Использование нестандартных этикеток для вина в других странах практикуется уже давно. В России ещё пару лет назад редко кто использовал неординарные решения в дизайне и изображениях. Сейчас же можно назвать это популярной тенденцией. Всё больше виноделен готовы размещать на своих винах нетривиальные этикетки, и всё больше любителей вина готовы за ними охотиться. Специально для SCAPP художник Ульяна Пучеглазова собрала несколько интересных примеров дизайна и искусства в российских винных этикетках.
Фанагория
Винодел & Сомелье
Эта линейка этикеток — коллективная работа людей, неразрывно связанных с вином. Первой стала этикетка с вампиром. Её автор, сомелье Евгений Шамов, описывает процесс создания очень просто и логично: «Сорт винограда «каберне фран» обладает специфическим индивидуальным характером, в котором почти всегда проявляются овощные оттенки, которые я изобразил через перец. Во-вторых, у «каберне франа» всегда присутствует железистый, землистый, иногда кровавый оттенок, который мне также захотелось проиллюстрировать. Сел и нарисовал, всё просто. Дизайнер винодельни помог перенести всё это на бутылку».
Это далеко не первый подобный опыт Шамова. Он часто занимается визуализацией этикеток для вин, с которыми работает. Параллельно рисунки Евгения перекочевали в мерч сомелье-коммьюнити «Братство кочерги», в футболках и значках с его изображениями можно увидеть виноделов по всему миру.
Две этикетки на фанагорийских петнатах принадлежат сомелье Надежде Косенко. «Мне хотелось подчеркнуть лёгкость, даже некоторую легкомысленность петнатов. Хотелось, чтобы этикетка говорила: перед вами вино, которое не требует особого случая, пейте его когда угодно и где угодно. Я вспомнила, что у меня есть фотографии 2015 года с пляжа посёлка Сенной, в котором находится завод „Фанагория“, снятые на старенький папин „Зенит“. На мой взгляд, они передают характер и стиль вина как нельзя лучше: фруктовое и лёгкое белое, как бриз утром на пляже, и сложное комплексное розовое, как красочный южный закат».
Связующим звеном в процессе создания линейки этикеток стал винный дизайнер Александр Скурихин. На тот момент он работал в штате «Фанагории», и именно перед ним была поставлена задача сделать этикетки в рамках проекта «Винодел & Сомелье». Однако после появления первой этикетки с вамипиром стало понятно, что это будет коллективная работа. Александр доработал и вписал изображения Евгения и Надежды в формат этикетки и общего дизайна бутылки, а изображения для этикеток совиньон блан и каберне фран розе нарисовал сам.
«Совиньон блан — невесомый, с лёгким телом. Эти качества воплотилось на этикетке в виде моря, затем появилась акула. Мне хотелось совместить изображение акварельного характера и векторную графику. Родилась тема рыбака, который поймал рыбу больше, чем планировал, и немного удивился такому улову. В каберне фран розе основная привязка была к розовому цвету. Я думал над тем, что изобразить, и решил, что это будет поросёнок. Я хотел, чтобы у этих этикеток был единый стиль, поэтому продолжил идею рыбака в виде самолётика со шлейфом в небе, а затем добавил поросёнку крылья. По моей задумке он смотрит в небо и думает, что тоже хочет летать».
Uppa Winery
Jeka и Rtue
На мой взгляд, эти линейки — пример идеального сотрудничества между винодельней и художником в России. Здесь и погружение в современные тенденции дизайна винной этикетки, и сохранение авторского стиля. Такой подход ещё больше усиливает восприятие вина как искусства, где зритель остаётся один на один со своими ощущениями (любители аннотаций смогут найти их сбоку от произведения).
Jeka — это уже сложившийся многолетний тандем винодела Павла Швеца и украинского художника Марселя Онисько. В линейку входят неординарные, экспериментальные вина, список которых регулярно пополняется.
Этикетки Rtue написаны севастопольским граффити-художником Павлом Ртуе. Он создал серию абстрактных композиций, основой для которых послужили фотографии, снятые им на винодельне. «Я собрал фотографии в полуабстрактные композиции, во фрагментах которых легко читаются нехарактерные для винодельни предметы быта и производства. Далее я напечатал композиции на баннерной ткани и, использовав её как холст, доработал вручную другими живописными техниками, которыми я обычно пользуюсь при создании своих работ. В результате получилась история, которую лучше всего сможет считать тот, кто бывал на винодельне и внимательно осматривал её достопримечательности».
Обе линейки относятся к направлению new wave в Uppa Winery. Винодельня уже не первый раз радует отличными этикетками в этом сегменте, так что всем любителям искусства советую следить за обновлениями.
