Пятьдесят лет назад Курортный Городок в Адлере был сродни советскому чуду: на пустырях у моря построили изящные санатории, а в окружении кипарисов, платанов, пальм, магнолий и других субтропических растений возводили монументальные архитектурные объекты, которые будоражат любителей мозаики и по сей день.
Львиная доля ярких детских воспоминаний сочинцев и туристов связана с творениями Зураба Церетели. Это талантливая личность, репутация которой в итоге свелась к неоднозначности мнений. Однако мы обратимся к творчеству молодого Церетели, который удивительно точно передавал через свои творения тонкую связь человека, культуры и природы.
Текст: Даниил Набоков, сочинец в пятом поколении.
Перспективный Адлер и молодой художник
Это сейчас Адлер — южная столица пробок, плотной застройки и бесконечной суеты, но пять–шесть десятилетий назад Адлерский район выглядел совсем иначе и, пожалуй, куда романтичнее, нежели сегодня. С позволения моей мамы,я процитирую её воспоминания о старом Адлере:
«Шестидесятые годы для адлерского района были годами развития овощных, чайных и цитрусовых совхозов. Очень прочно за Адлером закрепилась репутация сельскохозяйственного района и это было почётно. Именно здесь на склонах гор мы привычно видели гигантские разводы чайных плантаций. А потом, проходя мимо чайной фабрики, в Адлере доносился ароматный запах от просушки чайного листа.
Даже в черте города использовались участки земли для выращивания различных культур. Так вдоль федеральной трассы на склоне рос лавровый лист, и до сих пор остановка автобусов так и называется — «Лавровая». Другая остановка называлась «Цитрусовая», сейчас она называется «Изумруд».
Ну а там, где были устрашающие болота на окраинах Адлера, в 60-е годы началась грандиозная застройка высотками–пансионатами. Это было в диковинку, потому что в районе вообще не было санаторно-курортного строительства. Так появился Курортный Городок. На большой пустынной территории одновременно выросли 4 корпуса пансионатов «Адлеркурорта» (Курортный Городок). Одновременно высаживались крохотные стволики хвойных и эвкалиптовых деревьев. За 50 лет они стали сосновыми и эвкалиптовыми рощами.
И здесь участие местного население было очень востребовано. Уже в разгар школьного сезона нас, школьников, привозили на уборки после строек. Мы выметали строительную пыль в номерах и на лестничных проёмах и с высоты десятого этажа восхищённо любовались просторами не только морскими, но и нашего уютного зелёного Адлера.»
Таким образом, начинается настоящее преображение Адлера: появились санатории и пансионаты «СССР», «Весна», «Коралл», «Дельфин», «Фрегат», «Изумруд», «Знание», «Орбита», «Зелёная горка», «Южный», «Бургас» и другие. Создатели Курортного Городка помимо застройки санаториями, уделяли особое внимание озеленению. Так по сей день там можно наткнуться на густые зелёные островки с кипарисами, кедрами, пальмами, магнолиями, соснами, ивами, бамбуками, олеандрами.
Но истинной «фишкой» Курортного Городка стали скульптурные объекты с вполне практичным применением. Так мы подобрались к нашей главной теме: бассейны под открытым небом «Коралловый риф» (будем называть просто «Коралл») и «Рыбки». К реализации был привлечён молодой, но уже имевший отличное портфолио Зураб Церетели. Родился он в Тбилиси, поэтому обладал настоящим южным менталитетом и чувствовал тот самый неуловимый южный колорит, который умело воплощал в своём творчестве.
Монументальное творение среди пальм и кипарисов
Когда я называю «Коралл» и «Рыбки» монументальными скульптурами, я не преувеличиваю. Чтобы осознать всю мощь объектов, нужно оценить масштаб и материалы, из которых они созданы. «Коралл» занимает площадь почти 2 000 кв. м и высоту около 20 метров. Площадь бассейна «Рыбки» — 860 кв. м, а глубина до 5 метров. Оба бассейна облицованы модным в то время материалом венгерская смальта, а это, на минуточку, миллионы кусочков мозаики, выложенных вручную и с точным подбором для создания читаемого узора. И хотя в Чёрном море нет кораллов, которыми вдохновлялся Церетели, они отлично вписались в антураж южного курортного города.
Я люблю «Коралл» чуть больше «Рыбок», поскольку в детстве именно на нём проводил больше всего времени. И, как мне кажется, с визуальной точки зрения он интереснее «₽ыбок». Помимо алой смальты (гипнотический цвет, особенно на ярком солнце), в композиции были вкраплены полупрозрачные разноцветные стёкла, которые как бы загорались под солнечными лучами. Сам коралл окружён полуметровым опоясывающим бортиком, по которому так любили бегать дети. Дно бассейна — десятки узоров на морскую тематику.
Помимо основных бассейнов «Коралл» и «Рыбки», в Курортном Городке множество других объектов, которые объеденены в ансамбль под названием «Детский городок». К примеру, возле «Рыбок» находится детская площадка с бассейном в виде извилистой реки, а вокруг красуются морские звёзды из смальты, осьминог, крокодил, черепахи, даже пирамиды с мостиками. Неподалёку расположен «Сказочный Лабиринт», где располагались визуальные образы морского дна. В другой стороне Курортного Городка были, так называемые у местных, «шашлыки»: своеобразные глыбы в виде булыжников из смальты стоящих друг на друге. И таких небольших, но действительно интересных объектов по Кургородку было ещё много.
