Tetriflat — бренд керамики, специализирующийся на плоских тарелках с бортиками и стаканах-цилиндрах. В 2016 его основала москвичка Катерина Грань, а в августе 2018 года проект переехал из столицы в Сочи. Рассказываем, как Катерина организовала мастерскую в гараже, чем ей оказались полезны курсы по предметной фотографии и о чём мечтает керамистка, на изделия которой устраивают настоящую охоту в Instagram.
МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВЛЕН ПРИ ПОДДЕРЖКЕ
Из московской квартиры в гараж сочинской новостройки
В 2016 году, после четырёх лет работы помощником музыкального продюсера, Катерина ушла из шоу-бизнеса, чтобы заняться ручным трудом. Девушка попробовала бисероплетение, леттеринг и макраме и даже поступила в ВШЭ на «Дизайн интерьера», но забросила обучение, увлёкшись изготовлением посуды.
Я не являюсь ярым адептом концепции zero waste, но, на мой взгляд, отказ от пакетов — такая же базовая функция, как не мусорить на улице. Да, шоперов на рынке много, но при этом они сейчас очень востребованы. При создании собственного бренда я опиралась на следующие принципы: во-первых — это должно быть красиво, а во-вторых, недорого. Мне кажется, когда шопер стоит 1,5 тысячи рублей, только потому что он сшит вручную, отказаться от пакетов гораздо сложнее.
Катерина Грань
основательница бренда Tetriflat
Катерина говорит, что у неё было два варианта — получать второе высшее образование в Строгановке или осваивать ремесло на собственных ошибках. В итоге девушка выбрала практику и поехала в Гжель, чтобы приобрести необходимые материалы. На 10 тысяч рублей Кате удалось купить 30 килограммов глины, стеки, губки, мочалки, доску и несколько банок глазури.
Первой импровизированной мастерской Tetriflat стала кухня: как вспоминает Катерина, она делала тарелки скалкой, которой обычно раскатывала тесто для пельменей. Основы керамики девушка осваивала сама с помощью каналов на YouTube, и первые полгода ей приходилось отбраковывать после обжига 30% изделий.
С опытом к керамистке пришло осознание, что вместо лепки ей нужно заниматься шликерным литьём. Катерина нашла мастера, который научил её этой технике, и стала отливать формы дома с помощью тазов и консервных банок.
Я пыталась воплощать свои идеи кустарным способом. Это было отвратительно: везде были пыль и грязь. Позже оказалось, что для литья используют ЧПУ-станки, и теперь я придумываю серии посуды в программе 3D Max, а мой знакомый делает формы на специальном оборудовании на заводе «Гжель».
Катерина Грань
основательница бренда Tetriflat
Когда на кухне стало тесно, муж Катерины освободил ей комнату, где стоял домашний кинотеатр, а ещё через полгода мысль о покупке муфельной печи заставила ребят арендовать мастерскую площадью 30 кв. м. Там они установили печь на 60 литров, которая обошлась в 80 тысяч рублей. В московской студии девушка проработала около года.
Летом 2018-го семья Катерины решила перебраться в Сочи. Мастер признаётся, что найти подходящее помещение для студии на курорте оказалось проблематично: для гончарной мастерской нужны мокрая зона, энергомощность 15 кВт и располагающая к творчеству обстановка со светлыми стенами и окнами в пол. Обычные офисные помещения не подходили Катерине, и после месяца безуспешных поисков супруги решили купить под студию гараж за 1,2 млн рублей — это исключило проблемы с арендодателем.
Мы купили гараж в районе, который славится хаотичной застройкой, поэтому наша мастерская шокировала людей. Некоторые говорили, что мы — белый метеорит, упавший в гетто. Этот эффект создавался во многом благодаря огромным окнам, которыми мы заменили железные ворота.
Катерина Грань
основательница бренда Tetriflat
Первые сотрудники и статус самозанятой
Чуть больше полугода Катерина трудилась в сочинской студии одна, но зимой 2019-го девушка поняла, что больше не справляется с объёмом работы. Как вспоминает керамистка, она могла открыть инстаграм и увидеть там сотню новых сообщений от заказчиков. Каждую неделю Катерине приходилось самостоятельно собирать и упаковывать 50 посылок. В феврале 2019-го к Tetriflat присоединилась Светлана: изначально она только собирала заказы, однако вскоре подключилась и к созданию посуды. Весной того же года в проект пришла Маша, ещё одна помощница.
