Эта история продолжает серию статей о тех, у кого в списке увлечений значатся не только дежурные кино и книги, но и занятия, требующие тяжёлых физических нагрузок и серьёзных финансовых вложений. В четвёртом выпуске фотограф Роман Демченко рассказал, как занял первое место в яхтенной регате в Греции и получил лицензию капитана.
Как все началось
Яхты в моей жизни появились абсолютно случайно. Не было какого-то друга, который затянул меня на борт, или мощного спортивного бэкграунда. Просто однажды во время прогулки вдоль моря я задумался: «Какого чёрта, мы ведь живём у самой воды, почему при этом никто не использует воду для передвижения так же, как дорогу?» Примерно в то же время началось сотрудничество с Yacht Russia Sailing Academy — компанией, которая организовывает в Сочи регаты для всех желающих. И так вышло, что лето 2014-го я провёл в плотном коннекте с этими ребятами.
Участие в еженедельных регатах под руководством опытных шкиперов позволило не только получить понимание процессов управления лодкой, но и здорово отточить базовые навыки. Через некоторое время я прошёл обучение на Competent Crew (это первая ступень перед тем, как стать шкипером), а летом продолжил гонять с Yacht Russia, всё ещё воспринимая яхтинг как классное развлечение, не более того. Сдвиг в восприятии яхтенного спорта произошёл весной 2016-го — мне предложили принять участие в регате уже на больших яхтах в Италии. Стоимость участия — 750 евро, куда входят аренда яхты, топливо, стоянки, организационные взносы. Долго раздумывать не пришлось.
Но просто долететь до Италии было бы сильно скучно. Являясь заядлым мототуристом, я решил осуществить свою мечту о путешествии по Европе и доехать до Неаполя на своём байке. Маршрут прошёл через Грузию, Турцию, Грецию и дальше по Балканам. Вся дорога заняла около двух недель. Это оказалось настолько круто, что я повторил похожий маршрут и на следующий год.
Регата, на которую я попал, была организована ребятами из питерской школы Seanation. Каждый год она выпускала огромное количество шкиперов, которые боятся впервые самостоятельно выйти в море. Регата была создана как решение этой проблемы. Здесь начинающим шкиперам можно было собраться вместе, набить первые шишки, худо-бедно погоняться и просто отлично провести время. Seanation организовали скорее тусовку, чем состязание. Название, кстати, подобрали максимально подходящее — Another Fucking Race. Абсолютно панковская тема в противовес пафосному и дорогому яхтингу.
Как устроена регата изнутри
Регата устроена следующим образом: каждое утро проходит брифинг, где озвучиваются координаты старта, финиша и точек, которые нужно обойти по пути. Пока все завтракают, капитан составляет маршрут, учитывая прогноз погоды, направление ветра. После того как все финишируют, фиксируется время команд, начисляются баллы, а в конце недели выводится общий результат — получается что-то вроде многодневной велогонки. Все гонки проходят строго под парусами. Каждая яхта оснащена мотором, но его использование означает дисквалификацию. В целом к этому относятся очень легко: даже получив дисквалификацию, команда всё равно гоняет со всеми, просто в общем зачёте идёт на последних местах. Как я уже и сказал, Another Fucking Race — история про веселье, а не спортивные достижения.
Стартовали мы из города Прочида на одноимённом острове, что находится неподалёку от Неаполя и отличается шикарными видами на Везувий. Капитан — опытный дядька по имени Олег (теперь мы хорошие друзья), который практически всю жизнь ходит под парусами. Команда — 10 человек из разных городов России. Тот факт, что на борту нет знакомых тебе людей, не является проблемой. Процент интересных личностей здесь реально зашкаливает. Найти человека, близкого по духу, не составляет никакого труда. Каждый вечер на лодках собираются тусовки по интересам, среди которых можно найти и тихую винную компанию, и любителей пошуметь под гитару. Кроме прочего организаторы регулярно удивляют участников приглашёнными звёздами. В этом году, например, было выступление группы Tequillajazz, фронтмен которой также гонялся вместе со всеми, а во время прошлой регаты на одном из островов случился акустический концерт Найка Борзова.
Во время гонок все обычно выполняют команды шкипера. Но если не особо везёт с ветром, то у большинства членов экипажа появляется свободное время. Кто-то читает, кто-то фотографирует виды вокруг, кто-то сидит в телефоне, кто-то пытается рыбачить, кто-то просто загорает. Главное — всегда быть готовым выполнить любое распоряжение капитана. Например, перенести парус во время поворота или распутать запутавшуюся верёвку. Кажется, что это просто, но когда в парусах крепкий ветер, да ещё под креном, а эта самая верёвка находится на носу, который активно заливает волной, — приходится очень постараться.
