Михаил Кипятков увлёкся мозаикой 15 лет назад: сначала занимался ремеслом для себя, но постепенно научился на нём зарабатывать. Сейчас мастер-классы в студии Mosaic Masta приносят Мише до 60 тысяч рублей, а некоторые его работы продаются более чем за 100 тысяч рублей.
Вместе с проектом «Мастера» поговорили с Мишей о нелёгком творческом пути и построении своего бизнеса.
Витражная мастерская на кладбище
Мише 36 лет. Он родом из Екатеринбурга. И некоторые из его родного города знают Мишу под псевдонимом Маугли. Всё дело в регги-музыке — Миша увлёкся ей ещё в подростковом возрасте. Услышал группу «Пятница», песни Боба Марли. Для него это стало музыкой культурного противостояния. Так у Миши появились дреды на голове, своя группа «Музыка для Чарли» и целый лейбл по развитию локальной регги-сцены. Но никогда он не рассматривал музыку в качестве способа заработка денег — у Миши до сих пор только один официально изданный трек, — поэтому успел поработать бариста, барменом и даже монтажником. «Это был период поиска себя. Не знал, какую профессию обрести, чтобы зарабатывать деньги, — вспоминает Миша, — к тому же не хотелось работать на кого-то. Так ты не раскроешь свой творческий потенциал. Мне хотелось занять ту нишу, которую никто не занимал».
В 21 год у Миши в жизни случилась семейная драма, после чего он остался практически один. Его стал опекать друг семьи, который работал в витражной мастерской около городского кладбища. Туда однажды и пришёл Миша.
«Это был коллектив криминально-творческой среды. В одном углу работали каменщики, в другом шла какая-то художественная работа. Делали витражи для элиты, способной заплатить по 300 тысяч рублей. Много отходов было, относились к материалу небрежно. Мужской кладбищенский коллектив. Но было два человека, которые понимали в искусстве и копили эти отходы».
Михаил Кипятков
основатель мозаичной мастерской Mosaic Masta
Собственно, с них всё и началось. Как-то раз под Рождество Миша пришёл в мастерскую и увидел, как работают с этими стёклышками. Их накопилось уже очень много, и никто не знал, что с ними делать. Миша предложил заняться этим. Так он начал приходить в мастерскую, колоть стекло и сортировать его. «Витражное стекло всё такое разноцветное, манящее, — рассказывает Миша, — работа с ним очень медитативна, что для меня тогда было несвойственно. Но оно меня просто притягивало. Хотелось что-то создать из всех этих отходов. Хотя всё, что я знал о мозаике тогда, это то, что она просто существует». Обучать Мишу стал Николай Трофимов, который работал в мастерской гравёром. Использовали они кустарные инструменты, которые сами делали из строительных приспособлений. Первой серьёзной работой стал орнамент для церкви, что была по соседству. Миша сделал его в византийском стиле, обложил горельеф в виде креста и сделал надпись. А после отец Дионисий из этой церкви благословил его.
«Но тогда у меня ещё не было какого-то сильного озарения. Понимания, что хочу заниматься этим. Оно случилось чуть позже. Мы начали делать картины на продажу. Одной из них был портрет The Beatles. И вот когда я вставил блик в глаз Пола Маккартни, то окончательно влюбился в мозаику. Пол посмотрел на меня, и я понял, что могу с помощью визуального искусства, картин пронизывать людей, вскрывать их».
Михаил Кипятков
основатель мозаичной мастерской Mosaic Masta
Картины, что делали в мастерской, выставлялись на продажу прямо на улице. Создавали репродукции Энди Уорхола, портреты каких-то знаменитостей. Но быстро поняли, что мозаика никому особо не была нужна. К тому же часть картин просто украли прохожие — например, портреты Боба Марли и Стива Джобса. Ситуация стала изменяться только за счёт личных знакомств Миши. «Помогло то, что я занимался музыкой и меня много кто знал», — признаётся Миша. Постепенно начали приходить заказы от приятелей Миши и их родителей. «Богатые мамы моих друзей. Знакомые девушки. Вот кто в основном заказывал у меня», — смеётся Миша.
Стоимость таких первых заказов начиналась от 5 000 рублей. А первым крупным и знаковым заказом стали большие полуметровые яблоки в частный сад. За три таких яблока Миша получил 60 000 рублей. Правда, сделал он четыре яблока, а последнее отдал шефу витражной мастерской на продажу (но тот не продал, и яблоко до сих пор висит у него).
