История «Каскада»: От ресторации до творческого кластера на пороховой бочке


По вечерам Курортный проспект на участке бывшего Пролетарского подъёма подсвечен сеткою гирлянд. Проносящиеся мимо в авто и маршрутках люди, посмотрев за окно, оказываются в эпизоде «Интерстеллара». Всё искрится, смазывается, смешивается в витринах над световой трубой — эпохи, коктейли, краски, кухни, стили. Благоухают воздушные пирожные на раздаче в старой доброй «Алёнке», сверкают хрустальные бокалы на стойке «Художественного», доносятся ухающие звуки прыжков в батутном центре, пронизана радужными нитями Panama creative space.

Ресторация и кафе «Каскад» открылись осенью 1966 года. Здание в ультрамодном стиле минималистичного советского модернизма, несмотря на крупные габариты, не выглядело тогда приземлённым и тяжёлым: высокие колонны и открытые террасы, застеклённые только в 2000-е, делали пространство лёгким и воздушным. В новом строении работали ресторан кавказской кухни, кафе и линия самообслуживания — столовая. Комплекс оснастили самым современным по тем временам кухонным оборудованием. На базе «Каскада» вырос пищевой комбинат, в который входили близлежащие общепиты, такие как кафе «Алёнка», ресторан «Горка», буфеты и бары концертного зала «Фестивальный» и другие. В кондитерском цехе работали лучшие повара, для обслуживания гостей содержался расширенный штат официантов — до 20 человек на смену.

 

 

Свадьбы, банкеты, гулянки, — ресторан стал культовым местом для жителей и гостей курорта. Романтизировал атмосферу «Каскада» Иосиф Бродский. Да разве только романтика, — золотые слова стали гениальной рекламой и уже давно вошли в нетленку русской классики. Поэт упомянул «Каскад» в стихотворении, завершающем цикл «Из школьной антологии». Строки он посвятил однокашнику Альберту Фролову, которого спустя 10 лет встретил в сочинском кабаке, где тот играл в оркестре. Стихотворение начинается так:

Второго января, в глухую ночь,
мой теплоход отшвартовался в Сочи.
Хотелось пить. Я двинул наугад
по переулкам, уходившим прочь
от порта к центру, и в разгаре ночи
набрёл на ресторацию «Каскад».
Шёл Новый год. Поддельная хвоя
свисала с пальм. Вдоль столиков кружился
грузинский сброд, поющий «Тбилисо».
Везде есть жизнь, и тут была своя.

Свою жизнь «Каскад» быстро разменивает в лихие девяностые. Ресторанный комплекс не вписывается в постперестроечные реалии. Началом конца становятся последние попытки возродить былой ажиотаж: в 1995 году в здании открывают одну из первых в Сочи дискотек. Идея прогорает, однако находится серьёзный арендатор — ресторан китайской кухни. Для придания восточного антуража второй этаж с открытой террасой замуровывают в гипсокартон. Через какое-то время китайцы с огромными долгами съезжают. Далее картинки в стенах советского пищекомбината мелькают чаще: пивная, кафе-бар «Каскад-престиж», так и не открытый ночной клуб, театр-студия, арт-пространство. Во время проведения сочинской Олимпиады в здании работает центр выдачи паспортов болельщиков. Затем наступает затишье, и лишь бессменная каскадовская столовая и кондитерская «Алёнка» в который раз наблюдают очередной закат — в этот раз «Эры Водолея» — центра духовного развития и кафе здорового питания.

 

 

Год назад помещение на первом этаже «Каскада» арендует команда «Панамы». Катя и Алексей Турыгины переезжают из Екатеринбурга в начале 2017 года. Сочи они приглядели годом ранее, во время отдыха, — тогда же положили глаз и на пустующие залы «Каскада». Собирались быстро: закончили дела в родном городе, дистанционно начали подготовку фестиваля дизайнеров для краснополянского «Флакона», обросли связями, заодно познакомились с Катей и Андреем Якуповыми из Санкт-Петербурга. Великолепная четвёрка объединяет силы и создаёт новое креативное пространство «Панама». Своими силами ребята ремонтируют помещение и начинают строительство зон для собственных проектов — бьюти-студии Unika и мастерской Ananas Ceramic; одновременно привлекают единомышленников. Уже через месяц к ним присоединяется Дима Олейников с магазинчиком отечественных брендов «Родина». За пару недель до открытия в «Панаму» с улицы Конституции переезжает кофе-зал «Луч» — сайд-проект «Художественного».

