Лёд тронулся, господа присяжные заседатели! Уже месяц соцсети гудят страждущими вопросами и скептическими комментариями к теме строительства новой набережной. И если по каким-то причинам из танка вышли не все, напоминаем: 16 июля объявлен победитель закрытого международного архитектурно-градостроительного конкурса на разработку концепции центральной морской набережной в Сочи. Да, это свершилось! У нас есть победитель, есть концепт, и есть инвестор. А ещё есть лет …цать предыстории к этому делу, но обо всём по порядку.
Первые серьёзные предложения по концепции реконструкции поступили в далёком 1998 году. Идея была прорывной: например, сделать пляжи бухтовых очертаний, избавиться от бун, уродующих береговую линию, а ещё был предложен прерывистый волнолом для уменьшения потерь пляжеобразующего материала. Не хватило денег. Но проект получил высшую российскую архитектурную награду. Далее пришли нулевые с междоусобицами коммерсантов и административных сил: у кого эти силы длиннее, — не до эстетства было. А потом и Олимпиаду объявили, бюджеты осваивали в строго отведённых под эти нужды местах. ЧМ и вовсе не в центре города проводился. Так, наверное всё и перешло бы в 3-й десяток 21 века, если бы не одна летучая мышь и голодный китаец.
После лета 2020, когда весь отечественный турпоток в идейном экстазе «а поехалите-ка в Сочах отдохнём» устремился на курорт, соцсети взорвались мемочной истерией о том, что это был последний повод приехать в Сочи. И вот тогда петух клюнул: перемен требуют наши сердца, а больше всех одно — сердце морского города.
Итак, долой лирику, ближе к фактам. Решение провести конкурс стало возможным, когда один из новых собственников территории — нам уже известная группа компаний «Метрополис» поддержала инициативу Администрации Сочи. Конкурс на лучшую концепцию главной набережной города Сочи выиграл консорциум под лидерством голландской студии UNStudio. Члены консорциума: Spectrum Group, Amirov Architects, JTP, European Cultural Academy, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет».
Первые серьёзные предложения по концепции реконструкции поступили в далёком 1998 году. Идея была прорывной: например, сделать пляжи бухтовых очертаний, избавиться от бун, уродующих береговую линию, а ещё был предложен прерывистый волнолом для уменьшения потерь пляжеобразующего материала. Не хватило денег. Но проект получил высшую российскую архитектурную награду. Далее пришли нулевые с междоусобицами коммерсантов и административных сил: у кого эти силы длиннее, — не до эстетства было. А потом и Олимпиаду объявили, бюджеты осваивали в строго отведённых под эти нужды местах. ЧМ и вовсе не в центре города проводился. Так, наверное всё и перешло бы в 3-й десяток 21 века, если бы не одна летучая мышь и голодный китаец.
После лета 2020, когда весь отечественный турпоток в идейном экстазе «а поехалите-ка в Сочах отдохнём» устремился на курорт, соцсети взорвались мемочной истерией о том, что это был последний повод приехать в Сочи. И вот тогда петух клюнул: перемен требуют наши сердца, а больше всех одно — сердце морского города.
Итак, долой лирику, ближе к фактам. Решение провести конкурс стало возможным, когда один из новых собственников территории — нам уже известная группа компаний «Метрополис» поддержала инициативу Администрации Сочи. Конкурс на лучшую концепцию главной набережной города Сочи выиграл консорциум под лидерством голландской студии UNStudio. Члены консорциума: Spectrum Group, Amirov Architects, JTP, European Cultural Academy, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет».
В разработке участвовали не просто архитектурные гении, а люди, живущие в Сочи, знающие потребности этого города и его боли. Подключили экспертов, специалистов высшего класса: Наталья Захарова — архитектор, председатель правления сочинской городской организации Союза архитекторов России; Николай Гришин — коренной сочинец, советник Российской академии архитектуры и строительных наук, эксперт научного совета Морской коллегии Правительства РФ; Татеос Бардахчиев — архитектор, основатель архитектурного бюро МОА, соавтор таких проектов как, «Верещагинская дача» и «Дом Корчагина»; Алиса Шмелёва — выпускник школы Bauhaus, сооснователь архитектурного бюро ab2.0, автор проекта пляжа «Ривьера» и другие.
Призовой фонд составил 27 миллионов рублей. Дальнейшие шаги — тендер на реализацию проекта, который будет передан одному или нескольким инвесторам.