Бум мастер-классов
Параллельно с этим Миша стал заниматься и мастер-классами. Начались они с галереи уличного искусства «Свитер», которая тогда открылась в Екатеринбурге. Это было объединение художников, которые проводили там мастер-классы, инсталляции, выставки. В эту тусовку влился и Миша. Свой мастер-класс по мозаике он разработал сам с нуля. И тот получился настолько успешным, что его потом скопировали по всей стране, а некоторые крупные проекты связывались с Мишей по поводу формочек, которые он разработал для своих уроков.
«У крупных школ в Москве или Санкт-Петербурге могли быть целые курсы по мозаике. Много уроков, там постепенно обучают ей с самого нуля. А у меня один мастер-класс. Он должен быть динамичным. И человек должен что-то унести после него с собой. В общем, я придумал делать заранее специальные формы. Делаешь рамку, тонкий бортик; стёкла не разлетаются, и удобно работать. У меня таких форм больше 50 накопилось: ящерица, птица, геометрические формы. Участник ограничен только этими рамками, а внутри их делает то, что хочет. Есть стекло, есть основа, вот тебе клей, пинцет, я же расскажу, как сделать ровненько и красиво, — людям очень нравилось».
Михаил Кипятков
основатель мозаичной мастерской Mosaic Masta
Мастер-классы в «Свитере» стоили от 300 рублей до 2 000 рублей. На них могло прийти сразу несколько десятков человек. Начали появляться и корпоративные заказы, аудитория на которых превышала 60 человек. Доход от мастер-классов стал превышать то, что получалось зарабатывать от мозаики на заказ. В тот же период Миша сделал и свой первый стрит-арт объект. И поспособствовал этому Евгений Ройзман (мэр Екатеринбурга с 2013 по 2018 год — прим. SCAPP).
«Ройзман слышал про нашу галерею. Приходил в гости. Так познакомились. Крутой мужик. Увидел, что я делаю, и предложил воспользоваться стеной музея Невьянской иконы. На ней я сделал большую зеркальную птицу. Это был мой первый арт-объект».
Михаил Кипятков
основатель мозаичной мастерской Mosaic Masta
На птицу ушло 5 кв. м зеркала, которых в виде обрези Миша взял в зеркальной мастерской. «Они были просто рады, что им удалось избавиться от ненужных отходов», — вспоминает Миша. Так что бюджет всего проекта составил 3 000 — 4 000 рублей: на клеевые материалы и транспортировку.
Мастер-классы Миша стал проводить не только в Екатеринбурге. В тот период его девушка жила в Париже, и Миша каждый год ездил к ней на несколько месяцев на мотоцикле. Учил язык по дороге и после проводил мастер-классы в столице Франции. А также заезжал на стрит-арт-фестиваль LAP в Португалии.
Арт-кластер в золотосплавочной лаборатории
К 2013 году Миша понял, что уже перерос витражную мастерскую около кладбища, и окончательно ушёл из неё (получив предварительно благословение от своего бывшего босса). На мастер-классах он уже зарабатывал больше, почти все заказы приходили за счёт личных связей, а контакты со всеми поставщиками сырья давно были налажены. Так Миша пришёл к тому, что нужно было открывать свою мастерскую. В то время в центре Екатеринбурга, на улице Первомайской, на месте старой золотосплавочной лаборатории был небольшой кластер мастерских. «Сложно было назвать это кластером, — вспоминает Миша, — так, холостяцкое объединение. Кто-то там даже жил. Атмосфера стояла такая, хоть сквот там организуй». Миша впервые оказался в нём по своим музыкальным делам и узнал, что там можно снять помещение. Недолго думая, он сдал свою квартиру на окраине Екатеринбурга в аренду и на эти деньги заехал в кластер. Сразу же купил фанеру, брусья, сколотил четыре стола — ими по итогу Миша пользовался ещё много лет — и на этой же неделе провёл там первый мастер-класс. Жил он там же. «У меня это было осознанное решение. Хотелось жить в мастерской и в центре, — рассказывает Миша, — мне необходимо жить там, где я творю, ведь вдохновение могло прийти даже ночью. Да и это комфортно оказалось. Разве что удобства были этажом ниже». Общий бюджет на открытие мастерской составил 25 000 рублей. И называлась она Mosaic Masta.