Первая линия «Панамы» запустилась 24 июня 2017 года. Стартовый капитал проектов и площадки в целом составил 300–400 тысяч рублей. Алексей Турыгин утверждает, что с самого первого дня проект работает в плюс. Достигается это за счёт эффекта синергии трафика резидентов, которые как самостоятельно, так и общими силами, идеями и событиями привлекают новых посетителей. «Мы выбрали удачный формат. «Панама» — это не арт-пространство с бесплатными событиями и выставками. В её основе — и общая событийная программа, и перманентно работающие проекты, которые позволяют зарабатывать на мероприятиях и покрывать аренду. Мы не уходим в минус. Все те проекты, которые были в «Каскаде» до нас, имели другую концепцию. По формату мы можем сравнить себя только с московским «Флаконом», хотя там, конечно, совершенно другие деньги, другой уровень, другие площади. Здесь мы делаем всё своими силами и за свой счёт», — делится Алексей Турыгин.

 

 

Самыми ламповыми месяцами для сочинского креативного пространства стали октябрь, ноябрь и декабрь. Все наконец вернулись из путешествий, дома сидеть стало скучно, люди пошли в «Панаму». Как правило, ребята организуют крупные события раз в месяц. Они привлекают от 150 до 300 человек. На открытии второй линии, которую запустили в начале февраля 2018 года, собралось около 700 человек. Panama 2.0 — это коворкинг «Метро», фудкорт с Vegusto bistro и StereoBar на втором этаже, а также «МузПространство +1» в фойе первого этажа. В марте в список резидентов «Панамы» добавился татушоп. В планах — проведение большого фестиваля на площади у «Стерео», налаживание связей с соседскими скейт-пульщиками из спортивного клуба «Пионер» и запуск третьей очереди — непубличного пространства творческих мастерских в бывших кондитерских цехах. Кафель, кухонное оборудование, вытяжки, вот это всё.

Звучит изумительно, однако в самой главной артерии этой красивой хипстерской мечты образовался тромб. Предприятие, принадлежавщее когда-то неблагонадёжному девелоперу «Вант» и перешедшее в качестве залога к Юго-Западному Сбербанку, находится в стадии ликвидации. Банк тоже уже несколько раз хотел избавиться от непрофильного актива и продать комплекс одним лотом, куда входят и «Панама», и старая столовая, и легендарная «Алёнка»: несколько построек общей площадью 5,3 тыс. кв. метров и 8,5 тыс кв. метров земли. Из-за завышенной цены и некоторых ограничений в этажном строительстве на территории комплекса покупатель долго не находился. После череды несостоявшихся торгов, которые велись более пяти лет, стоимость зданий ресторанного комплекса снизилась с 1 млрд до 207 млн рублей — минимальной цены отсечения последнего «голландского» аукциона, который закончился 20 марта 2018 года. На этот раз — успешно. Сумму в 200–250 млн рублей эксперты называли «рыночной» для данного актива. На мартовских торгах «Каскад» уходит с молотка за 216 млн рублей.

 

 

Ещё до того, как об этой новости становится известно, панамовцы осознавали, что сидят на пороховой бочке. Алексей Турыгин утверждает, что все резиденты с самого начала были осведомлены о всё ещё не решённой судьбе помещения и согласились развиваться в ситуации неопределённости: «Риски банкротства и продажи здания существуют, но дело в том, что они существуют с 2011 года. Аукционный дом заявляет в своей презентации, что здесь всё можно снести и построить 50 тысяч кв. метров апартаментов. Это неправда. Есть градостроительные справки, в которых утверждается, что выше 12 метров тут ничего строить нельзя. Поэтому «Каскад» — не такой привлекательный с точки зрения инвестиций объект. Мы представляли самый худший сценарий уже много раз. Все, кто собрался в нашем проекте, принимают эти условия. Нужно понимать, что мы минимизируем вложения — грубо говоря, первый этаж мы из пыли и палок создали. Всё сделано своими руками и с минимумом вложений, и мы все риски принимаем на себя. Если купят — ну хорошо, будем с новым владельцем договариваться. Если не получится, будем съезжать. И вообще, в планах, конечно, как-то решить эту ситуацию самостоятельно».