Главный архитектор Краснодара Наталья Машталир о новом амбициозном проекте

Мы уже давно наблюдаем, как Краснодар неожиданно резво зашагал в сторону современной урбанистики семимильными шагами. Ещё один шаг был сделан в декабре прошлого года, когда главный архитектор Краснодара Наталья Машталир представила проект «Семь улиц». Смелый проект реконструкции предполагал сужение проезжей части и расширение тротуаров на семи улицах в историческом центре Краснодара. Там же должны будут появиться новые полосы для велотранспорта, максимальное озеленение и единый дизайн-код фасадов со спрятанными под землю коммуникациями. Но пойти наперекор автомобилистам, отдав предпочтение пешеходам и бизнесу, оказалось не так просто. Сейчас проект ожидает голосования жителей города, а мы пока попросили Наталью Машталир рассказать подробнее о проекте, дальнейших планах и менталитете горожан.

Скажите, кто был инициатором и идеологом проекта и этих инициатив?

Ну смотрите, начнём, наверное, издалека. Изначально в концепции исторического поселения города Краснодара у нас было заложено, что центр города станет велопешеходным. Ещё тогда было принято решение отдать предпочтение пешеходам, а не автомобилистам. Всё-таки историческое поселение должно быть больше для людей, а не для машин. Чуть позже эта же концепция перекочевала у нас в текстовую часть генерального плана города Краснодара. Мы даже внесли некоторые правки в закон, запрещающий парковку автомобилей перед объектами культурного наследия, чтобы обзор на них был открыт для всех желающих.

Но главный толчок произошёл, когда команда Краснодара во главе с главой города Евгением Алексеевичем Первышовым поехала учиться в Сколково на программу МВА совместно с представителями 99 крупнейших городов России. На одной из тематических сессий, которая была посвящена непосредственно транспорту, администрация города немного трансформировала, переработала стратегию, которую сделал Институт экономики транспорта и транспортной политики, появился очень интересный проект с рабочим названием «Семь улиц». Собственно, таким же оно и осталось. Так что если ответить на этот вопрос коротко — то это совместная интеллектуальная работа команды города Краснодара и первых лиц города Краснодара.

 

А сколько времени заняла проработка от идеи до презентации на рабочей комиссии?

Этот проект мы начали разрабатывать на модуле, посвящённому транспорту Сколково в ноябре, а уже в декабре на общественном транспортном совете мы поставили данный проект на рассмотрение рабочей группе. По итогам голосования — примерно 75% были за и 25% против — цифры показали, что этот проект нужен и важен и что пора рассказать о нём жителям города.

krd.ru

krd.ru

Как нам известно, автомобилисты города довольно резко отреагировали на это предложение, в том числе в соцсетях. И главный вопрос – будут ли пробки?

Название проекта «Семь улиц» неслучайно. Мы выбрали только те улицы, движение по которым не приведёт к транспортному коллапсу и, более того, поможет разгрузить центр от автомобилей. На сегодняшний день это прекрасно видно на улице Чапаева, где проведена тестовая реконструкция и по которой автомобили стали меньше ездить и практически перестали парковаться. Я считаю это большим достижением. Но мы не можем принимать решения без учёта мнения жителей, и губернатор предложил форму взаимодействия. У нас открылся Центр Управления Регионом, так называемый ЦУР. Такие же муниципальные центры управления (МЦУ) открылись во многих городах. На базе этих центров можно проводить голосование по тому или иному вопросу. Голосование будет проходить через сайт Госуслуги, таким образом, любой житель города сможет обозначать свою позицию и проголосовать.

Очень бы хотелось, чтобы жители города проголосовали за этот проект. Как сказал губернатор, нам действительно важно понимать, что этот проект нужен, и что он не навредит, а сделает больше хорошего, чем плохого.

Как МЦУ работает с обращениями граждан
  • Сообщения жителей края автоматически обрабатывает система ЦУР. Чтобы о вашей проблеме узнали, необходимо .оставить сообщение на платформе обратной связи в личном кабинете на сайте «Госуслуги», через приложение «Госуслуги. Решаем вместе» или через баннер «Сообщить о проблеме» на главной странице официального интернет-портала krd.ru;
  • система автоматически зафиксирует жалобу;
  • сотрудник МЦУ обработает сообщение, направит его в профильное ведомство.
Как показывает мировая и российская практика, в любой стране жители очень тревожно относятся к решению транспортных вопросов. У нас многие мыслят в категории своего автомобильного комфорта, но не города в целом, но жалуются на пробки. Как вы думаете, сколько времени может в Краснодаре занять понимание того, что пешеход важнее автомобилиста? И что нужно сделать, чтобы изменить отношение горожан?

Я не думаю, что мы вот сейчас придём и всё изменим и мировоззрение людей резко развернётся на 180 градусов. Нет, это всё по капле, потихоньку, постепенно. Не должно быть никаких революций, должна быть эволюция. В том числе взглядов на городскую среду. Краснодар сам по себе консервативный город, так что я предположу, что примерный срок реализации этого проекта 5 лет. А если мы всё-таки будем разрабатывать мастер-план территории исторического поселения, то вместе с планом за 15 лет хотелось бы преобразить не только город, но и мнение краснодарца о себе как о горожанине и мнение жителей о своём историческом центре. Потому что на сегодняшний день мы получаем письма с предложениями вообще снести этот исторический центр. «Кому он нужен? Да постройте развязки. Центр — отличное место для развязок!»