«Я ведь поклонник ямайской культуры. А там своё произношение английского и master звучит как «маста». Поэтому Mosaic Masta. Соединил своих два альтер эго. Исполнителя регги-музыки Миши Маугли Кипяткова и мастера по мозаике».
Михаил Кипятков
основатель мозаичной мастерской Mosaic Masta
Несмотря на переезд и создание собственной мастерской, образ жизни Миши практически не изменился. Он всё так же проводил мастер-классы и брал заказы. К тому же работа в арт-кластере способствовала появлению различных коллабораций. Количество заказов постепенно росло. Способствовали этому и уроки по мозаике. «Каждый участник мастер-класса — это твой потенциальный клиент, — делится Миша, — Провёл пять уроков по 10 человек на каждом, и в итоге пара из них у тебя обязательно что-то закажет». Заработок между мастер-классами и работами на заказ в тот период был 50 на 50.
«Заказывали абсолютно разные вещи. Часто отталкивались от того, что видели у меня в мастерской. Хорошо расходились зеркальные работы. Постоянно пейзажи абстрактные заказывали. Портретов где-то десятка два сделал. Но самая вышка, конечно, — продавать то, что делал просто в порыве творчества. Создаёшь что-то, вкидываешь фото в инсту, а через неделю-другую у тебя это покупают. Я таким образом очень много продал орнамента в виде цветков жизни».
Михаил Кипятков
основатель мозаичной мастерской Mosaic Masta
Стоимость заказов в тот период составляла от 15 000 до 100 000 рублей. Причём стоимость каждого Миша определял индивидуально и чуть ли не на глазок. «Да, правильно считать было количество материала, каждый кусочек стекла, но мне это мешало, — рассказывает Миша, — так что я, скорее, обращал внимание на то, что от меня хотят, как со мной разговаривают, насколько это сложная история». Тогда стоимость кв м мозаики из цветного витражного стекла составляла примерно 60 000 рублей; чипованной мозаики — 25 000 рублей. Почти все заработанные деньги Миша вкладывал в материалы.
«Самое дорогое — это цветное витражное стекло. Его в основном делают маленькие американские компании. Крафтовая история. За лист 40 на 70 сантиметров можно заплатить от 5 000 до 25 000 рублей. Но это самый популярный материал. Остальное сырьё дешевле. Например, последние годы очень моден чёрный графитовый сланец. Купил огромный лист за 2 000 рублей и уже года два его потихоньку крошу. А многое, например, камень, смальту, зеркало, битую керамику, можно и вовсе найти бесплатно».
Михаил Кипятков
основатель мозаичной мастерской Mosaic Masta
Основными каналами продажи были сарафанное радио и инстаграм. Отчасти помогало и то, что Миша периодически участвовал в создании различных арт-объектов. Так, он сделал зеркальную клумбу в форме лотоса в центре Екатеринбурга — это до сих пор остаётся его самой масштабной работой. Работал всё это время в мастерской Миша один, хотя периодически брал себе учеников-подмастерьев, но почти никто из них надолго не задерживался. Средний оборот в тот период составлял в районе 150 000 рублей при затратах чуть более 50 000 рублей. Но доход был нестабильный. «Ты мог один месяц прозябать, а потом тебе прилетало подряд три заказа по полтиннику», — вспоминает Миша.
Поэтапный переезд в Сочи
В 2017 году случился первый кризис. «Выгорание. Не понимал, нужно ли продолжать, — делится Миша, — хотел понять, что делать, как улучшить своё положение». С тех пор он начал вести полноценную бухгалтерию. В том же году в мастерской появилась ученица, которая задержалась и разделила с Мишей его работу. Вместе с ней в конце 2017 года Миша отправился в Сочи. «Для меня это была регулярная история, — рассказывает Миша, — выезжать в другие города, проводить там мастер-классы».
В Сочи Миша приехал не в пустоту. Предварительно он списался с Алексеем Турыгиным, основателем креативного пространства «Панама», находящегося в самом центре города. Там Миша провёл несколько мастер-классов и задержался на два с половиной месяца, сдружившись с Алексеем и ребятами из «Панамы». Одним из итогов поездки стало создание арт-объекта, большого зеркального кита. Миша вернулся в Екатеринбург вдохновлённый, Алексей ему предлагал вернуться обратно, но в это время территорию, на которой находилась «Панама», продали, пространство было вынуждено закрыться, а зеркального кита передали в Центр спасения дельфинов.