Представьте какой восторг у детей и взрослых вызывал этот городок с огромным количеством активностей, да не простых, а талантливо художественно обыгранных. Даже сейчас это место не оставляет равнодушным никого, что уж говорить о советском времени.
Настоящее
Последние реставрационные работы для сохранения мозаичного комплекса были произведены десятилетия назад. Учитывая высокую влажность воздуха Сочи, частые дожди, прямые солнечные лучи и проходимость бассейнов людьми — всё это не лучшим образом влияет на вид объектов: смальта и стёклышки выцветают и выпадают из цемента, люди забирают красивые осколки на сувениры, а цементная конструкция крошится и обваливается. Более того, из-за активного распила Курортного Городка в руки частных инвесторов есть шанс, что рано или поздно земля под «Кораллом» и вовсе будет продана, а учитывая аварийность объекта, добиться его сноса будет несложно.
Само собой, о восстановлении общественных бассейнов (как это было в СССР) речи не идёт. Но реставрация «Коралла» и «Рыбок» просто как арт-объектов необходима для поддержания эстетической и исторической части Сочи. Сам автор объектов, Церетели, не раз изъявлял желание помочь с восстановлением своих работ. К примеру, в 2014 году:
«Мною действительно не раз выражалась готовность принять участие в восстановлении мозаичных форм «Коралл» и «Рыбки» в Курортном Городке, и я с удовольствием приму участие в данных работах. Более подробная информация может быть вам предоставлена после проведения согласований с собственником и определения источников финансирования.»
А уже в феврале 2020 года мэр Сочи Алексей Копайгородский в совете с приглашённой группой экспертов Российской Академии Искусств сказал следующее:
«Сделаны первые практические шаги к восстановлению мозаичного комплекса «Рыбки», к которому у сочинцев особое трепетное отношение, как к важной исторической, культурной и курортной достопримечательности. В ближайшие дни мы направим представителей администрации Сочи в Москву, чтобы из первых уст услышать рекомендации Зураба Константиновича, обсудить этапы и сроки реконструкции фонтана.»
С этого обращения прошло не то чтобы несколько месяцев, а три года! Как думаете, «Рыбки» и «Коралл» сияют на солнце своей новой мозаикой? Отнюдь. Объекты только больше деградировали. В связи с этим, я направил несколько запросов в администрацию Сочи с просьбой дать объяснение о будущем объектов и о планируемой реставрации. Через несколько попыток связаться с администрацией, мне поступило следующее сообщение:
«Данный вопрос на контроле. В этом году состоялись выезды с проектной организацией. В настоящее время определяется сметная стоимость по восстановлению скульптур и прилегающей территории этих двух объектов.»
Не густо, согласитесь? За просьбой дать более подробные разъяснения последовала тишина.
Будущее
Эта статья несет задачу не только познакомить читателей с моим любимым арт-объектом во всём Сочи, но и направить взор общественности на объекты, от которых очень скоро не останется ничего, что можно было бы восстановить. У нас есть буквально пару лет до полного естественного уничтожения объектов. Если не будут предприняты срочные меры по восстановлению, Сочи лишится удивительного мозаичного комплекса, который ценен не только в рамках города, но и как архитектурный феномен для всей России, а на его месте построят типовой ТЦ или ЖК.
Учитывая отношение администрации к «Кораллу» и «Рыбкам», я бы советовал успеть прогуляться к объектам тем, кого цепляет подобное искусство. К сожалению, у меня нет уверенности полагать, что через 5—10 лет эти мозаичные скульптуры будут ещё существовать. Надеюсь, я ошибаюсь.
Кто хочет увидеть удивительные кадры функционирующих бассейнов «Коралла» и «Рыбок», в которых резвились дети, посмотрите отрывок из второй половины советского фильма «Москва, любовь моя». Один из главных героев, Владимир, является прототипом Церетели — скульптором-художником и презентует свои работы в Курортном Городке своей японской возлюбленной. Это красивые и редкие кадры. Но ещё красивее сказал сам Владимир на фоне «своих» работ:
«Что прекрасно в этой профессии — держишь пейзаж: вот поставили этот объём (показывает на «Коралл») и всё объединилось. Какой-то мир возник. И столько радости. А вот тут рыб нагородили. Сейчас рыбы для них (детей) большие, но всё переменится. Дети вырастут, а рыбы станут маленькими. И всё это останется для них — пейзажем детства.»
Автор обложки мартовского номера SCAPP и фотографий в этой статье снятых с дрона — блогер-фотограф Лана Сатор. Эта девушка путешествует по России и другим странам для фоторепортажей заброшенных индустриальных, некогда жилых и архитектурных объектов. Найти её работы легко — это действительно красиво и с уникальным почерком Ланы.
Летом 2022 года Лана была взята под стражу в Албании и на момент выпуска мартовского номера SCAPP находится в следственном изоляторе. Она обвиняется албанскими властями в шпионаже, хотя по роду своей деятельности просто снимала заброшенный завод. Её права как человека и гражданина РФ серьёзно нарушаются и, к сожалению, на данный момент не известно о том, как пройдут ближайшие месяцы или годы для Ланы.
Мы взяли её фотографии без прямого разрешения Ланы, по очевидным причинам мы не можем общаться с ней. Чтобы компенсировать наше решение и помочь талантливой девушке, мы прикрепляем ссылку для помощи адвокатам Ланы. Будем верить, что скоро она вернётся из Албании и будет дальше радовать нас своими атмосферными кадрами!