Это Snova

Граффити по работам Энди Уорхола на стенах, каркас от советского телевизора в качестве тумбы, на вешалках — кожаный плащ от Roberto Cavalli и сумка Gianni Versace из страусиной кожи. Это не винтажный шоурум во Флоренции, а магазин осознанного потребления Snova в Сочи на территории бывшего стекольного завода. Или, как его ещё называют, арт-секонд-хенд.

Вместе с образовательной платформой «Мастера» поговорили с Аллой Максимовой, владелицей Snova, о том, как решиться приобрести франшизу за один вечер и находить уникальные винтажные вещи по всему миру. 

 

Первая франчайзи

Одежда для Аллы Максимовой — страсть ещё с подростковых лет. Она придумывала фасоны для маминой подруги, занимающейся шитьём, окончила курсы стилиста и даже порой занималась шопинг-сопровождением. Не говоря уже о том, что походы по магазинам всегда были её любимым хобби. Но это никогда не выходило за рамки «удовольствия для души». Основной деятельностью Аллы уже много лет является психология и трансформационные игры. Хотя, по её признанию, у неё всегда была мечта открыть свой магазин одежды. 

Помог случай. Алле, зная её увлечение секондами, показали страничку в Instagram* одного краснодарского проекта под названием Snova. «Я зашла на их аккаунт и залипла до трёх ночи, — вспоминает предпринимательница. — Каждый образ в их актуальном был произведением искусства. Я решила поехать в Краснодар и познакомиться с проектом».

Предварительно Алла списалась с основательницей Snova Светланой Эннс и договорилась о встрече. Разговор пошёл о франшизе. «Эта мысль у меня появилась сразу же, как я увидела их страничку», — делится Максимова. Светлана призналась, что как раз в тот момент думала о расширении либо в сторону Сочи, либо в сторону Ростова. Также речь шла о том, чем Snova принципиально отличается от обычного секонд-хенда.

Это магазин осознанного потребления. Ключевых отличий, которые проработала Светлана, несколько. Во-первых, здесь ты можешь сдать свои вещи. Они сортируются по определённым критериям и потом идут либо на переработку, либо на благотворительность, либо на стойку обмена по купонам, либо в продажу. Во-вторых, селективность. В обычный секонд вещи закупаются огромными мешками. Чтобы найти что-то стоящее, нужно сильно постараться. В Snova же каждая вещь отбирается вручную: по секондам со всего света, по винтажным магазинам. Поэтому, кстати, в Snova нет этого типичного запаха секонда. В-третьих, сам магазин выглядит как арт-пространство. Это основные составляющие Snova.

Алла Максимова

владелица сочинского Snova

Алла Максимова и Светлана Эннс

Светлане потребовалось несколько недель, чтобы зарегистрировать товарный знак (к тому моменту проекту Snova исполнился один год) и прислать коммерческое предложение Алле. В мае договор о франшизе был подписан. По его условиям Максимова получала все необходимые гайды и сопровождение, а также 450 единиц одежды для запуска. По словам предпринимательницы, так как она стала первым франчайзи, условия были очень лояльные.

Примерно два месяца Алла потратила на поиски помещения. Варианты в центре отпугивали либо стоимостью, либо очень маленькой площадью. В итоге предпринимательница рискнула арендовать пространство за пределами центра, на территории стекольного завода. «Зато здесь 60 квадратов, есть свой кабинет, комната для персонала, хранилище запасов товара и даже санузел с душем, что огромная редкость», — рассказывает Алла. Договор об аренде она подписала 5 июня. И начался ремонт.

 

Ремонт, тяжёлый люкс и ресайкл

Занял он меньше месяца. Большую часть работ делали своими силами. Как и следует арт-пространству, интерьер собирался отовсюду. На «Авито» нашли советский телевизор, из которого сделали тумбу, столешницу — из досок, что валялись буквально за углом, зеркала предоставили собственники стекольного завода, где расположился магазин. На пол постелили ковролин, что обошёлся в 45 000 рублей. «Изначально тут были доски, но они не вписывались во всю эту арт-атмосферу», — рассказывает Алла. Отдельной головной болью стали рейлы. «Здесь ограничено пространство, и не хотелось создавать свалку из вещей, как в типичном секонде, но при этом нужно было интуитивно-понятно для покупателей разделить одежду, — вспоминает предпринимательница. — Так что пришлось отмерять и заказывать рейлы под индивидуальные параметры». Это обошлось в 55 000 рублей. Главным же визуальным кодом сочинского Snova стали стены, разукрашенные под работы Энди Уорхола.

На фасаде краснодарского магазина был портрет Фриды Кало. А внутри — картина Рене Магритта. Я предложила Светлане продолжить эту тему с художниками, но не повторяться. Так как мне всегда нравилось творчество Энди Уорхола, то остановились на его работах. Причём стены расписывала сама Светлана. Это, кстати, было прописано в условиях франшизы. Пришлось тяжело, так как у нас потолки под четыре метра, а Света боится высоты. Но справились!

