Цветы и гипс

«А что это?», «А из чего сделано?», «А правда цветы?» — с этими вопросами к Марине Здобновой подходили многие во время первого для её проекта гараж-сейла на «Пятом этаже». Её работы в технике ботанического барельефа для практически каждого были чем-то абсолютно новым. До сих пор на страничку Le Pistik — так называется её мастерская — приходят предложения купить заготовки для гипса, из-за уверенности, что Марина просто «заливает формочки». SCAPP попробовал разобраться в том, что на самом деле такое ботанический барельеф, и как устроена мастерская Le Pistik.

Марина уже более 15 лет занимается озеленением во всевозможных его проявлениях. В 2007 году она переехала из Нижнего Новгорода в Сочи и сразу же устроилась в «Зеленстрой». Проработала там недолго, дальше была череда частных фирм, а перед Олимпийскими играми попала в эко-компанию «Виоти», где приходилось заниматься дендрологическими исследованиями. «Огромный плюс Сочи в том, что ты можешь заниматься озеленением круглый год. Да ещё и с таким ассортиментом растений», — делится Марина.

После Олимпиады девушку позвали на Курорт Красная Поляна (в ту эпоху ещё Горки Город). Тогда создавалась служба по эксплуатации, и им нужен был специалист по озеленению. До Олимпийских игр ни о каком озеленении не было и речи. Марине пришлось всё создавать чуть ли не с нуля. Проработала на этой должности Марина восемь лет до августа 2022 года. А после ушла на руководящую должность в «Swissotel Resort Камелия».

Марина Здобнова

Но история с ботаническим барельефом началась за пару лет до этого. К 2020 году Марина подошла с мыслями о том, что в озеленении ей уже скучно. В этой сфере в условиях Сочи она достигла определённого потолка. Открывать свою фирму ей не хотелось. Зато хотелось проявить себя с более творческой стороны. Предпосылки к этому зарождались ещё до того, во время её визитов в США. «В Америке очень был популярен ручной труд, много персональных выставок. Хотелось видеть что-то такое и у нас», — вспоминает Марина.

В период карантина девушка наткнулась в соцсети на одно завирусившееся видео. На нём от глины медленно отдирали большой и текстурный лист какого-то растения. А на глине оставался очень точный отпечаток этого листа. Марина поначалу даже и не поняла, что это вообще такое. Но видео настолько привлекло её внимание, что она попробовала разобраться во всём этом. Оказалось, что на видео была техника ботанического барельефа.

Итак, что вообще такое ботанический барельеф простыми словами. На раскатанном пласте глины раскладывается композиция из растений. После растения аккуратно скалкой закатываются в глину, чтобы получился чёткий отпечаток. Затем растения вытаскиваются, а сверху всё заливается гипсом. После застывания получается гипсовый барельеф в виде композиции из растений.

Автором видео была Мила Вовк, русскоговорящий блогер из Лос-Анджелеса. Оказалось, что она преподаватель техники ботанического барельефа со своей онлайн-школой. Марина практически сразу же купила курс. «Повезло, что она была русскоговорящей и давала ссылки на покупку сырья в российских магазинах. Это было не просто обучение, а полноценный гид, как начать с нуля», — рассказывает Марина. Девушка приобрела все необходимые для старта материалы — глина, гипс, большая скалка (поначалу обычная кухонная) — и стала пробовать.

Поначалу не получалось. Постоянно выливался гипс — чтобы справиться с этой проблемой Марина стала облеплять глиной стыки формочки-бортиков. Порой не спасало и это, поэтому рабочая зона превращалась в небольшое озерцо из гипса. Надо было правильно подготовить и глину, чтобы, с одной стороны, получался чёткий отпечаток, а с другой, она не застывала. «Очень много нюансов. Очень. В первые разы ты не обращаешь внимание на них. Хочется побыстрее залить гипсом, отслоить его от глины, чтобы получилось красивое панно», — вспоминает Марина.

Но в одном — и очень важном — аспекте у Марины было преимущество. Она умела составлять композиции из растений. Золотое сечение, доминанты, расположения первого и второго планов, сочетание тонких и толстых элементов — всему этому девушке не надо было учиться. «На самом деле, очень сложно объединить в красивую композицию растения. Это только кажется таким простым — взять и положить несколько веточек. Но, скорее всего, получится не композиция, а просто условный забор», — делится Марина. Об этом же говорила и Мила Вовк в своём курсе. По её словам, основа успеха ботанического барельефа — не техника, а умение делать композицию.

