Императорское православное палестинское общество (ИППО) — это международная научная и гуманитарная организация, созданная в России в 1882 году по велению императора Александра III и общественной инициативой выдающихся русских людей того времени. Главные задачи сообщества — содействие православному паломничеству на Святую землю, научное палестиноведение, востоковедение и гуманитарное сотрудничество с народами Ближнего Востока. Руководитель ИППО — Сергей Вадимович Степашин. Председатель Сочинского ИППО — Виктор Симаков.
Сегодня в Сочи действует местное отделение ИППО. Своей главной задачей сочинские представители организации видят сохранение памятников византийской культуры, таких как храм в пос. Лоо, крепость Годлик в Лазаревском районе и храм в пос. Весёлое. По преданию, эти места проходил св. апостол Андрей Первозванный, позже христианская вера в этих краях появилась во времена византийского императора Юстиниана I Великого, затем в 12–13 вв. распространению его на Черноморском побережье способствовало объединённое Грузинское царство при царицах Тамаре и Русудан. Однако позднее, после падения Византии, вследствие, влияния Османской Империи развитие христианства на побережье угасло. По окончании Кавказской войны в 1864 году началась обширная колонизация этих территорий, и поскольку пребывающее население в подавляющем большинстве было православного исповедания, началось и строительство храмов, одним из первых стал собор Архангела Михаила. Кстати, в 2021 году сочинский собор Архангела Михаила празднует 130-летие своего основания — знаменательная дата для города.
Большую роль в просветительской деятельности на черноморском побережье начала XX века сыграл председатель Сочинского Свято-Николаевского братства Павел Амплиевич Россиев. Под его руководством братство помогало в организации школ, строительстве храмов, печатной деятельности для духовного и исторического просвещения.
Одним из первых просветительских проектов Императорского православного палестинского общества в Сочи станет издание книги «Мифы и были Сочи». Книга включит в себя 20 произведений, над которыми работает сочинский журналист Игорь Сизов. Мифы будут рассказывать о самых значимых и легендарных событиях из мифологии народов Кавказа, проживавших на территории Сочи, а также повествовать о ценных для сочинцев явлениях, сформировавшихся вокруг важных культурных брендов Сочи периода 19–20 вв. Щедро иллюстрированное издание увидит свет совсем скоро. А пока работа над книгой продолжается, SCAPP публикует одну из глав издания, посвящённую Мацесте.
Императорское православное палестинское общество (ИППО) — это международная научная и гуманитарная организация, созданная в России в 1882 году по велению императора Александра III и общественной инициативой выдающихся русских людей того времени. Главные задачи сообщества — содействие православному паломничеству на Святую землю, научное палестиноведение, востоковедение и гуманитарное сотрудничество с народами Ближнего Востока. Руководитель ИППО — Сергей Вадимович Степашин. Председатель Сочинского ИППО — Виктор Симаков.
Сегодня в Сочи действует местное отделение ИППО. Своей главной задачей сочинские представители организации видят сохранение памятников византийской культуры, таких как храм в пос. Лоо, крепость Годлик в Лазаревском районе и храм в пос. Весёлое. По преданию, эти места проходил св. апостол Андрей Первозванный, позже христианская вера в этих краях появилась во времена византийского императора Юстиниана I Великого, затем в 12–13 вв. распространению его на Черноморском побережье способствовало объединённое Грузинское царство при царицах Тамаре и Русудан. Однако позднее, после падения Византии, вследствие, влияния Османской Империи развитие христианства на побережье угасло. По окончании Кавказской войны в 1864 году началась обширная колонизация этих территорий, и поскольку пребывающее население в подавляющем большинстве было православного исповедания, началось и строительство храмов, одним из первых стал собор Архангела Михаила. Кстати, в 2021 году сочинский собор Архангела Михаила празднует 130-летие своего основания — знаменательная дата для города.
Большую роль в просветительской деятельности на черноморском побережье начала XX века сыграл председатель Сочинского Свято-Николаевского братства Павел Амплиевич Россиев. Под его руководством братство помогало в организации школ, строительстве храмов, печатной деятельности для духовного и исторического просвещения.
Одним из первых просветительских проектов Императорского православного палестинского общества в Сочи станет издание книги «Мифы и были Сочи». Книга включит в себя 20 произведений, над которыми работает сочинский журналист Игорь Сизов. Мифы будут рассказывать о самых значимых и легендарных событиях из мифологии народов Кавказа, проживавших на территории Сочи, а также повествовать о ценных для сочинцев явлениях, сформировавшихся вокруг важных культурных брендов Сочи периода 19–20 вв. Щедро иллюстрированное издание увидит свет совсем скоро. А пока работа над книгой продолжается, SCAPP публикует одну из глав издания, посвящённую Мацесте.
