«Экотрип»

Влюблять туристов в сочинскую природу — моя работа. Точнее, я не отношусь к этому как к работе. Это моё дело жизни, от которого я полноценно кайфую. В статье я хочу поделиться своим опытом развития туристического бизнеса и, возможно, вдохновить других сочинцев на создание крутых услуг, которые будут поднимать понятие «сервис» в Сочи на новый качественный уровень.

Я родился в Сочи, и мои родители, братья, сёстры и друзья семьи с самого детства водили меня по многочисленным субтропическим и горным маршрутам Сочи: Агурские водопады, Дзыхринское ущелье, Псахо, Навалищенка, Дурнабел, Ачишхо, Аибга, всевозможные пещеры и куча других мест. Моя любовь к природе зтогда и зародилась. Став старше, у меня не стояло вопроса «чем бы заняться?». Туризм и только туризм!

С подросткового периода я начал водить друзей по маршрутам, а в 19 лет стал заниматься походами (треккингом и хайкингом, как сейчас модно говорить) на коммерческой основе. Создал организацию «Экотрип», сделал сайт, начал развивать соцсети, зарегистрировался на всевозможных агрегаторах, и дело быстро пошло. Через пару лет меня одного перестало хватать на растущий спрос, поэтому пришлось расширяться и брать других гидов в свою команду. Сейчас мы организуем однодневные и многодневные походы по горам, продвигаем спелеотуризм и внедряем каньонинг. Мы сводили тысячи походов и показали природу Сочи десяткам тысяч туристов. Но когда я говорю «дело быстро пошло», это не про везение. Это про подход, благодаря которому удалось так быстро расти. Есть несколько принципов, на которых основывается моя туристическая компания и, мне кажется, такого подхода в Сочи должно быть больше.

Даниил Набоков — сочинец в пятом поколении. Он старательно изучает свой город: богатую природу, историю, архитектуру, локальный колорит и менталитет местных жителей, таких же, как и он. Своими мыслями о Сочи он делится в блоге «Восторг Сочи», а ещё профессионально занимается походным туризмом и знакомит гостей города с каньонами, горами и лесами.

Делать так, чтобы туристы плакали от восторга

Эмоции туристов складываются в основном из двух вещей: маршрута и гида. С маршрутами в Сочи по определению всё хорошо, ведь наша природа — это то, что заставляет отдыхающих возвращаться в наши края. В нашем арсенале есть как самые популярные, оборудованные всем необходимым маршруты, так и авторские, полудикие, по которым не водят другие гиды.

Основную прибыль мы делаем на самых попсовых направлениях, таких как Агурское ущелье, Орлиные скалы, пик Бзерпи и Бзерпинский карниз. Эти места хорошо растиражированы во всех туристических справочниках и соцсетях, поэтому спрос на эти маршруты огромен. Казалось бы, зачем для таких мест нужны гиды и траты денег на них, если тропа максимально проста и её запросто могут пройти люди, которые даже не разбираются в походном деле? На мой взгляд, ответ очевиден, но я часто слышу этот вопрос, а значит не все это понимают.

Мы водим туристов не из точки А в точку Б, а погружаем в историю, колорит, культуру, рассказываем про флору и фауну субтропиков. Я и мои гиды — фанаты и патриоты Сочи. Мы искренне любим свой город, постоянно его изучаем, и туристы это чувствуют и примеряют Сочи на себя, как бы начиная видеть природу и город нашими глазами. Это принципиально важно. Наша задача — зажечь в людях огонь и интерес к городу и природе. Проходить каньоны, реки, леса, пещеры и вершины — это круто. Но когда за внешней картинкой турист слышит и чувствует контент от человека, целиком погруженного в контекст, то ощущения от прохождения тропы на порядок выше, чем при самостоятельном походе.

Я часто встречаю экскурсоводов и гидов, которые рассказывают заученный текст из условной Википедии. Всё это преподносится замученным тоном, без красок и собственной вовлечённости. Мы тоже часто должны рассказывать одно и то же, потому что костяк информации всегда один (например, история становления Сочи как города). Но чтобы это было незазубренным текстом, нужно постоянно углублять свои знания, изучать что-то новое и регулярно менять и дополнять материал, тогда рассказ будет живым. Каждые несколько месяцев наш экскурсионный материал звучит по-разному, потому что если в нём не менять детали, то рассказ станет сухим, а туристы это почувствуют.

Этот лайфхак, если его можно так назвать, работает во всех сферах, будь то экскурсии, общепит или любая другая услуга. Специалист должен расти, а вместе с его ростом видоизменяться услуга, закономерно возрастая в качестве. Тогда продукт будет свежим. Люди будут ощущать, что тебе не всё равно, и ты вовлечённый мастер, а не робот.