Параллельно случилась коллаборация с проектом «Лёгкость бытия». Был даже совместно открыт одноимённый шоурум в арт-галерее «Форт», но Катерина вышла из проекта буквально через два месяца. Как она вспоминает, студия керамики отнимала столько времени, что на ведение второго бизнеса сил не оставалось. Плюс к тому моменту у Катерины был второй месяц беременности — сложно было и физически. А в феврале 2020-го Катерина Грань стала официально самозанятой.
Мне захотелось стать осознанным предпринимателем. Я могла бы, как большинство, спокойно работать «в чёрную». Но поняла, что не хочу проблем и хочу честно платить налоги. К тому же, это оказалось ещё и супер просто: устанавливаешь приложение «Мой налог», вводишь свои данные и всё. Теперь после каждой продажи указываешь, что и за сколько. А в конце месяца налоговая тебе присылает расчёт. Один нюанс — есть лимит на доход. Я не могу зарабатывать больше 2 400 000 рублей за год. Последний декабрь выдался особо успешным — продажи были на 360 тысяч рублей и я уже еле-еле вписалась в этот лимит.
Катерина Грань
основательница бренда Tetriflat
А в скором времени случился и карантин. Правда, для Tetriflat он прошёл максимально безболезненно: девочки продолжали работать — добавились лишь расходы на такси — фотозону же перевезли домой к Кате, которая в тот момент была в декрете. Количество заказов даже выросло. Катерина это связывает с тем, что люди сидели дома, скучали и больше совершали онлайн-покупок. Единственной же проблемой в карантин стали сложности с поставками сырья.
Переезд в новую студию
Под конец карантина Катерина поняла, что дальше откладывать масштабирование проекта просто невозможно. Спрос на посуду Tetriflat уже пугающе превышал предложение. Начался поиск помещения под новую студию. Затянулся он до декабря. Новая студия площадью в 60 кв. м с панорамными видовыми окнами нашлась в Хосте. Аренда в месяц составила 26 тысяч рублей. Ещё 100 тысяч рублей потратили на ремонт: пришлось оборудовать печную комнату с вытяжкой, дополнительную мокрую точку и отдельную комнату шлифовки.
Но самой существенной тратой стала покупка второй печи. Первая (объёмом 120 литров) была довольно кустарной, её сделал мастер из Гжели за 140 тысяч рублей. Новая же, от российской фирмы «Агни», объёмом в 180 литров с доставкой и некоторыми дополнительными внутренностями (лещадки, стойки) обошлась в 290 тысяч рублей. Общие затраты на переезд и апгрейд Катерина оценивает в 500 тысяч рублей. Также в проект пришла ещё одна помощница Залина. По словам Катерины, с новой печью и увеличившимся штатом в ближайшее время они будут способны увеличить объёмы в два раза.
Сотрудницы Tetriflat занимаются отливкой и шлифовкой керамики, уборкой студии, общением с клиентами, упаковкой и оформлением заказов. Сама же Катя приезжает в студию практически ежедневно и проводит там по четыре часа.
Сейчас каждый месяц Tetriflat удаётся производить 250 тарелок и 150 стаканов, при этом 10% продукции уходит в брак — по словам Катерины, это просто неизбежно в керамике ручной работы. Ещё 10% материалов уходят на тесты и разработку новых серий. Чтобы создать 400 изделий, Катерина ежемесячно покупает 300 кг порошка для литья и 40 кг глины, что обходится ей в 50 тысяч рублей. Кроме того, ещё 25 тысяч ежемесячно уходит на закупку глазури, модификаторов и стабилизаторов. К стоимости материалов приходится прибавлять их доставку из Москвы и Петербурга, которая стоит чуть больше 10 тысяч рублей. Ещё столько же уходит на новую капу (базовую форму для литья, — прим. ред.), которую приобретают раз в квартал. Дублирующие формы для посуды обходятся в 500 рублей за штуку, и обычно Катерина заказывает пять-шесть копий для тиражирования изделий. К тому же, 10 тысяч рублей уходит на оплату счёта за электроэнергию.