 

Как вы думаете, почему такая реакция у горожан?

Мы совсем не обращаем внимание на развитие нового вида мобильности, я бы назвала это самым старым видом мобильности — пешеходная. Горожане совсем недавно стали открывать для себя мобильность пешком. Потому что до этого все транспортные стратегии разрабатывались исключительно для автомобилей. Никто не обращал внимания на самокатчиков, на пешеходов, на велосипедистов. А если и обращали, то по остаточному принципу. Хотя, на самом деле, эти люди остаются самым незащищённым слоем населения. Сейчас транспортники в России уже пришли к тому, что на первом месте у нас общественный транспорт и только потом автомобиль. Но мировые тенденции говорят нам о том, что на первом месте должен быть человек и выбор человека. Чем ему воспользоваться: дойти куда-то пешком, доехать на средствах индивидуальной мобильности, на велосипеде, на самокате, или воспользоваться такси; и так на передний план выходит проблема человека, а не удобство организации перевозок.

А мы можем сказать, что если Краснодар поворачивается лицом к пешеходу, то и экономика города теперь будет строиться на экономике пешехода?

Знаете, вообще, Краснодар уникальный город. Когда мы представляли Игорю Шувалову (председатель госкорпорации развития «ВЭБ.РФ» — прим. редакции) пул наших краснодарских проектов, одним из которых был «Семь улиц», другие города нам немножко завидовали, потому что доля малых и средних предприятий (МСП) у нас составляла 40% от всего оборота. Это очень высокий показатель. Если сравнивать с другими городами, то там даже 20% считается невероятно хорошо. А у нас 40! А что такое МСП? Это чаще всего торговля и сфера услуг. Мы уже понимаем, как дать возможность небольшому предпринимателю вырасти и сделать свой бизнес. Но проблема в том, что зачастую эти услуги сложно получить. Почему? Потому что многие предприниматели до сих пор смотрят: а как к их точке сможет человек подъехать на автомобиле, но не смотрит, как человек сможет подойти. Притом, что у нас южный город и можно ходить комфортно круглый год.

И мне кажется, что очень круто, очень здорово, если мы сделаем это пребывание на улице, эту полноценную городскую жизнь комфортной и удобной. У нас сегодня, по сравнению с пятнадцатилетней давностью, город вырос в два раза, в городе до сих пор есть только два места, куда люди идут гулять. Это улица Красная, которая не выросла в два раза, и это парк «Краснодар». Так быть не должно.

 

А парклеты? Это тоже часть проекта «Семь улиц»? Какой механизм внедрения? Насколько это временное решение и как много предпринимателей их согласились установить?

Многие связывали парклеты с проектом «Семь улиц», но это абсолютно разные вещи.
Что такое парклеты? Парклеты это те же самые летние кафе, которые устанавливаются на месте парковки. Соответственно технология утверждения такая же как технология утверждения кафе. Предприниматель представляет нам проект, мы его согласовываем и далее он заключает договор с управлением торговли, устанавливает и пользуется парклетом , точно так же, как и летним кафе. Единственное отличие — необходимо согласование с ГИБДД, чтобы парковочное место было официальным. Но это очень легко, просто делается схема и утверждается в департаменте транспорта и в ГИБДД.

На данный момент у нас уже выданы разрешения на 5 парклетов. В частности, один из предпринимателей, который установил первый парклет шлёт нам фотографии — сколько людей сидит в его парклете. Самое милое, многие люди выходят туда просто пообедать со своими домашними контейнерами, разогретыми на работе. Или просто посидеть на улице, как в общественной зоне. Удобно есть, есть столик, сиденья разной высоты, чтоб детям тоже было комфортно. В общем, пока все довольны! И сейчас к нам уже начали приходить большие сети, которые тоже хотят установить у себя парклеты.

metodkrd.ru

Недавно в Краснодаре были внесены изменения в правила землепользования с объёмно-пространственным решением. А можете рассказать неподготовленным горожанам что это и почему вы этим гордитесь?

Знаете, сначала жители спрашивают: а почему все не строят красиво? А почему все не строят, хотя бы одинаково? Почему у нас стоит высокое, а рядом низкий двухэтажный домик? Ну это же неправильно. И мы с этим согласны. Более того федеральное законодательство даёт нам возможность сделать всё красиво и хорошо, введя объёмно-пространственный регламент. Правда этот регламент введён у нас не по всему городу, а только по 34 магистральным маршрутам. Он касается жилых зон и общественно-деловых зон. Согласно этому регламенту должны быть большие оконные проёмы, и т.д. Всё это делается исключительно для соразмерности, сообразности и красоты. И никаким другим способом это не отрегулируешь.

 

Можете назвать свой персональный топ-5 мест лучших мест Краснодарского края по версии Натальи Машталир?

Винодельни. Самая прекрасная, разнообразная типология, топовые архитекторы и очень качественный продукт!

Улица Красная в Краснодаре на выходные: весело, шумно и точно незабываемо.

Бугазская коса: лучшие закаты.

Каньон реки Сухая Балка: «сухая» — очень нелогичный топоним для этого места. Невероятные водопады, глубокие ледяные чаши и папоротники.

Парк «Краснодар» — лучший российский парк.