Качество материала и вовлечённый гид — это хорошо. Но чтобы компания выходила за рамки стандартных предложений, я регулярно разрабатываю новые маршруты, которые носят бирку «авторские». Моя сильная сторона в том, что я хорошо знаю природу Сочи, поэтому придумывать что-то неординарное несложно. Такие предложения пользуются меньшим спросом, чем распиаренные маршруты, но вызывают в туристах ярчайшие эмоции. Когда ты видишь улыбки людей, мурашки и даже слёзы радости, ты понимаешь, что занимаешься этим не зря. Не бойтесь вводить в свою сферу новые предложения, т. к. благодаря такому подходу, вы покажете людям, что вы не рядовой гид, а специалист. Это двигает индустрию и зарабатывает вам очки на фоне конкурентов. Докажите, что вы можете удивлять — это очень ценно.

Почему нам не надоедает водить по одним и тем же маршрутам

Этот вопрос мы слышим почти ежедневно. У меня есть маршрут, на котором я бывал более 500 раз. Казалось бы, почему я не устал от одного и того же? И снова дело в подходе. В моём случае ответ таков: природа постоянно меняется — где-то выросла новая веточка, где-то упал камень, где-то русло реки поменяло течение. Таких деталей в природе тьма. Если ты умеешь замечать эти мелочи, то это не может надоесть. Следить, как меняется природа безумно увлекательно, и ты можешь чувствовать себя первопроходцем даже тогда, когда бывал на маршруте сотни раз. Я стараюсь всегда смотреть на тропу по-новому, меняя ракурс обзора, замечая то, на что раньше не обращал внимания. Опять же, когда ты идёшь с таким настроем, туристы также будут ощущать твой интерес к делу, что скажется на их восприятии тебя как гида. Считаю это очень важным.

К сожалению, мне слишком часто приходится сталкиваться с людьми, которые забывают, что их работа — это полигон для личного изучения сферы. Нет ничего более неприятного, чем коммуницировать с человеком, который «задолбался» от своего дела. Мой вам совет: даже в выполнении одинаковых действий в сервисе или услуге, научитесь заниматься этим так, как будто вы только учитесь. Пусть ваши клиенты видят, что вы углублённо постигаете мастерство в деле, находя даже в однообразной работе то, что вам нравится. А если вы не можете наслаждаться работой, может, не стоит продолжать? Когда наши гости будут видеть любовь к делу, они увезут в свои города только положительные эмоции от сочинцев, и наша репутация будет расти.

 

Туристы, в первую очередь люди, а потом уже клиенты

Наш диалог с туристами строится так, чтобы после окончания похода мы остались добрыми знакомыми. Входить в доверие и иметь дружеский настрой — ключ к тому, чтобы закрепиться в умах людей. При встрече с туристами мы не начинаем рассказывать экскурсионную программу, а знакомимся: рассказываем, кто мы, и зачем мы занимаемся туризмом, а после представления сразу общаемся с туристами, узнаём их впечатления об отдыхе в Сочи. В процессе прохождения маршрута общение как гида и экскурсантов переходит в неформальные темы, шутки и раскрепощённый диалог. Никаких «вы» кроме пожилых людей, мы сразу переходим в общении на «ты», потому что в горах все равны.

Иногда туристы перерастают в друзей. У меня есть множество примеров, когда туристы становятся теми, с кем я продолжаю общение многие годы, а иногда езжу к ним в гости. Потому что в любой сфере нужно воспринимать людей как людей, а не как клиентов. Там, где это уместно, общайтесь с людьми на простые, бытовые темы, интересуйтесь личностями и адаптируйте общение под их интересы. Отдыхающим важно видеть, что сочинцы относятся к ним не как к ходячим кошелькам, а как к людям, которыми вы искренне интересуетесь. Любовь к людям — ключ к здоровому построению дела. А на юге, где есть чёткий стереотип о «жадных южанах», такой подход великолепно работает на ваш бренд. Но любить людей нужно не из шкурного интереса, а по-настоящему. Люди чувствуют фальшь.