Мне становится неловко, когда меня спрашивают о себестоимости изделия. Я не знаю, как её рассчитать. Как определить, сколько стоит обжиг? А сколько уходит глазури? А если я в глазурь гранулы добавлю, то тарелка получится дороже? Не взвешивать же глину, чтобы определить, сколько граммов уходит на каждое изделие! Единственное, что могу сказать: себестоимость посуды увеличилась после переезда из Москвы в Сочи, потому что теперь я плачу ещё и за доставку материалов.
Катерина Грань
основательница бренда Tetriflat
Средняя стоимость изделий керамистки составляет 1 700 рублей, а средний чек — десять тысяч рублей. Цену для покупателя Катерина формирует, прибавляя к среднерыночному показателю 100–300 рублей. Все изделия Tetriflat можно приобрести только через инстаграм. Катерина говорит, что не сотрудничает с шоурумами и не участвует в маркетах: спрос на её посуду и так превышает предложение, поэтому создавать дополнительные точки продаж бессмысленно.
Я практически не беру заказы от ресторанов, потому что для меня это достаточно скучная работа. Мне гораздо интереснее придумывать серию из 20 тарелок и 10 стаканов и соусников, которые продаются у меня в инстаграме за один день.
Катерина Грань
основательница бренда Tetriflat
Дружба с food-фотографами как залог успеха и мечты о художественной керамике
Катерина Грань признаётся, что в Сочи раньше у неё было мало поклонников её творчества, и посуду Tetriflat в основном покупали жители Москвы, Санкт-Петербурга и других городов-миллионников. Ситуация изменилась в период карантина, когда в Сочи приехали люди со всей страны. По словам Катерины, её директ заполнен желающими приехать в гости, познакомиться, посмотреть на студию.
Ещё одно популярное направление заказов — Беларусь. Всё дело в том, что СДЭК отправляет в Минск по точно такому же тарифу, как, например, в Москву. Увы, с другими заграничными направлениями всё не так просто.
Как самозанятая, я могу сотрудничать при международных поставках только с «Почтой России». DHL и СДЭК не хотят работать в таком формате. С «Почтой России» же всё сложно, они зачастую бьют посуду. Поэтому за границу отправляю очень выборочно и редко. К тому же, мне немножко сложно общаться с иностранцами. Порой русскоговорящему трудно объяснить, что тот, кто первый успел написать, тот и купил тарелку. А донести это иностранцу — тот ещё квест.
Катерина Грань
основательница бренда Tetriflat
Чтобы частично решить проблему с поставками за границу, Катерина всё же решила сотрудничать с одним шоурумом — самарским проектом «Вудвиль». По её словам, «Вудвиль» возьмёт на себя все риски при отправке и коммуникацию с покупателями. Сейчас Катя готовит для них первую партию посуды.
С локальным рынком всё проще. Иногда изделия Tetriflat раскупают через час после публикации снимков в соцсетях. При этом сейчас керамистка почти ничего не делает для продвижения Tetriflat: не сотрудничает с инфлюенсерами, не раздаёт тарелки по бартеру и даже не устраивает рекламные кампании. Раскрутиться ей помогли food-фотографы, которым она ещё на этапе кухонных экспериментов дарила посуду с небольшими дефектами. Теперь эти фотографы — преданные поклонники бренда, которые часто отмечают его в своих записях в инстаграме и даже «охотятся» за тарелками Катерины, как обычные покупатели.
Одной из важнейших составляющих бренда Катерина считает фотоконтент, поэтому параллельно с освоением тонкостей гончарного мастерства девушка прошла курсы по предметной съёмке.
Лучше меня никто мою посуду не снимет, а в Сочи всё способствует тому, чтобы фотография была красивая. Реквизит буквально валяется под ногами. Растения, камни, коряги — я всё это коллекционирую и использую в кадре. В мастерской, например, можно увидеть огромный сухой лист пальмы, который я притащила со свалки парка «Дендрарий» и который пережил переезд в новую студию.
Катерина Грань
основательница бренда Tetriflat
В ближайших планах у Катерины получить статус ИП. Сейчас она начала оформлять товарный знак, а в апреле рассчитывает стать индивидуальным предпринимателем. И открыть счёт в Альфа-Банке. Кроме того, Катерина ставит перед собой и другую масштабную задачу: заняться художественной керамикой. Для этого она прошла тематический курс в онлайн-школе художницы Татьяны Герман.