Здесь сказался и плюс проживания в Сочи. Российские мастера ботанического барельефа из других городов сильно ограничены в разнообразии растений, а в зимний сезон и вовсе могут полагаться лишь на цветочные магазины (что ещё и финансово накладно). Сочи же даёт максимальное разнообразие для композиций. «А ещё я знаю, что где цветёт. Условно, мне нужен жасмин — я знаю, где могу найти его», — признаётся Марина. Какие-то интересные варианты девушка и вовсе находила во время обычных прогулок по городу.

Ботанический барельеф Марина изначально рассматривала не просто как хобби, а как то, с чем можно было выйти на рынок. Реализовать ту свою идею о более творческой работе. Поэтому с презентацией своего проекта Марина не спешила. Больше года она просто оттачивала технику. В конце 2021 года девушка купила ещё один курс, уже у блогера из России, для более продвинутого уровня. Там рассказывалось, например, как можно окрасить гипс, чтобы барельеф получался цветным. «Это оказалось внезапно очень сложным. Ты добавляешь в гипс строительный колер, а у него разная степень засыхания. Но понимаешь это только на финальном этапе. Ты промучался с композицией, шприцем с тонкой иглой долго наносил гипс в каждую микротрещинку, потом поднимаешь барельеф, а у тебя всё потекло», — вспоминает Марина.

На протяжении практически двух лет Марина не просто оттачивала свою технику, но и искала нужный форм-фактор. «В России условно человек 15-20 занимаются ботаническим барельефом, но все они делают картины, панно. Мне же хотелось создать что-то более функциональное», — рассказывает девушка. Так зародилась идея с небольшой вазочкой. Марина стала помещать в цветочную композицию колбу, которая точно так же вбивалась в глину, а после заливалась гипсом. В неё можно было поставить веточку растения или небольшой цветок. По словам девушки, идея в следующем: не надо ждать большой букет цветов по какому-то поводу, можно радовать саму себя чем-то эстетичным хоть каждый день.

Весной 2022 года Марина поняла, что хочет осенью выйти на рынок. Всё лето девушка создавала первую серию (предыдущие работы она раздавала друзьям и родственникам). Так как коллекция планировалась осенняя, то главной её темой Марина решила сделать плоды. Да, в глину для ботанического барельефа можно закатывать не только цветочки и веточки. Но это гораздо сложнее. «У тебя глина по консистенции как пластилин. Когда я делала работы с лимонами, их чуть ли не молотком надо было вбивать в глину», — вспоминает девушка. В серию вошли барельефы с перчиками, шишками магнолии, кумкватами, лимонами. Отдельной историей стали работы с инжирами — нужно было найти именно дикий инжир, потому что только он обладал необходимой жёсткостью. Хотя не забывала Марина и про «обычные» композиции с цветами и веточками. В серию, помимо вазочек (появился вариант и с двумя колбами), вошли и стандартные панно, а также шкатулки (основа выливалась из гипса) и декоративные плитки для отделки. Марина отсняла свою коллекцию, а последним штрихом стало название Le Pistik — «пестик» с французского, что очень подходило мастерской.

Le Pistik дебютировал на одной из осенних ярмарок на «Пятом этаже». Работы Марины привлекли очень много внимания. К её стенду подходили не только с целью приобрести работы, но и чтобы понять, что это вообще такое. Несколько из барельефов сразу же купили ребята из других стран, оказавшиеся на ярмарке. В декабре 2022 года Марина завела аккаунт Le Pistik и запустила сайт мастерской. Вазочки стоят у неё от 3 800 рублей (от 7 000 рублей за вариант с двумя колбами). Картины начинаются от 6 000 рублей. За два месяца Марина заработала более 100 000 рублей. Было уже и несколько коммерческих заказов: из Ханты-Мансийска и Калининграда. Недавно случился и первый подобный заказ из Сочи — барельефы (плоды личи в чёрном гипсе) захотели в одном из открывающихся ресторанов города.

Сейчас (было актуально на момент сдачи номера в печать — прим. SCAPP) Марина готовит весеннюю коллекцию. Она будет называться «Пробуждение». В её основе первоцветы: морозник, фрезия, мимоза. В планах также к лету подготовить и мастер-класс по ботаническому барельефу.

 

+7 (905) 403 26 56
le-pistik.tilda.ws