Каждый сочинец знает памятник «Подвиг во имя жизни». Но даже многие экскурсоводы не в курсе, что знаковый монумент уже тридцать лет остаётся недоделанным. О судьбе исторического долгостроя и его создателях в этом материале.
Текста: Катя Бидва, местная, автор путеводителей по Сочи и Абхазии. Строила Фишт, работала в РИА, посетила 27 стран и жила в Бразилии
В центре Сочи, рядом с входом в парк Ривьера, возвышается белоснежная арка. Под ней мраморная композиция, хорошо знакомая каждому сочинцу — медсестра, склонившаяся над раненым, и готовый приступить к операции хирург. Это памятник подвигу врачей в годы Великой Отечественной войны. Гиды не зря именно отсюда начинают знакомить туристов с историей курорта. Рядом и руины первой люксовой гостиницы «Кавказская Ривьера». Её появление дало мощный толчок превращению захолустной провинции в модный курорт. Сейчас, то, что осталось от отеля спрятано за высоким забором, и неизвестно что будет с ним дальше.
А слева, в зелени парка, виднеется бутик-отель, построенный на месте бывшего особняка промышленника Василия Хлудова, чей райский сад стал известным на всю страну парком «Ривьера». Усадьба Василия Алексеевича долгие годы стояла полуразрушенной, а затем перешла в частные руки. Была снесена, а на месте памятника архитектуры появился отель. Да, грустно, но что поделать…
В отличие от соседей, монументу «Подвиг во имя жизни» повезло больше. Его не окружили высотками, не построили рядом кофейни и шашлычные, и каждый год к девятому мая моют и высаживают цветы. И вот смотришь с трепетом на величественную композицию: всё в ней вроде бы гармонично и торжественно, только почему-то до конца своей жизни архитектор Юрий Владимирович Львов, один его из авторов, неоднократно обращался к властям города, настаивая на завершении памятника в соответствии с проектом. Что же с ним не так? Давайте разбираться.
Начнем с истории — как город-курорт превратился в город-госпиталь
В годы Великой Отечественной войны Сочи из всесоюзной здравницы переквалифицировался в масштабный госпиталь. Первые эшелоны с ранеными бойцами прибыли к нам уже 5 августа 1941 года. Все санатории переоборудовали в лазареты, где спасали жизни не только врачи. Дети и женщины собирали в лесу мох и лечебные травы. Остро не хватало всего — коек, бинтов, лекарств. Вот и выручали народные средства: мох заменял антисептик, настои ромашки снимали воспаление. В каждой сочинской семье, и в моей тоже, живы воспоминания, о которых тяжело говорить: голод, страдания раненых, нескончаемый поток беженцев и тяжёлый труд.
За четыре года войны Сочи принял около 400 тыс. раненых, многие из них полностью восстановили здоровье и вернулись на фронт. В 1980 году правительство наградило курорт орденом Отечественной войны I степени. И решили возвести памятник подвигу сочинцев. Работу над монументом доверили авторитетным московским специалистам — скульптору Дмитрию Рябичеву и архитектору Вениамину Нестерову. Авторы не раз уже работали вместе. Рябичев — народный художник СССР, лауреат премии ЮНЕСКО, Нестеров проектировал олимпийскую деревню. К масштабам и сложностям им не привыкать, по всему Союзу создавали памятники. И все же специалисты попросили подключить к проекту сочинского архитектора Юрия Львова, хотя даже не были с ним лично знакомы.
Юрий Львов, потомственный Архитектор
Если спросить у сочинцев про любимое место в городе, многие ответят: Приморская набережная. Просторная, с широкими пляжами и вторым ярусом. Такой, какой мы её знаем и любим, она стала во многом благодаря проекту, разработанному авторским коллективом, в котором трудился и Юрий Владимирович.
«В 1933 году семья переехала в Сочи, где разворачивалась крупномасштабная реконструкция курорта, и потребность в архитекторах была очень велика. Отец много работал, и в Сочи по его проектам построено немало значительных объектов». — делится он в мемуарах. Войну Львов застал подростком. В 1944 году его вызвали в военкомат, для направления в танковое училище, но, узнав, что собирается стать архитектором, отпустили домой, со словами: «Половину страны порушили, кто строить-то будет?» Так и получилось, Львов закончил Ленинградский инженерно-строительный, и молодого специалиста направили отстраивать практически уничтоженный немцами Воронеж.
Юрий Львов
«Город я не знал и выбрал его потому, что он был зверски разрушен. А значит, там будет много самостоятельной творческой работы, и я буду нужен», — делился в мемуарах Ю. Львов.
