Туризм, который есть у нас дома

Как в последнее время растёт внутренний туризм, сочинцы могут рассказать и сами. А вот цифры: по сравнению с прошлым десятилетием, в нынешнем турпоток в Сочи увеличился в 2 раза: в 2013 году — 3,8 млн отдыхающих, в 2023 году — около 7,4 млн. Не отстают в темпах туристического роста Дагестан, Калининград, Карелия, Дальний Восток, Камчатка и т. д. Вот уже три года подряд, начиная с пандемии, у внутреннего туризма есть все шансы стать релевантным запросу молодой продвинутой аудитории, готовой платить за качественный отдых. Каковы успехи в завоевании искушённых путешественников, и какие тренды сейчас в курортной архитектуре Сочи и мира, рассказывает руководитель международной архитектурной студии Chado Евгений Задорожний.

«За последнее время в бюро раза в три увеличилось количество запросов на туристические проекты практически из всех вышеперечисленных перспективных регионов. Оказалось, что отечественная курортная инфраструктура была не готова к повышенному спросу, и он пока превышает качественное предложение. Удивительно, но сибиряки зимой катаются в Сочи. Впрочем, условия финансирования туристических проектов сегодня очень выгодные — возможность ими заниматься есть и у крупных девелоперов, и у инвесторов-энтузиастов, готовых на своей земле создавать что-то новое, уникальное, «по сердцу».

Если сравнивать запросы на проекты в России и в мире, то, мне кажется, конкретно российский тренд — это “здоровый патриотизм”. На разных уровнях у людей появилось ощущение, что мы — большая страна, которая в состоянии предложить свой уникальный продукт, не уступающий в качестве развитым странам. Доходит до того, что заказчики просят некий «русский» проект, поднимают вопрос о «русскости» в архитектуре. Меня как архитектора это по-своему радует: люди ищут аутентичность, стараются переосмыслить наш культурный код, понять, чем мы можем отличаться от других. С другой стороны, конечно, нет какого-то единого «русского» стиля, и вряд ли нужно его придумывать: Россия — многонациональная страна, с разнообразными культурными традициями. Гораздо интереснее говорить о локальной идентичности и опираться в проектировании на неё.

Экологичность — тренд, который объединяет нас со всем миром. Выезжая на природу, люди хотят заземлиться и отключиться от городского ритма. Это получается гораздо легче в окружении качественной архитектуры из честных натуральных материалов, которые воздействуют тактильно и визуально. Камень, бетон, дерево, стекло, натуральный текстиль создают ощущение близости к природе и естественности, которой часто не хватает в городе. Создавая проект отеля в карельских шхерах или в горах Архыза, хочется не нарушить природной гармонии, а наоборот, максимально вписать свой объект в окружающую среду. Новое поколение уже хорошо подковано в вопросах экоповестки — от ESG до раздельного сбора мусора. И как показывают опросы того же booking.com, более 70 % отдадут предпочтение экологически устойчивому отелю. Специалисты российской индустрии гостеприимства также подтверждают, что экоподход в туристической отрасли — это новая норма.

В функциональном плане я отметил для себя, что сформировался спрос на оздоровительный загородный отдых со спа–процедурами и на бизнес-отдых с коворкингами и сервисами для людей, работающих днём. Катализатором стала пандемия. Без хорошей гастросоставляющей сегодня также немыслим хороший отель. Отдельно отмечу тренд в премиальном сегменте — летний отдых не на морском побережье, а в тихой горной местности с бассейном, в камерной атмосфере, со своим спа, хорошим номерным фондом, красивыми видами.

Тренд на всесезонный отдых в горах, а не только горнолыжный, пришёл в Сочи из Европы и принёс курорту новый виток развития. Количество заведений на курорте переросло в качество, высокая конкуренция дала хороший аутентичный продукт. Можно говорить о появлении тех самых локальных объектов мирового уровня, которые интересны глобальным путешественникам — это всесезонные банные и спа-комплексы «Горные бани «4 стихии», «British бани», гастропроекты Red Fox, «Яблоки печём», Old Boys. Любой новый игрок, выходящий на рынок Сочи, не может не ориентироваться на них, если хочет быть успешным. Владельцы стараются держать высокую планку, приглашают к сотрудничеству ведущих рестораторов страны, готовы инвестировать, чтобы гость получил новые впечатления. Впрочем, в развитии Сочи есть свои подводные камни: из-за неопределённого трека развития Сириуса девелоперам не понятны «правила игры», они не рискуют брать землю под новые проекты и ищут альтернативные пути инвестирования.

Одной из таких альтернатив, которую мы периодически обсуждаем в кругу заинтересованных коллег и друзей, могло бы стать развитие Архыза при условии соединения его дорогой с Красной Поляной: между ними менее 90 километров. У Кавказа вообще огромный потенциал развития для всей страны. И если, как в своё время это произошло в Красной Поляне, сюда подвести дорогу, газ, свет и обеспечить безопасность гостей, то место стало бы отличным курортом. Создание дороги, соединяющей Поляну и Архыз, могло бы дать импульс к развитию этой территории и заодно разгрузило бы Сочи. Вспомните, до проведения Олимпиады Поляна была довольно диким местом. Нужно масштабировать опыт Сочи на другие места, способные стать курортными: Кавказ, Байкал, Карелию и др.

Я часто говорю, что пейзажи Кавказа не уступают альпийским — те же молодые скальные горы, прекрасные захватывающие виды. Почему Швейцария известна как курорт на весь мир? Потому что там хорошая транспортная доступность, там безопасно, там прекрасный сервис, в том числе на горнолыжных склонах, и медицинское обслуживание. Швейцарцы очень трепетно относятся к своей культуре, истории, ценят труд предков. Приезжая в современный отель, ты попадаешь в старинный городок с аутентичной архитектурой и своей атмосферой. Такой подход должен быть применён и на Кавказе, учитывая глубину культурного слоя и количество объектов традиционной культуры — ведь через Кавказ проходил один из маршрутов Великого шёлкового пути с его городами-перевалами, в горах Ингушетии расположены уникальные охранные башни, на Западном Кавказе — мегалитические гробницы–дольмены, которых нет нигде в мире. Людям было бы интересно приехать сюда и посмотреть. Но важно, чтобы после такой поездки или после горнолыжного склона, они могли бы вернутся в отель с хорошим сервисом, с рестораном и спа. Собственно, в этом и есть формула успеха».

 

Изображения предоставлены архитектурной студией Chado

РЕКЛАМА
ИП Шавкунов Дмитрий Алексеевич
ОГРНИП:319237500223720
ИНН:590418586462