На волне всеобщего эмоционального подъёма после Чемпионата мира 2018 компания «МегаФон» запустила масштабный проект «Футбольная культура», охвативший 11 городов, где прошли матчи мундиаля. Главная его цель — создание футбольных коробок, из которых не захочется уходить. Новые ворота, баскетбольные кольца, сетки и, самое главное, покрытие с уникальным дизайном от 11 уличных художников из разных городов, в том числе Никиты Сциссора из Сочи, сделали заброшенные площадки новым местом силы для поклонников дворового футбола. Оформление сочинской коробки, расположенной во дворе жилого дома на улице Навагинской, 16, — работа Ильи Слака. Круги и обилие зелёного цвета, по признанию автора, продиктовано не только корпоративным стилем компании «МегаФон», но и идеально сочетается с предпочтительными для него приёмами в искусстве. Зелёный цвет олицетворяет отдых и разнообразие природы в Сочи, а круги отсылают к Олимпийским кольцам.
О дворовом футболе, миксе искусства и урбанизма, месте футбольных коробок в жизни города и роли бизнеса в популяризации спорта SCAPP поговорил с футболистом, архитектором, урбанистом, уличным художником и представителем компании «МегаФон».
Павел Рябоконь
Игрок ФК Сочи
Какую роль играет дворовый футбол?
Многие талантливые футболисты являются выходцами из футбольных коробок. Дворовый футбол с его особой атмосферой, своими законами и свободным духом способен улучшить качество игры, даже когда твоя карьера уже набирает обороты. Я сам поступил в спортивную школу в шесть лет, это достаточно рано. Но ещё до того, примерно в пять лет, начал играть с парнями в обычной коробке. В 14-ть участвовал в турнире по дворовому футболу от крупного спортивного бренда и могу сказать, что это очень интересный опыт. Но, конечно, прежде всего подобные общедоступные площадки с хорошим покрытием — отличная возможность для тех, у кого не сложилось с профессиональным спортом, вечером после работы или в выходные собираться и просто играть в своё удовольствие.
Никита Сциссор
Уличный художник, автор проекта коробки в Саранске
Взаимодействие уличных художников и коммерческих организаций — насколько это интересный опыт?
В России подобные проекты, где крупные организации взаимодействуют с уличными художниками, находятся на стадии развития, в отличие от Европы и США. На данном этапе ещё бывает много недопониманий и сложностей между обеими сторонами, но общий язык сегодня найти проще. Для меня это далеко не первый опыт, но один из самых экспериментальных. Перед каждым художником стояла задача создать дизайн-макет футбольной коробки с авторскими элементами, фирменным стилем и использованием айдентики города. Из 11 представленных городов естественно по многим причинам хотелось, чтобы мне достался Сочи, а если не он, то Волгоград, но в итоге по жребию выпал Саранск, о котором я до участия в проекте совершенно ничего не знал. Тем не менее было крайне интересно и полезно принять участие в данном проекте с одними из лучших уличных художников и дизайнеров страны. Хотелось бы видеть регулярно такой микс стрит-арта и урбанизма в наших городах.
Наталья Захарова
Архитектор, главный редактор издания «Архитектура Сочи»
Почему в Сочи так мало футбольных коробок?
Да, футбольные коробки не слишком распространённый объект в городской среде. Причиной этому служит советская традиция проектирования, согласно которой на жилой микрорайон проектировалось классическое футбольное поле в составе школьного комплекса, после уроков оно обслуживало потребности жителей. Сейчас эта схема не работает по нескольким причинам. Во-первых, из-за пренебрежения строительством социальных объектов школы перегружены вторыми и даже третьими сменами, стадионы не пустуют по вечерам. Во-вторых, школа перестала быть общественным пространством, на её территорию не попасть иногда даже родителям учеников из-за так называемой антитеррористической безопасности. Доступ к школьным площадкам исчез, а погоня за квадратными метрами свела разнообразие придворовых пространств к минимуму. В лучшем случае можно найти обустроенную универсальную спортивную площадку, запроектированную и созданную ещё в советское время.
Возможность закладывать футбольные коробки в проекты новостроек зависит от подхода застройщика к освоению территории. Не думаю, что сейчас в городе достаточно спортивных площадок, определённо нужно заниматься оформлением и повышением привлекательности существующих. Городская среда должна быть не только комфортна, но и красива. Проект «МегаФона» особенно интересен тем, что реализован на стыке спорта и искусства. И того, и другого сейчас очень не хватает в городской среде, она ещё несет черты советской эпохи, в том числе через монументальное искусство. Но той страны уже нет, и мы иные. Наши города тоже должны меняться и отражать современные реалии в том числе через стрит-арт. Такие объекты провоцируют жителей больше времени проводить на улице, а значит маршруты движения усложняются и становятся более активными, что благоприятно сказывается на развития бизнеса.
Светлана Москвичёва
Урбанист, участник программы «Архитекторы.рф»
С точки зрения урбанистики, какую роль может играть футбольная коробка в сочинском дворе?
Важно понимать, что право на территорию или даже фасад дома имеют все: и совсем маленькие дети, и те, кто любит играть в футбол, и старики, которых шум на площадке может не совсем устраивать. Современная урбанистическая мысль говорит нам о выявлении ключевых пользователей территории, исследовании их сценария жизни на ней и согласовании позиций через модерацию. Конечно, спорт однозначно задаёт правильный вектор развития. Тем более после чемпионата мира футбольная активность заметно возросла. Во время исследовательской работы, которую Центр прикладной урбанистики проводил к запуску парка на Макаренко, я услышала фразу: «Где много спортсменов, мало маргиналов». На практике оказалось, что это правило действительно работает. Свято место пусто не бывает (особенно в Сочи), поэтому при наличии активной позиции «против» важно давать сценарии развития территории. Возможно, окажется, что бодрый детский/подростковый крик на площадке лучше песен тех, кто злоупотребляет алкоголем.
Игорь Ионов
Директор Сочинского регионального отделения «МегаФон»
В чём заключается главная ценность проекта «Футбольная культура»?
Чемпионат закончился, но в каждом из 11 городов, принимавших его, помимо больших арен останутся своеобразные «места силы», где будут расти новые звёзды футбола. Этим проектом команда «МегаФон» хотела продлить ощущение праздника и воодушевления после чемпионата, масштабно попрощаться с футбольным годом в России и перенести большой футбол со спортивных арен в маленькие дворы российских городов. Ведь, как правильно кто-то сказал, с финальным свистком мундиаля футбол в России только начался, и надеюсь, что с помощью таких современных спортивных площадок интерес к футболу и любительскому спорту будет только расти.