуры те предназначались для Художественного музея (изначально Дома Управления уполномоченного ЦИК СССР, впоследствии Горкома партии). С первых лет здание использовалось под выставки, и такие аллегорические архитектурные образы в духе времени хорошо подходили для фасада. К тому же по бокам Худмузея в нишах установлены фигуры каменщика и плотника. То есть снизу мужские фигуры рабочего класса, а сверху — женские класса креативного. Если приглядеться, то над портиком музея до сих пор видны постаменты. Но фигуры поставили всё же над Зимним театром. Почему? Бытует 2 версии. Первая гласит, что Сталин неожиданно приехал осматривать строящийся Зимний театр, и подоспевшие из Москвы скульптуры решили временно монтировать на его фасад, чтобы тот не казался пустым. Сталину вроде всё пришлось по вкусу, ну так и оставили. Вторая гласит, что для трёх фигур узкий фронтон будущего Художественного музея оказался узковатым. Если бы скульптуры смонтировали на него, то создавалось бы впечатление кучности или того более — что три бабы собрались перекурить и перетереть косточки. Как бы то ни было, фигуры ушли в Зимний.
Музей — театру
Трио женских скульптур над Зимним театром было изготовлено в скульптурной мастерской Веры Мухиной в 1930-е годы. Есть версия, что прообразом фигур являются древнегреческие музы Терпсихора, Мельпомена и Талия. Но что-то в их внешности подсказывает, что никакого отношения ни к танцам, ни к трагедии, ни к комедии они не имеют. Одна, например, держит ватман или доску с чертёжной линейкой. Вторая — некое подобие кисти с палитрой в виде советского герба. Третья просто вдохновенно куда-то шагает (раньше у неё была стека, но она при очередной реставрации канула в Лету). Так вот одна городская легенда гласит, что скульптуры те предназначались для Художественного музея (изначально Дома Управления уполномоченного ЦИК СССР, впоследствии Горкома партии). С первых лет здание использовалось под выставки, и такие аллегорические архитектурные образы в духе времени хорошо подходили для фасада. К тому же по бокам Худмузея в нишах установлены фигуры каменщика и плотника. То есть снизу мужские фигуры рабочего класса, а сверху — женские класса креативного. Если приглядеться, то над портиком музея до сих пор видны постаменты. Но фигуры поставили всё же над Зимним театром. Почему? Бытует 2 версии. Первая гласит, что Сталин неожиданно приехал осматривать строящийся Зимний театр, и подоспевшие из Москвы скульптуры решили временно монтировать на его фасад, чтобы тот не казался пустым. Сталину вроде всё пришлось по вкусу, ну так и оставили. Вторая гласит, что для трёх фигур узкий фронтон будущего Художественного музея оказался узковатым. Если бы скульптуры смонтировали на него, то создавалось бы впечатление кучности или того более — что три бабы собрались перекурить и перетереть косточки. Как бы то ни было, фигуры ушли в Зимний.