Алла Максимова

владелица сочинского Snova

Затраты на ремонт Алла оценивает примерно в 250 000 рублей. Ещё больше ушло на закупку одежды к открытию. К тем 450 единицам, что по условию франшизы предоставлял краснодарский Snova, Алла Максимова добавила ещё примерно столько же. Что-то уже было у неё в коллекции, что-то она приобретала на перепродажу, но значительную часть она приобрела за пару месяцев до открытия.

Я целенаправленно искала какие-то интересные, необычные вещи. Из натурального шёлка, кашемира, вирджинской шерсти, уникальные по фасону, с интересным пошивом. У меня уже глаз на такое намётан. Лента в «Авито» давно перестроилась под мои запросы. Что-то удавалось вылавливать в различных секондах. Но самое интересное, в основном, приходило из-за рубежа. Например, подруга из Японии прислала винтажное пальто от Gianfranco Ferre, которое сшили ещё при жизни дизайнера. Я состою в закрытых телеграм-чатах, где занимаются перепродажами таких вот уникальных вещей.

Алла Максимова

владелица сочинского Snova

В итоге к открытию сочинского Snova на его рейлах и полках оказались сумка из страусиной кожи от Gianni Versace, клипсы Chanel и брелок Gucci, кожаный плащ от Roberto Cavalli. «Мы со Светой шутили о том, что я так превращу магазин в люксовую винтажку», — рассказывает Алла. По словам предпринимательницы, ассортимент в её Snova отличается от того, что можно найти в краснодарском. «У нас со Светой схожи вкусовые предпочтения, просто она не такой любитель люкса, как я», — признаётся Максимова. 

Но только лишь тяжёлым люксом дело не ограничилось. Значимую часть коллекции заняли вещи из куда более скромного ценового сегмента. «Масс-маркет, но такой же качественный, необычный, из хороших материалов, отобранный вручную», — рассказывает Алла. Порядка 200 вещей пошли в зону обмена.

Одна из особенностей Snova, которая и делает его магазином осознанного потребления, — это зона по купонам. Каждый может принести свою одежду и получить за это купон, который можно обменять на три вещи из специальной секции. Причём неважно, сколько и что ты принёс, мешок одежды или футболку — в любом случае получишь ровно один купон. Да, одежда в этой зоне попроще, но она такая же качественная и классная. А если что-то заинтересовало в этой зоне, но ты ничего не принёс на обмен, то можно приобрести купон за 300 рублей.

Алла Максимова

владелица сочинского Snova

Ещё в Snova Алла закупила вещи от 99Recycle, бренда, что создаёт одежду и аксессуары из переработанных отходов. Например, поясные сумки из старых надувных лодок и батутов. На вещи от 99Recycle Максимова потратила в районе 15 000 рублей. Ещё примерно 5 000 рублей ушли на типографию: наклейки, открытки с вдохновляющими надписями, раскраски с разными художниками, которые дарят всем гостям Snova. Сделаны они, кстати, на бумаге из переработанной травы. Также в магазине есть три аромата, которые разработали в краснодарском Snova: переработанный хлопок, восстановленная замша и винтажный деним. «Так что мы ещё немного и парфюмерный салон», — смеётся Алла. Общие же затраты на запуск магазина предпринимательница оценивает в более чем 1 500 000 рублей.

Первые месяцы работы

Открылся сочинский Snova 30 июня. Предварительно Алла завела аккаунты в Telegram и Instagram*, где рассказывала о концепции магазина, о том, что такое зона обмена и купоны, что здесь можно сдать свои вещи. Ремонт доделывали буквально в последний момент. «Закончили в пять утра, поспали два часа и обратно», — вспоминает Алла. В день открытия пришли друзья и знакомые предпринимательницы. Выручка составила порядка 70 000 рублей. Также пришли ребята из местного отделения экологического движения «РазДельный Сбор». А через некоторое время они провели акцию по сбору одежды для Snova. «Привезли просто бесконечное количество мешков, которые мы разбирали пару дней, — делится Алла, — Что-то, кстати, было очень классное. Я себе, например, оставила супермодные резиновые сапоги в идеальном состоянии».

После открытия, по словам предпринимательницы, начались будни и рутина. Алла приходила в Snova каждый день, развешивала одежду, доделывала какие-то мелочи по ремонту, снимала образы, которые выкладывала в соцсети проекта. Как она говорит, привыкала к мысли, что у неё теперь есть магазин. Часто случались дни, когда никто не приходил. Значительная часть времени уходила на разбор вещей — их приносили чаще, чем покупали.

У нас есть специальный бак, куда можно сдать вещи. Дальше их нужно отсортировать. Что-то я оставляю для магазина, что-то идёт в стойку обмена, что-то отправляется на переработку. Мы сотрудничаем с заводом Laut-recycling в Иваново. Одежда, что к ним поступает, идёт на переработку и разволокнение. Потом из этого сырья делают, например, наполнители для матрасов и прочий промышленный текстиль. Мы копим ненужную одежду, потом приезжает машина от завода, и всё — у нас никаких затрат.