Построение команды

Фишка нашей команды гидов в том, что мы очень разные. Я специализируюсь на современной истории Сочи и много рассказываю о том, как изменился Сочи с моего детства. Людям интересно узнать от коренного сочинца то, как выглядит изнанка жизни в Сочи. Гид Влад — это спец по флоре и фауне, который может накормить туристов в походе растениями и ягодами. Его познания выживания в природе внушают туристам уверенность в безопасности и, как следствие, дружеское доверие. Гид Макс — это познавательная энциклопедия, он в деталях расскажет о жизни тех, кто жил в Сочи до окончания Кавказской войны, о греках и римлянах, убыхах и абазинах. Какие в Сочи скрыты сокровища, и где искать настоящую Колхиду. И другие члены команды — это разносторонние, углублённые люди, которые обожают Сочи. Мне радостно видеть, что у каждого своя специализация и свои сильные стороны. Если у вас своя команда, давайте работникам проявлять себя. Люди влюблённые в своё дело знают, как сделать клиентам круто. Более того,: когда работник выходит из команды и начинает свою деятельность, радуйтесь! Значит, вы взрастили специалиста, который будет создавать качественную конкуренцию, и индустрия от этого только выиграет!

 

Противопоставляться

НВ этом году я стал меньше водить походы сам, а больше заниматься организаторской деятельностью. Результатом этого стала моя первая физическая точка по продажам походов. Она появилась на знаменитой в Сочи площадке «Хоста Спот». История того, как мне удалось заполучить эту локацию, заслуживает отдельного описания.

«Хоста Спот» — это сёрф-станция и кофейня. Её создатель Андрей создал место притяжения людей со всех районов города. Место мегааутентичное и стильное. Сейчас, кстати, Андрей рядом со Спотом строит новое пространство у моря со скейт-площадкой, стритфудом и другими прелестями. Многие годы проходя по Хосте я смотрел на территорию Спота и фантазировал о том, как можно использовать эту площадку. Зимой 2023 года я написал Андрею и предложил взять территорию в аренду как точку для продажи походов. Он не согласился, но и не отказался. Стало ясно, что доверие идейного человека нужно заслужить.

Я попросил свою знакомую художницу Маргариту нарисовать на реальной фотографии мою будущую точку, чтобы Андрей мог увидеть моё видение. С готовым макетом я снова пошёл к Андрею с предложением, и в этот раз он согласился, правда с небольшими правками. В итоге совместными усилиями мы создали новую чилаут зону Спота и уже мою туристическую локацию. Мы сняли глухой забор, покрасили то, что нуждалось в обновлении, я построил стойку, провёл освещение, высадили растения, и 17 июля произошло техническое открытие. Планировали раньше, но майские и июньские дожди немного сместили планы.

Идея вот в чём. Сочи усеян сотнями ларьками-цилиндрами по продажам экскурсий. Мы в шутку называем такие ларьки «вертикальные МРТ». Они увешаны разноцветными листочками в файликах А4, на которых не очень красивыми шрифтами красуются названия экскурсий. Мне кажется, что современный Сочи заслуживает чего-то нового, стильного, и вообще, продажа туристических услуг как-то не очень изменилась с периода 90-х годов. Мне захотелось показать, что представлять туризм в Сочи нужно в новой оболочке, учитывая течение времени. Результатом этой идеи стала моя локация «Экотрип», в которой я потихоньку реализую свои задумки на этот счёт.

Внешний вид локации — это не будка, а пространство с шикарным видом на место впадения реки Хоста в море. На закате вообще красота. Вместо файликов, я поставил вертикальный телевизор, на котором транслируются видео из наших походов и эмоции туристов. Есть много посадочных мест со столиками, где люди могут просто посидеть и отдохнуть под классную музыку. Недавно к нам зашёл парень, который просто так подарил нам камин, потому что ему понравилось место и ему хотелось видеть здесь живой огонь. Просто подарил, потому что прочувствовал качественную атмосферу и поверил в продукт!

Да, у меня есть организаторские ошибки, и я пока не идеальный пример предпринимателя. Но я хочу передать вам другую идею. Вот в Сочи есть устоявшейся бизнес и привычный формат продажи туристических продуктов. Но он морально устарел. Я не вижу в этом стиля и эстетики. Но я верю, что Сочи заслуживает новое дыхание в индустрии туризма. И я пытаюсь показать, как можно реализовать инновационный подход, который будет повышать качество Сочи хотя бы в моей сфере.

Не бойтесь удивлять, не бойтесь переносить ваше видение услуг и сервиса. Сочи — это город новаторства. Но здесь много того, что работает «по рельсам», что здорово надоело отдыхающим и горожанам. Каким бы делом вы ни занимались, работаете ли вы на себя или в компании, выходите на новый уровень. Не поддавайтесь лёгкому пути — это стагнация. Пробуйте, ошибайтесь и опять пробуйте, но главное, делайте Сочи в своей сфере таким, чтобы он становился лучше, красивее и качественнее. Тогда мы поборем стереотип о том, что южане — это только про коммерцию. Я считаю, что южане и сочинцы — про любовь к делу и гостям. Меняйте Сочи!

 

Сочи, ул. Ялтинская, 2/8А
TG ecotripsochi
ecotrip.pro