Мацеста долины родников
Одна из самых прекрасных адыгских легенд посвящается великому подвигу молодой прекрасной девушки по имени Мацеста. Она совершила свой подвиг ради избавления миллионов людей от их страданий. Все действия этой легенды происходили на территории нынешнего города Сочи, в прекрасной долине, которая когда-то называлась Долиной родников, а ныне именуется Мацестинской долиной.
Около трёхсот лет тому назад на Черноморском побережье Кавказа, в селении Соча блистательного убыхского князя Али Ахмета Облагу жили по соседству две бедных неполных семьи. В одной семье юноша Аслан проживал с матерью, его отец погиб на охоте. В другой семье трудолюбивая девушка Мадина всю жизнь ухаживала за поседевшим отцом, своей матери она не помнила, та скончалась во время родов.
Однажды весенним утром вместе отправились сеять кукурузу на соседних полях Аслан и Мадина, а вечером вернулись в свои дома с сияющими глазами: поселилась в их сердцах любовь. Все жители селения стали называть их женихом и невестой.
Вскоре пришёл на Черноморское побережье Кавказа голод. Многие старики стали умирать от недоедания и обострившихся болезней, в первую очередь от малярии. В один страшный, чёрный день потерял Аслан мать, а Мадина отца, оба остались круглыми сиротами. Тяжело было оставаться в родном селении; даже не устраивая свадьбы, отправились молодые люди искать новой доли в Долину родников, находившуюся на расстоянии двух дней пути к югу от селения Соча.
Непросто жить вдали от людей, но при этом никогда Аслан и Мадина не жаловались на судьбу. Гордый и сильный муж находил счастье в труде, работал много и увлечённо. Построил дом на высоком холме, трудился на тучном и плодородном кукурузном поле. Красивыми и ухоженными выглядели на усадьбе пара коней, быки и коровы, небольшое стадо коз. В полном порядке содержала домашнее хозяйство Мадина. В саду зеленели и ломились от плодов груши, яблоки, сливы, хурма и фейхоа.
— Дом мы построили, деревьев посадили немало, пора нам и о сыне подумать, — часто улыбался Аслан любимой своей жене Мадине. Она только отшучивалась, детей в семье не было долго. Каждую весну ходила Мадина молиться в священную рощу убыхов на горе Бытха. И однажды почувствовала ребёнка под своим сердцем.
Конечно, в этой семье все давно и долго мечтали о сыне. Много вечеров провёл Аслан в своем рабочем сарае, выстругивая игрушки для мальчика, деревянные кинжалы и ружья. Однако Мадина родила девочку.
— Как назовём твою дочь? — спросила у Аслана принимавшая роды старуха. — Согласно поверью, это имя должно отражать тот предмет, который ты увидишь, выйдя сейчас из дома…
Выбежал Аслан во двор, и первое, что попалось ему на глаза, был большой кувшин, в котором отражалась красная, даже огненная после недавнего ливня луна.
— Мы назовём девочку Мацеста, что в переводе с убыхского означает «огненная вода», — ответил Аслан.
Чем старше становилась Мацеста, тем меньше Аслан жалел, что небо послало ему дочь. Не было на черноморском побережье девушки, равной по красоте, ловкости, смелости и трудолюбию. Она успевала помогать и отцу, и матери. Трудилась в поле, ухаживала за скотиной, работала в саду. Порой отправлялась с Асланом на охоту. И при этом всегда и со всеми была весёлой и приветливой, усталость словно не брала ее, никто и никогда не слышал от Мацесты раздражённого, грубого слова.
Бежали годы. И вот уже стали лишаться покоя многие юноши, заходившие в Долину родников. Так им нравилась Мацеста. Красивые это были парни. Иногда богатые, иногда бедные. Умные и разбитные. Для каждого из них находила Мацеста приветливое слово. Но при этом никому и никогда не отвечала взаимностью сердечного порыва. Ведь больше всего любила Мацеста своих родителей.
— Когда уж ты найдешь своего суженого? — спрашивал отец.
— Когда появится в нашем доме молодой мужчина, который сможет составить твоё счастье? — спрашивала мать. Мацеста только улыбалась в ответ на такие речи.
Гораздо больше иное заботило её в жизни. В пору обильных дождей стали опухать у матери пальцы рук, и не могла уже она доить ни корову, ни коз. У отца начали отниматься ноги, ломило ночами тело, и уже не было сил трудиться от зари до зари либо ходить на охоту, целыми днями постаревший Аслан отдыхал на лежанке. Девушка лечила стариков целебными травами, молилась за их здоровье в священной роще на горе Бытха, но ничего не помогало справляться с недугами.
— Как облегчить боли моих самых родных и близких людей? — думала Мацеста — наверняка если бы я была мужчиной, то нашла бы выход! Смогла бы заработать много денег и нанять лучших лекарей. Но я только девушка и ничего не могу предложить своим отцу и матери, кроме своей большой и искренней любви…
Наконец отправилась Мацеста со своим вопросом к седым старикам-старейшинам.
