Абсолютное большинство туристов видят Сочи со стороны прибрежной части: кафешки с мидиями, прогулки на яхтах, кукуруза, чурчхела, мушмула и прочая фейхоа. В этом и есть фишка Сочи! В этом «вайб» курортного города, ради которого сюда приезжают впервые и возвращаются миллионы людей ежегодно. А что находится в изнанке Сочи? Что скрыто от глаз? Что там, за горами?
Мы отправимся в путешествие по сочинским сёлам и посёлкам — туда, куда обычно не добираются прибрежные отдыхающие. Материал основан на поездке в сёла над Хостой. Наша задача — познакомиться с историей этих мест, узнать, чем они жили в прошлом веке, как был устроен быт местных жителей и что происходит с местами и людьми в современном Сочи.
Даниил Набоков — сочинец в пятом поколении. Он старательно изучает свой город: богатую природу, историю, архитектуру, локальный колорит и менталитет местных жителей, таких же, как и он. Своими мыслями о Сочи он делится в блоге «Восторг Сочи», а ещё профессионально занимается походным туризмом и знакомит гостей города с каньонами, горами и лесами.
Задача сочинских сёл в прошлом
Начнём издалека. Это сейчас Сочи — про инвестиции в недвижимость, аренду крутых разноцветных спортивных автомобилей и вот это вот всё. Но раньше, в дореволюционную и советую эпоху, помимо курортно-лечебных целей, немалая часть местных жителей была вовлечена в сельское хозяйство. Разберёмся, чем отличалась прибрежная жизнь Сочи с санаториями и обеспечением туристов сервисом от той, что протекала в сёлах и посёлках.
Благодаря мягким и благоприятным климатическим условиям Сочи великолепно подходит для выращивания почти всего, что душе угодно. Так повелось, что в дореволюционные годы на склонах предгорий Сочи разбивали огромные плантации табака родом из Турции. Эта отрасль была успешна настолько, что сочинский табак ценился в Турции больше, чем их местный, притом что сорт табака был один и тот же! Вот тебе и особенная климатическая зона субтропического Сочи.
Места, где ныне расположены сочинские сёла, были облюбованными дачами и охотничьими угодьями «серьёзных» людей той эпохи, вроде крупных предпринимателей, графов и видных военных деятелей в отставке. Мало кто из этих людей здесь жил на регулярной основе, приезжали лишь на временный отдых, чтобы погреться и подышать лечебным воздухом. Обслуживали эти имения крестьяне, вроде греческих переселенцев. К примеру, вблизи нынешнего села Воронцовка проживало 580 греков. Эти люди занимались возделыванием земли, уходом за садами и животноводством.
Шло время, Российская Империя сменилась на СССР, и со временем, табачные плантации вытеснил чай — это было логично для развития идеологии об оздоровительном городе-курорте для отдыха советских граждан. Сочинский чай — это бренд по сей день. Он не самый лучший среди чаёв Евразии, но факт того, что у нас растёт свой хороший чай — это круто. В 1985 году был пик чайной промышленности, было собрано более 8 000 тонн «сырого» чая, который после переработки на местных фабриках дал 2 000 тонн уже готового для употребления чая. Чай в Сочи в советский период – это градообразующая отрасль в сфере сельского хозяйства.
Помимо табака и чая сочинцы разбивали крупные сады фруктов и ягод, вроде яблонь, груш, персиков, вишни, черешни и т. п. Не брезговали и овощами: помидорами, огурцами, редисом. Из зерновых в Сочи выращивали кукурузу. Задача была простой, но важной — обеспечивать город (отдыхающих в первую очередь) как можно большим количеством местной продукции. Зачем везти откуда-то, если Сочи мог быть самодостаточным?
Не забудем упомянуть и о самых крупных в СССР пробковых плантациях, расположенных над посёлком Кудепста. Там выращивали пробковый дуб, собирали кору, перерабатывали на щепки и изготавливали пробковые изделия вроде стелек и каблуков для обуви.
Также, во второй половине СССР в Сочи существовала виноградная промышленность. Хоть климат Сочи не очень подходит для крупного и качественного виноделия, но некоторые столовые сорта винограда выращивали. Самым ярким проектом этой отрасли я назову плантации между селом Красная Воля и Галицыно, в простонародье — поля Дурнабела. Здесь, на территории свыше 200 гектаров выращивали виноград для производства виноматериала. Многие совхозы и сельские жители были задействованы в эту работу, но конец пришёл оттуда, откуда не ждали — в 80-е годы прошлого столетия наступил «сухой закон». Все виноградники были уничтожены и сожжены. Теперь о бывших виноградных плантациях напоминают лишь борозды на полях, на которых ныне пасутся буйволы, коровы, лошади и козы.
Интересно, что многие водоёмы в Сочи, которые мы называем озёрами, на самом деле — искусственные водохранилища для орошения всех этих плантаций и садов. По всему Сочи их несколько десятков про некоторые вы могли слышать: Министерские озёра, Калиновое озеро, озеро Серебряное, Райское озеро, Дзыхринское водохранилище. Сегодня эти водоёмы не используются по задуманному назначению, но они хорошо вписываются в ландшафт, создавая уют присущий водным пространствам в лесу.