Какие проблемы у яхтинга в России
После Италии пришло осознание, что яхтинг — это круто и весело, и я практически сразу записался на следующую гонку, запланированную на ту же осень в Сароническом заливе рядом с Афинами. Это чуть ли не единственное место в Средиземке, которое осенью укрыто от крепких ветров, поэтому все следующие гонки Another Fucking Race проходили именно там. Я снова попал в команду к Олегу, но экипаж на 80% состоял из новых людей. В этот раз мы гоняли очень активно и стали лидерами турнирной таблицы. Параллельно с гонкой организаторы раскручивали Инстаграм и запустили конкурс на лучший снимок. В итоге из Афин я привёз не только первое место в регате, но и трофейный айфон.
Так, осень в Афинах на борту яхты стала для меня обязательной программой. В Сочи мы с друзьями тоже иногда берём лодку в аренду — выходит максимально бюджетно (2 000 рублей с человека за три-четыре часа на воде), но это, конечно, не то. И дело не только в море. Яхтинг в Сочи, как и в России в целом, находится в очень плачевном положении. Чаще всего всё держится на плечах энтузиастов и небольших яхт-клубов. Яхтенные марины либо очень дороги, либо их и вовсе нет. Как следствие, практически полное отсутствие чартерных компаний и яхтенного бизнеса. В Сочи это всё усугубляется ещё и тем, что город приграничный, с кучей околоправительских ограничений. Если в Европе ты заполнил один раз документы перед выходом и больше вообще никому не нужен до самого возвращения, то на Чёрном море практически любой выход требует согласований и разрешений от пограничных служб и прочих силовых структур. А в дни приезда первых лиц море могут и вовсе закрыть. Поэтому с яхтингом у нас всё так сложно.
Еще вы можете почитать
Что такое ярд, как устроен быт на парусной яхте и почему перегонять судно в Сочи совершенно невыгодно
Как получить морские права
Весной 2018 года я решил стать капитаном и получить морские права. В этом мне вновь помогли ребята из школы Seanation, которые каждую весну проводят учебку всё в той же Греции. Обучение длилось две недели и было максимально насыщенным. Днём — огромное количество теории, после обеда — интенсивная практика. Пока ты просто член команды, кажется, что всё легко, функционирует будто само по себе. На деле же капитану необходимо учитывать миллион факторов: волны, течение, ветер, особенности самой лодки, которую постоянно куда-то сносит, а также следить за людьми, чтобы никто не получил травм, не выпал за борт и при этом правильно и быстро выполняли все указания. Держать всё это в уме оказалось весьма непросто. Две недели обучения мне вышли в районе 1 500 евро. В эту сумму входило вообще всё, кроме дороги и питания.
После сдачи экзаменов я получил лицензию IYT Bareboat Skipper. Это первая ступень в яхтенной иерархии (всего их четыре), но она уже позволяет брать в чартер яхты, управлять ими в дневное время и отходить от берега не более чем на 20 миль. На самом деле, ты можешь взять яхту в аренду и без каких-либо прав и даже совершать океанические переходы со статусом Bareboat. Никому не интересно, кто ты и какие у тебя документы, пока не случилось что-нибудь неприятное. Но вот если вдруг случилось, а у тебя нет лицензии, либо она не соответствует классификации совершаемого морского перехода, то с тебя уже спросят по полной.
Лицензия IYT выдаётся канадской компанией. Это нормальная практика, но есть один момент — с этими документами я могу управлять парусной яхтой везде, кроме России. Во всём мире я лицензированный шкипер, а в России — просто какой-то чувак с корочкой. Для того чтобы получить полноценные права здесь, я должен со своими канадскими документами прийти в ГИМС (Государственная инспекция по маломерным судам — прим. SCAPP) и сдать там экзамен — доказать, что свои знания не на улице нашёл. А как это часто бывает в России, всё может запросто зависеть даже от настроения инспектора, принимающего экзамен. Собственно, это ещё одна причина, почему в России яхтинг практически мёртв.
Сколько стоит самостоятельно выйти в круиз
После получения лицензии было принято решение выйти в первый самостоятельный круиз. Не обошлось и без дополнительных расходов на оборудование. Для начала оформил годовую подписку на специальную навигационную программу за 1 500 рублей (для нормального ориентирования будет достаточно приобрести одно из десятка подобных приложений), затем купил на «Амазоне» мобильную рацию для общения с другими судами и береговыми службами где-то за 50 евро (на каждой яхте есть стационарная рация, но она находится внизу лодки, и бегать за ней не очень удобно). И вот осенью прошлого года, буквально за неделю до традиционного AFR, набрал команду из друзей и родственников и арендовал на семь дней яхту. В качестве локации выбрал всё тот же Саронический залив Греции, акваторию которого я уже прекрасно знал.
Круизный яхтинг, на самом деле, куда более доступный вид отдыха, чем кажется. Аренда лодки на неделю обошлась нам в 2 200 евро (по 220 евро на человека). По сути за эти деньги мы получили собственный отель на воде — обычное жильё в Европе, которое стоило бы меньше, найти очень сложно, не говоря уже о других преимуществах яхты. Также мы скинулись примерно по 50–100 евро на судовую кассу. Эти деньги шли на еду, оплату стоянок в маринах и топливо.