В 2018 году Миша нашёл более просторное помещение во всё той же бывшей золотосплавочной лаборатории и переехал туда, назвав новую мастерскую «Masta Дом». Пространство вокруг все эти годы тоже развивалось. Появились четыре музыкальные студии, четыре столярные мастерские, две студии по стеклу. В итоге объединение 16 мастерских в 2019 году сформировалось во вполне официальный арт-кластер: Двор Культуры и Труда.
Но на следующий год начались новые проблемы, связанные с пандемией коронавируса. Миша столкнулся с сильной просадкой по заказам. Разумеется, не было и мастер-классов. В этот период он придумал коробочки «Сделай сам», в которых было всё необходимое для создания своей небольшой мозаики дома. Эти коробочки неплохо расходились. Через какое-то время появились и заказы — люди, пересидев на карантине дома, начали заказывать портреты собачек и прочие подобные истории, но этого хватало лишь на покрытие долговых обязательств. Несколько месяцев у Миши не было практически никаких доходов. К тому же начались сложности и с местом, где располагался арт-кластер. Его выкупил крупный застройщик, который постепенно начал вытеснять мастерские с площадки.
На доход от первых крупных заказов после карантина Миша осенью 2020 года перебрался в Сочи. Здесь он поработал вместе с пространством «Портал» (и даже занимал его несколько месяцев, что помогло обзавестись полезными контактами) и студией керамики Kund, вновь возвращался в Екатеринбург, а после, получив предзаказы в Сочи, окончательно решил переехать на юг. Начал вновь с мастер-классов, проводя их во всех арт-пространствах города, а весной 2021 года художница Мария Ионова предложила разделить с ней мастерскую в Красной Поляне. «Мне все говорили, что я краснополянский парень, — рассказывает Миша, — что мне нужно туда. Но мне потребовалось пять месяцев, чтобы это понять».
После переезда в Красную Поляну у Миши вновь стабильно начали появляться заказы. Сейчас в месяц он выполняет в среднем по три работы. Стоимость каждой — от 20 000 рублей до 150 000 рублей. «Самая моя дорогая работа — это «Морской пейзаж Санторини», — делится Миша, — два панно 70 см на 120 см. Сделал их за 150 000 рублей». Мастер-классы Миша теперь проводит реже, примерно один раз в неделю. Их стоимость — от 800 до 2 500 рублей. Где-то раз в месяц случаются и корпоративные заказы, за которые Миша может заработать до 60 000 рублей. При всём этом пока ещё не прекращает работу и мастерская в Екатеринбурге. Мишу там замещают его две ученицы. Сейчас её оборот составляет 150 000 – 200 000 рублей. Но в ближайшее время Миша окончательно перевезёт мастерскую в Сочи. Под неё он нашёл пространство на территории турбазы «Горный воздух» в Красной Поляне.
«Здесь самое большое количество мастерских в Поляне. Кто-то делает товары из кожи, столярка есть, мотомастерская, поставили юрту, в которой продают товары из Непала. Место похоже по духу на то, что было в Екатеринбурге. Помещение, правда, придётся обустраивать с нуля. Думаю, мне это обойдётся в 150 000 рублей. И да, также буду в нём жить».
Михаил Кипятков
основатель мозаичной мастерской Mosaic Masta
За всё это время Миша продал около 1 000 работ. Но свою самую любимую оставил себе. Это изображение Иисуса в той вариации, как его видят ямайцы. Получился графический портрет, красные линии на чёрном фоне. «Это моя самая сакральная работа, — делится Миша, — мне всегда хотелось вкладывать некое духовное зерно в мозаику, смысл».
Ч/б фото героя: Ася Дудина
БЕСПЛАТНЫЙ ОНЛАЙН-КУРС «КАК ВЫСТРОИТЬ БРЕНД ПРОЕКТА»
Курс даёт представление о том, как развитие бренда может повлиять на повышение лояльности к продукту, помочь отстроиться от конкурентов и увеличить реальные финансовые показатели в малом бизнесе.
Проект реализуется фондом «Креативные практики» при поддержке компании «Газпром нефть» в рамках программы «Родные города»
БЕСПЛАТНЫЙ ОНЛАЙН-КУРС «КАК ВЫСТРОИТЬ БРЕНД ПРОЕКТА»
Курс даёт представление о том, как развитие бренда может повлиять на повышение лояльности к продукту, помочь отстроиться от конкурентов и увеличить реальные финансовые показатели в малом бизнесе.