Ещё стоит вспомнить об интересном эксперименте, частично задействованном в сочинских сёлах, обернувшийся успехом для всей страны. До середины 50-х годов прошлого века в страну из-за границы завозилось порядка 1 500 тонн лаврового листа для удовлетворения нужд населения. Дело в том, что хоть лавр и рос в подлеске на территории Краснорадского края и на Кавказе, он не применялся в промышленных целях из-за малого содержания эфирных масел. Но сочинский учёный Валентин Воронцов решил эту задачу. Он совершил рабочие экспедиции по сбору семян лавра в Италию, Албанию и Югославию, выделил из лучших семян самые ценные образцы и на их основе уже в Сочи организовал выращивание саженцев лавра с высоким содержанием масел для использования в гастрономии в качестве приправы. Как раз сочинские сёла и стали теми плацдармами для выращивания местного сорта лавра, который ныне встречается практически в каждом дворе Сочи.
Для обеспечения нужд города были образованы рабочие посёлки и сёла. Их очень много во всех четырёх районах Сочи. Некоторые находятся в шаговой доступности от побережья, другие удалены на приличное расстояние. Те, что у моря, уже давно перестали быть деревнями в их классическом исполнении — это стандартное продолжение города. Но населённые пункты в высокогорье — вот где настоящий колорит и антураж! Верхнениколаевское, Лесное, Воронцовка, Семёновка, Красная Воля, Кичмай, Каштаны, Илларионовка, Дубравный и многие другие.
Если вы турист или новый сочинец, вероятнее всего, вы могли бывать в этих местах проездом: например, проезжали по какому-то туристическому маршруту или посещали экоферму. Может создаться впечатление, что эти посёлки полуживые, ведь визуально и не скажешь, что здесь живёт много людей. Но если учесть все сочинские посёлки и сёла, то мы увидим, что в них живёт более сотни тысяч человек! Но прибрежные гости и жители их практически не видят. Почему так?
Люди и воспоминания
Приехав в село Калиновое Озеро с целью насытиться сельской атмосферой для написания статьи, я начал общаться с местными, которых встречал по пути. В большинстве случаев, это были взрослые люди (за 50 лет). Эти люди сильно отличаются от жителей прибрежной зоны. Они скромны, закрыты для новых знакомств, осторожны — в общем, той самой «старой закалки» в её лучшем проявлении. Сельские не привыкли быть услужливыми перед туристами, но в то же время они гостеприимны и добродушны, хотя держат определённую дистанцию.
Объясняя им цель визита, я задавал им несколько вопросов о прошлом и настоящем села Калиновое Озеро.
— Чем жило село в советское время и какую роль принимали в этом вы?
— На совхозе. Собирали чай в поле, кто-то работал на чаефабриках: было много животных, которые также требовали внимания. Для рабочих строили быстровозводимые некапитальные квартирные дома, большинство из которых заселено по сей день.
— Как часто вы выезжаете в «город»?
— Редко, в основном в Хосту по бюрократическим делам. О море вообще забыли. В селе своих забот хватает.
— Молодёжь стремится уехать из сёл?
— Нет, выросшие в селе дети привыкают жить в тишине, город слишком шумный для них. Многие так и живут в сёлах, просто ездят на работу в Адлер или Сочи. Да и родителям нужно помогать.
Находясь в подобных сёлах, ощущуешь внутренний диссонанс. На первый взгляд, безумно красиво: горы, лес, воздух, насыщенный ароматами субтропической растительности. Деревенские домики колоритно сочетаются с пальмами и агавами, под которыми бродят козы и свиньи. Возле магазинчиков сидят бабушки, щёлкающие семечки. По неухоженным футбольным полям, добротно усеянным «минами» от коров, бегают детки, пинающие мячик по каким-то своим правилам. С точки зрения эстетики — безумно кинематографично! Но романтика картинки рассеивается, как только обращаешь внимание на детали. Так или иначе, ты видишь, что в нынешнем состоянии село в упадке. Некогда рабочие совхозы заброшены, и соответствующая инфраструктура выглядит печально. Дома, построенные как временное жильё в 70-е годы, заселены по сей день, хотя находятся в аварийном состоянии. Во дворах стоят разобранная техника по типу шишиг (ГАЗ-66) и трактора, заросшие колючками.
Тишина села красива и заманчива до тех пор, пока ты не задумываешься о том, что это спокойствие — результат регресса. С одной стороны, мы прекрасно понимаем, что современный Сочи — не про совхозы, и, наверное, сейчас куда выгоднее везти продукты из соседних регионов, чем выращивать здесь же. С другой стороны, ощущается нереализованный потенциал, продуктивность которого была на пике в советское время. Поэтому, горожанину, находящемуся в подобных сёлах становится немного грустно за местных бабушек и дедушек. Несмотря на то что они на заслуженном отдыхе — окончание рабочей деятельности у них произошло не по своей воле, а из-за политического и экономического вмешательства. Ностальгия в глазах сельчан передаётся тебе, и ты будто вместе с ними ощущаешь былое величие, но на фоне маячат покосившиеся домики.
