«На одном дыхании»

Представьте себе сердце какого-нибудь города. Центральная улица, залитая светом и цветом зелени. Улица, от которой не скрыться. К ней ежедневно стекаются все жители и гости города. И вот тут, в самом вкусном и притягательном мест, возводится комплекс, впечатляющий своими масштабами. На целый километр протянулся он через город, связав морской и железнодорожный вокзалы.

Представляем дальше, что в этом чудесном месте, объединяющем природный колорит, поразительную архитектуру и колоссальное количество разных людей, происходит что-то сродни «дикому рынку» с торговлей одеждой и бытовыми предметами.

Не очень как-то, правда? Вот и мы так думаем. А это всё я вам коротко описала нашу родную Торговую галерею на центральной улице Сочи — Навагинской.

Но начнём сначала. Итак, в конце 1960 г. Росстрой РСФСР поручил разработку эскизного проекта центра Сочи московской архитектурно-проектной мастерской имени академика В. А. Веснина. Задание, над которым трудились Елена Анцута и Вячеслав Кузнецов совместно с коллегами. В мастерской подготовили планировочное решение на возведение Торговой галереи. В итоге, в жизнь воплотились пять блоков, объединённых между собой переходами, которые соединяют эксплуатируемые террасы, что на протяжении всей длины галереи служит как бы вторым пешеходным уровнем главной улицы.

А теперь порассуждаем. Сегодня в Сочи аккумулировано большое количество творческой, креативной молодёжи, которая живёт искусством в разном его проявлении. Они стремятся создавать и созидать, творить своими руками, помогать себе, окружающим и городу становиться лучше и развиваться. Но все эти творческие лица сегодня разбросаны по длинному Сочи: кто-то работает в помещениях на заводах, кто-то в гаражах и эллингах, а кто-то кочует от места к месту в поисках более дешевой ренты и единомышленников. При этом они не опускают руки, их глаза горят и они всеми возможными силами пытаются строить новую прекрасную грань Сочи.

Альтернативная реальность в рамках одного центрального строения станет возможна, объединив общей концепцией пять блоков ТГ, где уже предусмотрены огромное количество помещений разных площадей с остеклениями и лоджиями, в том числе актовые залы и лекционные аудитории, кинотеатр, кафе. Создание глобального креативного пространства, некоего арт-кластера, служащего для разработки новых идей и неожиданного творчества, открытого для художников всех направлений, посетителей, студентов, да кого угодно.

Сочи, в свою очередь — город, принявший Олимпиаду и множество людей со всей страны. Так неужели главная улица и мощнейшее строение города недостойны того, чтобы о них знали, к ним стремились и они были ещё одной гордостью и достопримечательностью?! Ведь сегодня время, когда особенно важно созидать, любить, творить, делиться, а не только потреблять.

Идём дальше. В пяти блоках схематично и гармонично могут присутствовать студии, мастерские разных направлений: гончарные, фото и видео, стекольные, художественные, модельерные, архитектурные, про дизайн и ювелирное искусство, а также танцы, песни, куда ж без них. Возможно проведение различных семинаров и обучающих программ с приглашёнными спикерами. В имеющемся кинотеатре показ старых фильмов или на иностранном языке с последующими дискуссиями, а возможно и короткометражки местных режиссёров. Также комплекс включал бы выставочные залы с постоянными и сменными экспозициями.

А встречающий гостей гид расскажет об уникальности ТГ, важных исторических событиях Сочи и проведёт экскурсию по выбранным маршрутам. Тем самым придаст городу оттенок не только ценного курорта, но и историко-культурного интереса с раскрывающимся потенциалом современного искусства.

А если немного приземлиться и обратиться к тому, что сегодня важную роль в развитии городов и даже стран играет креативная экономика — экономика идей, где значимая часть добавленной стоимости на объекты происходит благодаря результатам творческой деятельности. Не секрет, что современное искусство и вложения в развитие талантов приносит немалый доход. Сегодня львиную долю денег в этой индустрии забирают себе Москва и Санкт-Петербург. Но это обусловлено лишь значимым отсутствием конкуренции и исторически сложившейся концентрацией в мегаполисах творческого и культурного потенциала, однако, пришло время смещать акценты.

Плюсами Торговой галереи являются, в том числе, её стратегически верное расположение, возможность проведения нескольких мероприятий одновременно — каждое со своим входом, системами внутренней навигации для посетителей, оживлённая творческая инфраструктура и объединение местного сообщества, создание глобального культурного центра с площадями аренды мастерских, галерей, лофтов и т. д. Всё это создаст не только громадное количество новых рабочих мест, но и привлечёт инвесторов. В рамках данной задумки любители уникальных и красивых вещей, приходя сюда за покупками, смогут не просто купить их, но и увидеть, где и как они создаются, узнать их историю, проникнуться сутью, найти новые смыслы и подружиться с предметом, приглашая его к себе домой.

Также изюмом будет создание арт-резиденции. Это специальный формат организации творческой жизни художников. В нём участвуют люди творческих профессий со всей России и из других стран, для обмена опытом, межкультурного диалога и реализации совместных арт-проектов. Для них на определенный временной промежуток создают идеальные условия для созидания. Им предоставляется всё необходимое для жизни и работы, а также аудитория для дискуссий о проектах, идеях, воплощённых в жизнь или нацеленных на будущее. Модель организации творчества в виде арт-резиденций за последние несколько лет набрала большую популярность в нашей стране. Это связано, в первую очередь, с появлением новых грантов и фондов, а также серьёзной заинтересованностью меценатов.

Торговая галерея при новом взгляде на неё может стать главным культурным центром, предлагающим нам взглянуть в окно прошлого, настоящего и будущего, а это под силу только искусству.

Когда-то, когда главный архитектор мастерской С. Е. Вахтангов получил заказ на проект планировки центра Сочи, описывая архитекторам суть работы, сделал элегантный жест рукой как бы в направлении от железнодорожного вокзала к морю, сказав, что главную улицу нужно решить «на одном дыхании». Этим дыханием в своё время и стала знаменитая Торговая галерея.

Так и сегодня возможно на одном дыхании переосмыслить в сторону новой и современной жизни комплекс Торговой галереи.

 

Текст: Диана Кинтерая
Чертежи и фотоматериалы взяты из книги «Елена Анцута» (составитель А. Младковская), издательство Tatlin 2019 год