А в 1973 году неожиданно получил приглашение вернуться в родной Сочи. И вот, спустя 28 лет, Юрий Владимирович приехал в город, который покинул мальчишкой. От должности главного архитектора сразу отказался — чужда была чиновничья работа и приступил к проектированию Приморской набережной. Получился потрясающий проект, главной идеей которого было создать курорт, широко раскрытый на море. Он развивал идеи предшествующих планировочных материалов, цель которых — создать уникальный приморский бальнеологический курорт, призванный давать людям здоровье.
«Сочинцы увидели новую широкую зелёную двухъярусную набережную от порта до «Жемчужины» увидели сочинцы, но пока только в макетах и чертежах. Приморский парк, естественным образом переходил в Зелёный бульвар набережной, в пляж и море. Успех был полный. Обсуждали, показывали по ТВ и в газетах, хвалили. В 1983 году наш проект был выбран в Москве для участия в международном архитектурном биеннале INTERARCH-83 в Софии. Получили медали и дипломы», — рассказывает Львов.
Но, к сожалению, несмотря на успех и заслуженные награды, проект был реализован только частично. Юрий Львов любил масштабы, не боялся трудных задач, много и усердно творил для родного Сочи. Знаковые санатории «Заполярье» и «Магадан» — его проекты. Архитектор всегда занимал активную позицию, входил в состав городского совета, бился за запрет сноса Фестивального. Помните эту историю, как турецкие застройщики пытались построить на месте киноконцертного зала высотку? Легендарную речь, с которой архитектор защищал Фестивальный на общественных слушаниях, и сейчас можно найти в интернете. Многие коллеги промолчали, боясь навредить карьере, а он нет.
Но несмотря на все свои регалии и медали не смог заслуженный архитектор России добиться завершения памятника «Подвиг во имя жизни». Как оказалось, проект, созданный им, Рябичевым и Нестеровым, выполнен только на треть. Строили в 90-е, когда в стране были серьёзные экономические проблемы, да, так и не закончили. Не хватает двух мраморных стел с монументальными текстами, отражающими смысл памятника. По плану на одной из стел высечен поясняющий текст: «В грозные годы Великой Отечественной войны город-курорт Сочи стал городом-госпиталем. Сочинцы вернули в строй четыреста тысяч защитников Родины. Это был героический подвиг во имя жизни». И стихи сочинской поэтессы Валентины Сааковой:
Велик и вечен, как само бессмертье,
Средь подвигов служения Отчизне —
Твой подвиг доброты и милосердия
Во имя мира и во имя жизни!
На другой стеле перечислены госпитали и фамилии ведущих врачей — хирургов, отмеченных правительственными наградами. В 2010 году, ещё при жизни Юрия Львова, к очередной годовщине Победы Администрация нашла средства для частичного завершения памятника. Выделили бюджет на символ милосердия «Вечно бегущий светлый родник живой воды». Он был запланирован авторами, но во время строительства денег на него не хватило. Власти пообещали сделать и «максимально приблизить облик монумента к первоначальному проекту». И соорудили фонтаны. Получается, вместо струящегося родника жизни — смертельная травма аорты, облицованная цветами триколора. Ни во время Великой Отечественной войны, ни в 80-е, когда проектировался памятник, в стране не было такого флага. Не укладывается в голове, зачем было так искажать заложенный авторами смысл? Почему не согласовали с единственным живым автором проекта — Юрием Львовым?
Также во время реконструкции бесследно пропала табличка с названием и именами авторов. Кому она понадобилась и почему исчезла — тоже непонятно. Остальные нереализованные части монумента продолжают оставаться только на бумаге. Хотя авторы и Совет ветеранов города неоднократно обращались к властям и с просьбами, и с предложениями по завершению памятника «Подвиг во имя жизни».
«Мои обращения ко всем мыслимым властям, от главы города до президента страны, не дают результата. Одни отписки. Мои друзья соавторы уже ушли из жизни, а я всё не могу ничего добиться, отдать, наконец, свой затянувшийся долг памяти» — с горечью делится в жизнеописании Ю. Львов.
Юрия Владимировича не стало 29 декабря 2012 года. Заслуженный архитектор не смог добиться завершения работ. В центре города так и стоит недопамятник. К нему водят туристов и школьников. Каждое 9 Мая у долгостроя звучат патриотические речи и возлагаются цветы. А может, если у администрации нет желания и возможности завершить работы, это сделаем мы, сочинцы?
Благодарим дочь архитектора Ольгу Свечникову за предоставленные для публикации материалы, архитекторов Елену Мотриченко и Наталью Захарову, журналиста Анну Петросян и Галу Эйснер за помощь в подготовке материала.