Будущее сёл
Но даже дальние уголки Сочи подверглись изменениям за прошедшее постолимпийское десятилетие. Просто на побережье это происходит стремительнее и резче, чем в предгорьях. Например, в таких удалённых поселениях стало модно строить глемпинги, для, уединения с природой и отдыха от городской суматохи. Ещё востребованная ниша в сочинских сёлах — экофермы с производством домашнего сыра, мёда и подобных продуктов. Но главный тренд — строительство коттеджных посёлков. Если у побережья место почти закончилось, то в горной местности в сёлах по сей день полно свободных участков, которые могут стать новым домом для новообразовавшихся сочинцев.
Только последний факт спас сочинские сёла от полной деградации. Если бы не внимание инвесторов (что тянет за собой внимание властей) к этим местам, жизнь сёл и посёлков застопорилась бы до критического минимума, близкого к смерти. Однако вместо сгнивших хибар строятся частные дома, на месте бывших виноградников возводятся коттеджные домики на продажу. Где-то эта застройка происходит очень медленно (Калиновое Озеро), а в каких-то сёлах стремительно (Красная Воля). Сюда добирается цивилизация с побережья, поэтапно, давая привыкнуть местным к новым трендам. Это же касается дорог: за ними следят, перекладывают дорожное полотно, оперативно очищают от сходов селей или выпавшего снега.
Кстати, реакция местных на всё происходящее — что-то среднее между скепсисом и каким-то безразличием. Помните я говорил об их гостеприимстве? Это касается именно формата «хозяин принимает гостей». Но когда в селе появляются условные москвичи переехавшие в Сочи на ПМЖ, видно, как сельчане раздражаются от соседства с людьми, далёкими от них с точки зрения мировоззрения. Со временем то раздражение становится привычным, поэтому местные наблюдают за миграцией россиян в их сёла с мудрым принятием неизбежного — почти без эмоций.
А вот новоприехавшие «сельчане», в общей массе очень рады жизни в сочинском предгорье. Как правило, такие люди целенаправленно выбирают тихие места для переезда в Сочи, чтобы не слышать звуки сирен, шума автомобилей и музыку орущую из динамиков кафешек у моря. Из большинства сёл можно добраться до морского побережья примерно за 30 минут, поэтому жизнь в сочинских сёлах и посёлках — это не отшельничество, а выбор в пользу природы, а не городских благ.
Приход цивилизации в сёла местами смотрится сюрреалистично. Узнаваемые логотипы маркетплейсов в полувековых обшарпанных зданиях выглядят, мягко говоря совершенно неорганично. Новые голубые автобусы контрастируют с жёлтыми пазиками, развозящими детей в школы. Местечковые продуктовые магазинчики умудряются как-то уживаться с крупными зелёно-красными сетями, которые добрались даже до таких сёл.
Сочинские сёла — это про дуальность. И безумная красота природы, и упадок былого величия. И ветхое жильё и коттеджные комплексы за баснословные деньги. И печаль, и радость — так по житейски! Каждый увидит, что ему хочется. Как бы там ни было, эти места, несмотря на медленные изменения, хранят в себе тот неуловимый колорит, который, как портал, переместит вас в совершенно другой Сочи, нежели внизу — у моря. Я, приезжая в эти сёла, погружаюсь в какую-то невесомость, чувство тяжести от городской суматохи куда-то пропадает. Этот мозговой релакс дорогого стоит, желаю и вам это испытать.
Будет правильным упомянуть, что часть современных сёл и посёлков была образована в СССР не с нуля. До прихода Российской империи на территорию Сочи здесь жили черкесы, убыхи и садзы — кавказские племена, те самые классические горцы. Они занимались разведением скота, сбором мёда, вели классическую сельскую огородно-садовую жизнь. Однако эти племена были вынуждены навсегда покинуть Сочи по результатам Русско-Кавказской войны, отчего их поселения стали на время заброшенными, но именно в местах поселений убыхов уже в советский период появились «новые» сёла.
К слову, эти бывшие обитатели гор были искусными садоводами. Европейские путешественники, бывавшие в Сочи в дореволюционные времена, отмечали, что по уровню разнообразия, уходу и богатству черкесские сады (груши, яблони, абрикосы и т. д.) ничем не уступали лучшим садам Англии. Поэтично отозвался о садах ботаник Джироламо Ацци в начале прошлого века: «Я действительно почувствовал себя в центре происхождения фруктовых деревьев!».
Такая культура садоводства была связана с традицией: тот, кто выходил весной в лес, должен был в лесу высаживать или прививать черенки любых плодоносящих деревьев. А пожилые, уже не работающие люди по обычаю занимались прививанием деревьев в аулах. Благодаря такому подходу плодовые деревья с щедрым урожаем простирались в лесах и горах Кавказа на многие километры! По сей день среди сочинских посёлков встречаются отголоски тех древних садов с грушами, яблонями, сливами и другими фруктами.
Фото: Данила Поваров