Алла Максимова

владелица сочинского Snova

Два месяца Алла проработала в Snova одна. И без выходных, так как по договору франшизы магазин должен работать каждый день. «Первый месяц я кайфовала, а потом стало потяжелее, — признаётся предпринимательница. — Лето в самом разгаре, а я даже на море не могу сходить». К тому же Алла продолжала свою практику как психолог. Так что начался поиск сотрудника. На него ушёл месяц.

Мне казалось, что я быстро найду помощника. Но сказалось месторасположение. Кто-то приходил, смотрел на гору, где мы находимся, и разворачивался. Так как у продавцов чаще всего нет своей машины, то работа у нас — это для любителей активности и физической нагрузки. Отважных любителей. Поначалу была небольшая текучка из-за всего этого. Но по итогу мне удалось найти продавца. Сейчас я работаю три дня в неделю, а она — четыре. И ещё есть девочка, которая занимается контентом.

Алла Максимова

владелица сочинского Snova

Траты на проект и планы

На зарплатный фонд, аренду и коммунальные услуги каждый месяц уходит порядка 150 000 рублей. При этом доход Snova  — в районе 50 000 рублей. «Да, я примерно 100 000 рублей каждый месяц докладываю из своего кармана. Но это нормально для такого молодого проекта, — делится Алла. — Любой бизнес-план предполагает, что первые полгода минимум предприятие не будет самоокупаемым». Средний чек — в районе 2 500 рублей. Разброс цен — от 400 до 50 000 рублей (это стоимость той самой сумки из страусиной кожи). Спустя несколько месяцев после открытия поток гостей по-прежнему не самый стабильный. За день могут прийти три-четыре клиента, но бывают дни и полностью пустые.

Понимаю, что очень сильно решает расположение. К нам почти невозможно попасть случайно. В этом наше большое отличие от краснодарского Snova, который открыт в самом центре. К нам же только на такси или машине добираться. Поэтому нужно больше работать с соцсетями, вкладывать в рекламу. Но я пока только созреваю для этого. Хочется создать коллаборации с местными блогерами и стилистами. Один раз уже было нечто подобное. К нам приходила Нина Богачёва, довольно известный сочинский стилист. Сначала сняла обзор нашего магазина, а после привела своих учениц, чтобы они здесь учились собирать образы.

Алла Максимова

владелица сочинского Snova

Ещё один вектор, над которым, по словам Аллы, ей нужно поработать, — это расширение ассортимента мужской и детской одежды. «Сейчас у нас всего где-то 30 единиц мужских вещей, хотя запрос на них есть», — признаётся Алла. Изначальный запас одежды и близко не израсходован. Более того, значительная часть всё ещё не вывешена в зале, так как не хватает места. Но, несмотря на это, Максимова продолжает выискивать уникальные лоты. «Ко мне, например, скоро приедут сумки от Gucci и Fendi», — рассказывает предпринимательница. А вот на сочинские секонды, по её словам, надежды нет. «Да, порой там можно найти что-то интересное, но в основном ситуация крайне печальная», — вздыхает Алла.

 

Сочи, ул. Пластунская, 52/Ж
snovasecond.ru

 

* Организация Mеtа, а также её продукты Instаgrаm и Fаcеbооk, признаны экстремистскими и запрещены на территории РФ.

БЕСПЛАТНЫЙ ОНЛАЙН-КУРС «КАК ЗАПУСТИТЬ ЭКОЛОГИЧНЫЙ БИЗНЕС»

Курс даёт представление о различных направлениях проектов, существующих в сфере экологии: от сервиса по переработке вторсырья и приложения для фудшеринга до экологичных брендов одежды и аксессуаров. Эксперты курса знакомят с ключевыми этапами построения зелёного бизнеса, а также с рисками и проблемами, существующими в данной сфере. Отдельное внимание уделили экологизации уже работающего бизнеса.

Проект реализуется фондом «Креативные практики» при поддержке компании «Газпром нефть» в рамках программы «Родные города»

БЕСПЛАТНЫЙ ОНЛАЙН-КУРС «КАК ЗАПУСТИТЬ ЭКОЛОГИЧНЫЙ БИЗНЕС»

Курс даёт представление о различных направлениях проектов, существующих в сфере экологии: от сервиса по переработке вторсырья и приложения для фудшеринга до экологичных брендов одежды и аксессуаров. Эксперты курса знакомят с ключевыми этапами построения зелёного бизнеса, а также с рисками и проблемами, существующими в данной сфере. Отдельное внимание уделили экологизации уже работающего бизнеса.

Проект реализуется фондом «Креативные практики» при поддержке компании «Газпром нефть» в рамках программы «Родные города»

Добавить комментарий