Стоянки в Греции достаточно дешёвые в сравнении с остальной Средиземкой — максимум 20 евро за ночь с водой и электричеством. А вот с чем в Греции не так легко, так это с топливом. Местные заправщики — это прям мафия. Абсолютно нет никакого понимания, по какому принципу там работает счётчик. Да, для их контроля можно заливать бензин в пятилитровые канистры и уже из них заправлять лодку, но это очень долго и непременно спровоцирует скандал. Мы дважды за месяц ходили одним и тем же маршрутом из одной и той же марины, примерно с одинаковым использованием двигателя. И если в первый раз нам насчитали солярки на 150 евро, что в целом нормально, то во второй вышло на все 300. И спорить с греками максимально бессмысленно.
Ещё одна распространённая проблема на яхте — это гальюн, он же туалет. Конструкция яхтенного санузла такова, что попадание в него любого инородного предмета практически гарантирует засор. Так вот, ещё не было ни одной регаты, во время которой я не чистил чей-то гальюн и не разбирал весь этот механизм.
На круизных чартерных лодках обычно по два-три туалета на четыре или пять кают, поэтому вычислить виновного практически невозможно. Этой осенью у нас забилось два гальюна, и, устав чистить их самостоятельно, мы решили вызывать сантехников. Приехали два серьёзных деда и почистили оба унитаза за 180 евро. После этого мысль о том, что в старости можно где-то в Греции чистить яхтенные гальюны, мне не казалась такой уж странной.
В чем заключается работа шкипера
По окончании круиза с друзьями случилась моя первая регата в статусе шкипера. Это значит, что именно я занимался бронированием лодок и набором команды. Как это происходит: объявляется бронь на лодки, вносишь организатору задаток и занимаешься набором команды. Цены на участие в регате значительно отличаются от обычного круиза. В среднем место в команде стоит от 750 до 900 евро в зависимости от класса лодки, количества мест на ней и предпринимательской способности каждого отдельно взятого капитана. Да, многие делают на этом бизнес, добавляя свой не самый малый процент к сумме. Но я не бизнесмен, поэтому в моей команде обычно стоит минимальный порог входа. По сути мы всей командой просто делим поровну стоимость лодки, страховку и организационные сборы.
Так уж вышло, что в моей команде оказалось много женщин и детей. Олег работал в судейской бригаде и не принимал участия в гонках, а моей командой стала вся его семья и друзья, с которыми мы уже не раз ходили вместе. В целом всё прошло достаточно спокойно, кроме одного момента. В одной из гонок мы профукали старт и на дистанции значительно отстали от других команд, но приняли решение закончить гонку во что бы то ни стало. И вот мы оказываемся в очень плотном канале между материком и островом, да ещё и с усилившимся ветром. Темнота, иду по приборам с айпадом в руках, на котором стоят навигационные программы. И вдруг у нас заканчивается электричество, на борту гаснет навигация, приборы — всё, кроме аварийных огней. Оказалось, что по неопытности большую часть гонки я прошёл на авторулевой (устройство, которое держит нужный курс), и это высадило за день заряд батарей. Все приборы, показывающие в темноте скорость и направление ветра и являющиеся по сути основными помощниками в движении, оказались внезапно недоступны. И вот я поднимаю глаза, а вокруг тьма, свистит ветер, лодку кидает на волнах, слева силуэт материка, справа высятся островные скалы, а впереди в свете красного ходового огня постоянно разлетаются брызги бушующей воды. Было жутковато, но я справился. Самое обидное, что буквально за несколько десятков метров до финишной линии ветер упал до минимума и мы просто встали.
Этой осенью всё было ещё хлеще. Погода в Греции изменила своему обычному состоянию, и всем лодкам (а регата в этом году была самой масштабной — 52 яхты) с лихвой досталось от налёта внезапного шквала и от ночных швартовок в крепкий ветер. Случались и порванные паруса, и перевёрнутые на бок яхты с креном в градусов так 70–80. После этого всё, что было ранее, перестало казаться таким уж значимым.
Можно ли заработать на участии в регатах
В итоге ко мне пришло понимание, что зарабатывать участием в регатах, ровно как и гоняться, — это не совсем моё. Круизить на расслабоне с друзьями, проснуться попозже, спокойно выйти в море ближе к полудню, расслабленно попивая белое сухое и никуда не спеша, — такой формат мне больше по душе. Да, участие в гонках даёт колоссальный опыт в сжатые сроки, но если это не приносит удовольствия, то теряется всякий смысл.
Скорее всего, я на какое-то время поставлю на паузу участие в греческих регатах. Хочется побывать где-то ещё кроме Саронического залива. Решает и экономический момент — просто арендовать с друзьями яхту гораздо дешевле. В самых ближайших планах у меня Черногория, хочется посейлить в Хорватии, посмотреть юг Турции и обязательно вернуться в Италию. Конечно, в мечтах попробовать свои силы в океаническом переходе. Например, начать с яхтенной классики — от Испании до Канарских островов. И, разумеется, вместе с этим стараться поднимать свой шкиперский уровень.
Еще вы можете почитать
5 топовых яхтенных маршрута