— Все мы страдаем в старости от недугов, — ответили ей старейшины. — Мы видим, что ты очень сильно любишь своих отца и мать, но нет у нас никакого чудодейственного рецепта, мы не знаем, как помочь им…
— Правда, об этом может рассказать живущий высоко в горах отшельник, — вдруг вспомнил один из седых старейшин. — Но его ещё надо найти среди горных круч.
Тогда Мацеста отправилась высоко в горы. Несколько недель искала она отшельника. Спрашивала о нём у живущих в горах пастухов, готова была зацепиться за каждое сказанное слово. Перед таким удивительным упорством отступила злая судьба.
Отшельник встретил Мацесту без особой радости. Но девушка не стала задавать ему никаких вопросов, а просто взялась за наведение порядка в ветхой хижине старика. Когда к вечеру вымела комнату, зажгла в очаге огонь, сварила крутую баранью похлёбку и налила вина из принесённого с собой кувшина, улыбнулся отшельник. Выслушал рассказ и долго покачивал головой.
— Помочь тебе и твоим родителям сможет только Дух горных недр, проживающий в каменном царстве высоких гор Кавказа. В глубоких колодцах его владений хранятся немыслимые запасы целебной воды, которая облегчает страдания людей, снимает ломоту в костях, возвращает ловкость и силу рукам и пальцам. Но только согласится ли на это подземный владыка? Слышал, он давно ищет для себя жену, вместе с которой мог бы владеть подземными богатствами. Но разве ты согласишься ради своих родителей на всю жизнь опуститься в каменные глубины? — горько закончил свой рассказ отшельник.
— Да, я буду согласна с такой долей! Ведь нет ничего более святого на свете, чем любовь верной дочери к своим добрым родителям, — воскликнула Мацеста.
— Ну что же, — сказал тогда отшельник, — расскажу я тебе о заклинании, которым можно призвать на поверхность Духа горных недр. Скажи эти слова, встав возле глубокой пещеры в Долине родников. И когда он предстанет перед тобой, сообщи о своей готовности стать его верной женой, о готовности уйти в подземное царство Кавказа ради любви к своим родителям…
И рассказал отшельник о старинном заклинании, с помощью которого можно будет вызвать из каменного царства Духа горных недр.
Вернулась девушка Мацеста домой. Целый вечер говорила со своей любимой матерью, долго беседовала с отцом. А наутро, не разбудив никого, отправилась к глубокой пещере в Долине родников. Произнесла слова заклинания. Через несколько мгновений скала качнулась, с неё сорвались замшелые камни, с грохотом покатились в разные стороны, из образовавшейся расщелины показалось чудовище с чёрным землистым лицом, с руками и ногами, похожими на корни деревьев.
— Скажи, красавица, зачем ты потревожила меня? — спросил Дух горных недр. — Уже много лет я ищу для себя спутницу, но никто не соглашался стать моей женой. Наверное, люди силой заставили тебя прийти ко мне?
— Нет, я пришла по своей воле! И я согласна стать твоей женой, согласна всю жизнь провести в подземном царстве Кавказа. Только прошу тебя, избавь от страданий моего любимого отца, мою любимую мать. Давай вместе будем владеть богатствами подземного царства и щедро делиться ими с людьми…
— Ты не только красива, но ещё смела и умна. И я с большой радостью возьму тебя в жёны. Ты никогда не пожалеешь о том, что согласилась разделить со мной свою жизнь, свою судьбу. И мы обязательно поможем и твоим родителям, и всем страдающим от болезней людям, — промолвил Дух горных недр, протянул Мацесте свою руку и увлёк её за собой в глубокую пещеру.
Утром следующего дня постаревшие Аслан и Мадина вышли из своего дома на крыльцо. Сразу услышали неясный подземный гул. Он стремительно нарастал. И вот вырвался из скалистой расщелины бурлящий водяной поток с резким запахом. Наполнился водой бассейн. И прозвучал с небес голос любимой дочери Мацесты:
— Дорогие мои мама и отец! Не горюйте обо мне! Навсегда я ушла в подземное царство Кавказа ради того, чтобы избавлять от болезней вас, а вместе с вами и всех больных стариков. Это целебная вода, и купание в ней избавит от всех возможных недугов. Не оплакивайте меня! В подземном царстве Кавказа буду жить вечно и всегда буду радоваться тому, что избавляю от страданий многих людей…
После первой же ванны в целебной воде почувствовали Аслан и Мадина облегчение. В Долину родников стали приезжать благодарные люди, которым требовалась помощь в избавлении от недугов. Все славили великий подвиг прекрасной девушки Мацесты, дав её имя и всей Долине родников, и целебной воде, вырывающейся здесь на поверхность. Ну а потом у въезда в Мацестинскую долину установили люди каменный монумент, изобразив прекрасную девушку, которая совершила великий подвиг ради безмерной любви к людям.
Миф пересказан Игорем Сизовым
Художник Елена Садыкова