Собер Баш
Грани
Эти вина мне посчастливилось попробовать до их появления на полках бутиков, так как для этой линейки я писала картины, которые впоследствии стали этикетками. В «Грани» вошли сорта винограда «плечистик», «саперави», «гранатовый» и «красностоп». Я писала картины основываясь на своих ощущениях от вина и прямых ассоциациях. Мне кажется, изображения считываются, как только вы начинаете их рассматривать. У некоторых возникает вопрос про «саперави», но всё тоже довольно просто. Мои ассоциации во время написания картины упорно уводили меня в полноценный портрет, вино представилось мне отдельным персонажем. А так как «саперави» имеет сильные красящие свойства, у персонажа синие губы. После того, как работы были готовы, их изображения передали дизайнерам винодельни, и они вписали их в фирменный стиль «Собер Баш».
Шато Пино
Шары Колдуна
В линейку входят пять этикеток, я выбрала три наиболее понравившихся: «Кирпичи прилетели», «Blush» и «Петнат». Дизайн всей линейки принадлежит агентству Uniqa. Алексей Якушик, учредитель и творческий директор агентства, рассказал немного об этой работе.
«Название обязывало к провокации. Делать классическую этикетку к линейке „Шары Колдуна“ было бы глупо. Руководство „Шато Пино“ поставило перед нами задачу развить это название в интересную визуальную историю, которая бы отражала характеристики вина. Нам прислали описания вин и ассоциативных образов, на их основе мы и сделали иллюстрации.
„Кирпичи прилетели“ — это пино нуар с плотным кирпичным цветом и осенним настроением. Не зря здесь возник образ охотника, стреляющего по летящим кирпичам.
В Blush всё просто: этикетка, кроме вкусовых и ароматических ассоциаций, иллюстрирует ещё и метод производства — saignée, метод «кровопускания». Цветочный аромат вина навеял японскую сакуру. Всё вместе у нас сложилось в визуальную историю, где этикетка как бы разрезается самурайским мечом и оттуда капает розовая капля вина. Мне кажется, эта этикетка очень хорошо передаёт то, что находится внутри бутылки. Сейчас мы сделали второй тираж, где капля выполнена металлизированной розовой фольгой. Что касается „Петната“, то это сплошное настроение. Лёгкое, игристое, воздушное, радостное вино воплотилось на этикетке в виде единорога с рогом из мороженого».
Дача Сердюка
Первое отличие этой линейки от всех остальных заключается в том, что она является основной, а не лимитированной. Вторая особенность в том, что стилистика уводит нас в прошлое. Этикетки выполнены в стиле советских почтовых марок, и приём этот в данном случае вовсе не случаен. Дело в том, что история этикеток, как и вин «Дача Сердюка», наполнена уважением к советской школе виноделия и любовью к родному краю. Первым в линейке появился cайгак.
«Когда я искал изображения с сайгаком, нашёл советские почтовые марки с животными и понял — это то, что надо! Мне хотелось, чтобы по принципу филателии у людей возникло желание собрать целую коллекцию этикеток. Все животные, изображённые на наших бутылках, находятся в Красной Книге Ростовской области, и с прошлого года мы решили делать отчисления в Ассоциацию живой природы степи. Всё это носит ещё и информационный характер: мы хотим, чтобы люди узнавали о проблеме и проявляли участие», — рассказывает Сергей, один из братьев Сердюков.
Ещё одной отсылкой к советскому прошлому 80-х годов, стала новая бутылка с крон-пробкой для Сибирькового. Сейчас в коллекции этикеток с редкими животными есть сайгак, дрофа и белуга. В скором времени появятся ещё два вида: орлан-белохвост на Красностопе и выхухоль на оранже.
Лефкадия
«Холодный душ» и «Всё конём»
У «Лефкадии» вырисовывается линейка вин с лаконичными этикетками, напоминающими пиктограммы. Идейным вдохновителем этикетки «Холодный душ» является Михаил Николаев, владелец хозяйства «Лефкадия». «Всё конём» — детище бренд-директора винодельни Стефании Майоровой. Михаил рассказал об идее создания вина и этикеток:
«Однажды в Каталонии я попробовал амфорный совиньон блан от Cosmic Vinyaters. Мне очень понравилось это вино, разумеется я захотел создать нечто похожее. Когда вино было готово, я стал думать над названием, которое передавало бы его настроение: хрустящее, прохладное, очень летнее. Так появилась идея назвать его „Холодный душ“».
Верхняя часть изображения — амфора. Пять капель — интерпретация грозди винограда. Цветовая гамма здесь также навеяна летним настроением и отсылками к истории: Греция, амфоры, античное вино. Идеи Михаила на этикетке воплотил дизайнер Сава Симонов. Он же сделал дизайн «Всё конём» — выдержанного в амфоре Мурведра. Вино вышло совсем недавно. У его названия и изображения несколько значений. 2020 год выдался неоднозначным для всех, отсюда и берёт своё начало название «Всё конём … и пусть течёт рекой». Изображение связано с личными событиями Стефании. Изучив историю этого вина, Сава решил изобразить на этикетке троянского коня, стилизованного под детскую игрушку. Линейка продолжится ещё как минимум двумя винами «Золотой ключ». Это будут два винтажа из сортов Ркацители и Мцване, выдержанных в квеври, на этикетке которых разместится черепаха в той же лаконичной стилистике.
Текст: Ульяна Пучеглазова