Большие автобусы, обзорная по Сочи, бутылка вина в чёрном пакетике — экскурсионный дух Сочи видится примерно таким. Но что стоит за всем этим на самом деле? О туристическом бизнесе в Сочи образца 2017 года анонимно рассказал владелец одной из многочисленных экскурсионных фирм.
Сколько действуют экскурсионных фирм в Сочи?
Где-то более сотни. Крупных из них, правда, примерно десять. На каждый район — Центральный, Лазаревский, Дагомыс — две-три компании.
Из чего состоит экскурсионная компания?
Если обобщить, то это точки реализации и автобусы. Точка реализации — это та самая будка с фотографиями достопримечательностей, где туристы и приобретают билеты. На ней работает реализатор, оклад которого состоит исключительно из процента от продаж. Автобусный парк у фирм, в основном, не превышает трёх машин, так как за это налог увеличивается в два раза. Поэтому в разгар сезона, когда машин требуется значительно больше, все арендуют их на стороне. Каждый автобус должен иметь кондиционер и быть не старше семи лет. Ну и, собственно, персонал фирмы — экскурсоводы, водители и диспетчеры, которые всё координируют.
А как вообще распределяются точки реализации?
Точки являются муниципальными, выдаёт их администрация города. Каждая фирма проходит конкурс, сдаёт все свои документы, получает за это баллы. Исходя из этих баллов и определяется количество и расположение точек. У нас, например, таких точек 25. Есть, конечно же, и те, кто ставит свои пункты продаж в обход администрации. Это приводит к своеобразной «войне» между компаниями.
С администрацией сложностей не бывает?
Практически каждое новое постановление администрации только усложняет ведение бизнеса. Например, три года назад появился новый критерий при конкурсе — состоишь ли ты в Ассоциации туризма. Членство в ней стоит не самых малых денег (итоговая цифра зависит от доходов фирмы), а пользы же практически никакой. Кроме того самого дополнительного балла.
Разве один балл стоит этих денег?
Да, стоит. Один балл — это две точки. Плюс, если ты отказываешься вступать в Ассоциацию, то у тебя забирают самые ходовые точки, которые в сезон приносят куда больше денег. Да и к документам придираются намного больше. В общем, типичная добровольно-принудительная история.
Насколько сейчас выгодно вести экскурсионный бизнес?
Наша фирма одна из самых старых и крупных, так что у нас всё вполне неплохо. Точную цифру выручки за летний сезон назвать не могу, но это где-то в районе 10 миллионов рублей. Чистыми остаётся процентов десять, из которых ещё треть идёт на подготовку к следующему сезону и рекламу. В зимний сезон всё намного скромнее, выручка уменьшается аж в десять раз.
Какая средняя стоимость экскурсии?
У нас — 300 рублей, без дополнительных услуг. В сезон за день мы отправляем три-четыре маршрута по 150 человек в среднем. Минимальная посадка — восемь человек. Если не набирается, то переносим экскурсию на следующий день. Чтобы не было такого простоя, стараемся сотрудничать с некоторыми другими фирмами, объединяя маленькие экскурсионные группы в одну большую.
Кажется, или практически все маршруты очень сильно устарели?
Да, практически так и есть. Большинство туров осталось ещё с советских времён, когда было единое экскурсионное бюро. Разумеется, за все эти годы многие фирмы открывали свои уникальные маршруты, которые впоследствии становились общей ценностью. Мы, например, в своё время открыли для города каньон «Прохладный». Все прекрасно понимают, что маршруты устарели, но с этим ничего не сделать. Ещё не задействованные красивые локации находятся в труднодоступных местах. Увы, но наш турист не готов идти в гору полтора километра ради условного водопада.
Какие самые популярные маршруты у туристов?
Всё банально: Олимпийский парк, Красная Поляна, обзорная по вечернему Сочи. Ну и 33 водопада.
Очень многое в туре зависит от экскурсовода?
Можно съездить на один и тот же маршрут с тремя разными экскурсоводами и получить абсолютно разные эмоции и знания. Да, «скелет» экскурсии один, но у каждого гида свой стиль: кто-то делает акцент на флору и фауну, кто-то давит на историю, а кто-то — на местные легенды.