С подробным списком всех членов жюри можно ознакомиться на сайте конкурса – команда своим экспертным весом определённо вселяет надежду на лучшее. Мы отметим здесь тех экспертов, с которыми SCAPP удалось пообщаться в разные периоды, и градус их идей нами уже освоен: Глушков Антон Александрович — главный архитектор города Сочи; Висенте Гуаярт — испанский урбанист, главный архитектор Барселоны в 2011–2015 гг., сооснователь Института современной архитектуры Каталонии (IAAC); Адриан Гёзе — сооснователь архитектурного бюро West 8, основатель Фонда SLA (Surrealistic Landscape Architecture).
Анна Невзорова, руководитель ГК «Метрополис», депутат ГСС
В Сочи уже продолжительное время, пожалуй, одним из самых актуальных является вопрос реновации Центральной морской набережной. Защитные сооружения, построенные в прошлом веке, перестали выполнять свои функции: пляжные территории морской набережной размываются от воздействия штормов, прибрежная полоса подвержена ускоренному сокращению.Создание искусственного насыпного участка, включающего в себя, в том числе, новые пляжные территории и обеспеченным комплексом принципиально новых и современных гидротехнических сооружений, позволит снять проблему постоянного сокращения прибрежной полосы. Проект, основанный на концепции победителя конкурса, обязан будет эти задачи решить.
Идея проекта SoCo (SOCHI + COAST = SOCO)
Проект предполагает создание единой территории между двумя ядрами: Посёлком Фестивалей (место для тихого отдыха, встречи людей, проведения фестивалей) и Марина-сити (центр деловой и ночной жизни). В направлении от Морского порта к «Дендрарию» набережная наращивает силу эмоциональных впечатлений, насыщенность функций, высоты размещаемых объектов, таким образом создавая разные сценарии пользователей всех возрастов: для тихого, культурного, делового отдыха, ежедневных городских активностей, ночной жизни. 5 тематических зон: фестивальная, игровая, культура и искусство, гостеприимство, здоровый стиль жизни, Марина-сити (будущее развитие). Концертный зал, морской парк, крытый ботанический сад, Сансет-стрип, музей дизайна, конгресс-холл и яхт-клуб.
Александр Амиров, Amirov Architects
Сочи — это лицо новой России, и пример для подражания остальных курортных городов России и стран бывшего СНГ. Кроме периода царских времён, Сочи был городом для экспериментов архитекторов эпохи конструктивизма, основной идеей которых было создать пространство города–сада. Своим проектом мы старались развить идею города сада XXI века, началом развития которого является пространство набережной. Оно призвано соединить человека и природу, культуру, удобство городской жизни и атмосферу здоровья, насыщенной жизни и инноваций, тесно переплетённую с парковыми территориями, растениями и тёплым субтропическим климатом. Одним из параметров создания успешного района XXI века является обеспечение равных возможностей и доступности для всех членов общества. Круглогодичное использование набережной, обеспечивающее комбинацию функций для разных групп населения, гарантирующее органичный переход от дневной к ночной активности людей, летом и зимой на территории набережной. На протяжении всего процесса проектирования мы заботились об интеграции новой городской ткани и её связей с существующей стилистикой Сочи. Проект призван стать синергией между масштабом, композицией и историей города с каждой точкой новой набережной.
Разные сценарии и направления движения разделяются и сходятся за счёт размещения на разных уровнях: обширные парковки и необходимые технологические транспортные связи находятся под землёй, а поверхность искусственной территории предоставлена пешеходам и велосипедистам. Предложено сооружение канатной дороги, соединяющей приморский парк с существующими зелёными пространствами города. И обозначена сверхзадача проекта — объединение всего через новую идентичность каждой детали набережной, от архитектуры до брендирования, что является очень актуальным направлением для быстрорастущего разрозненного города.
Осталось отметить один критичный нюанс: предмет сегодняшнего резонанса — КОНЦЕПЦИЯ, а не ПРОЕКТ, и конечно же она будет нести адаптивные изменения. Тот шум, который наделали высотки в рендерах, — это лишь доминанта, то есть и не высотки вовсе могут быть. Светлый песок — это наша родимая галька, на рендерах она не совсем фотогенична. Важнейший вопрос о новых берегоукрепительных сооружениях мы поднимали в апрельском номере, где Николай Гришин популярно рассказал о сложных, но возможных технических решениях. И самое главное, проект данной концепции не предполагает сноса существующей набережной — это новое сооружение на насыпной основе.
Как показывает практика, любые перемены и любые прогрессивные идеи встречает сначала астрономических масштабов скепсис, а зона комфорта всем своим балластом пытается его усилить. И как показывает та же практика, перемены — к лучшему. Внедрение этой концепции в жизнь займёт не один год. Это даст нам время окончательно устать и внутренне попрощаться с уставшим артефактом курортной истории.