Кстати, о легендах. «Турция с вершины Ахуна» всё ещё в тренде?
Разумеется, как и «мёртвая невеста». Все мифы активно используются, но в шуточной форме. Основная цель экскурсовода — это развлечение туристов, поэтому мы им и рассказываем свои версии происхождения тюльпанового дерева, а затем предлагаем всем вместе обхватить ствол и загадать желание. И отдыхающие это с радостью делают.
Вы же понимаете, что это полный бред?
Конечно! Да и сами туристы понимают, но им это правда нравится.
Самый большой бред от экскурсовода, который ты слышал?
Как-то раз при мне рассказывали о 100-килограммовых тунцах в Чёрном море. Вот это уже, по-моему, полный перебор.
Сколько зарабатывает экскурсовод?
У нас ставка 1 000 рублей, плюс проценты с дополнительных услуг (канатная дорогая, питание и прочее). За сезон экскурсовод зарабатывает 150 — 500 тысяч рублей, но это при очень жёстком графике, чуть ли не на износ. По сути, это сугубо сезонная работа.
Может ли экскурсовод заработать «левак»?
Да, может. Например, вместо положенной канатной дороги, где он получает 100 рублей за человека, повезти туристов, которые и не знают об этой канатной дороге, в гору на автобусе и взять за такой «подъем» 500 рублей. Или чуть более «честный» вариант, когда экскурсовод в обход фирмы договаривается о проценте с каких-либо дополнительных услуг. Но от таких работников сразу избавляются и вносят их в своеобразный чёрный список.
Как часто на экскурсиях пьют?
По регламенту пьяных на маршрут брать запрещено, но все всё прекрасно понимают. Если человек в адекватном состоянии, речь чёткая, то мы его на рейс допускаем. Если же пьянство происходит во время экскурсии, то особо буйных пассажиров оставляем в автобусе.
А пьяные экскурсоводы?
Только после окончания экскурсии. По сути, на обратном пути экскурсовод уже не находится на работе, так что если он захочет выпить с отдыхающими — его право. На удивление, такие случаи идут только на пользу компании. Отзывы «сдружившихся» с экскурсоводом туристов всегда исключительно положительные.
Теряются ли туристы на экскурсиях?
Регулярно. Так происходит у всех. Как это случается: по регламенту у нас 20 минут на место, после чего уезжаем. Если кто-то опаздывает, то ждём ещё 20 минут. После составляем акт, что человек не явился к положенному времени, собираем подписи тех, кто сидит в автобусе, звоним диспетчеру, который даёт отмашку, и автобус едет дальше. В этом нет ничего страшного, «потерявшиеся» добираются сами. Перед началом экскурсии все проходят инструктаж, что делать в подобной ситуации.
Самый жёсткий загул на твоей памяти.
Это было не у нас. Экскурсия на 33 водопада, муж и жена. Жена пропала, дозвониться никто не может. Объявившись спустя три дня, она рассказывает историю о том, как попала в плен адыгов, которые насильно держали её у себя. А потом выясняется, что она просто познакомилась с молодым парнем и абсолютно добровольно провела с ним эти несколько дней.
Как сейчас выглядит типичный турист экскурсионного маршрута?
Сложно сказать. Типичный портрет туриста — семейки в майках с Путиным и в сандалиях на носках — умер ещё в году 2010. Сейчас контингент более культурный и образованный. На турах встречаются все — от пожилых пар до молодёжных компаний и иностранцев. Иностранцев, кстати, стараемся собрать в отдельную группу с англоязычным гидом.
Я понимаю иностранцев и тем более пожилые пары. Но что делает молодёжь на таких турах, когда есть смартфон с абсолютно любой информацией и возможностью составить свой личный маршрут?
Потому что экскурсия порой гораздо выгоднее. Ещё раз, наша средняя стоимость — 300 рублей. А теперь вспомни, сколько стоит билет на «Ласточку».
Фото: Светлана Сергунцова