Ботаническая живопись

Лето — пора, когда хочется чуть больше, чем обычно, окунуться в природу и приобщиться к ней. Сделаем это с помощью художницы-биофила Оксаны Ищейкиной (биофили́я — свойство личности, ориентированное на любовь к живому и на созидание). Как говорит сама художница о себе: «Просто меня за один бочок укусил Карл Блоссфельд (фотограф, прим. SCAPP), а за другой бочок — Марианна Норт (художница, прим. SCAPP)»

Оксана — коренная сочинка, училась здесь же, а вот работает и творит на территории всего Южного федерального округа. Ей реализованы многие знаковые объекты города, приложила свою руку к таким проектам как «Сочи Парк», ресторанный комплекс D.O.M., игорная зона «Красная Поляна», сеть кофеен Surf Coffee и многим другим. Художница является членом Ассоциации художников ботанического искусства, членом учёного Совета спелеологической секции Сочинского городского отделения «Русского географического общества». А ещё она активно сотрудничает в рамках своей деятельности с природоохранными организациями и ведущими мировыми учёными.

Оксана разными способами старается популяризовать научные знания посредством эстетического восприятия и привлечь внимание к проблеме сохранения редких и исчезающих видов растений.

Каждый слышал «пахнущее нафталином» выражение «природа, воспетая художником»! Так вот, в разговоре с Оксаной мы ясно поняли, что сегодня, в скоростном ритме жизни, в историческом времени, в котором мы живём, нам нужно уметь остановиться, немного оглядеться, увидеть красоту и невероятное в повседневности. Иногда, если нас не ткнуть носом, не каждый заметит расцвет сакуры в Адлере или алычи во дворе. Вывод напросился сам, что все эти красоты, цвета, свет, различные природные потрясения Сочи должны быть замечены нами всеми и воспеты.

«Я лишь вглядываюсь в микромиры с изрядной долей скрупулёзности и, максимально не примешивая себя, передаю удивительные природные формы и доношу их до глаз достопочтенной публики».

Как верно подметила Оксана, если мы и замечаем подарок природы вокруг нас, то уж точно чаще в состоянии ленивого гедониста. Но и тут, благодаря искусству и художнице-ботанисту, мы можем немного просветиться. Например, в творениях Оксаны мы увидим одно из самых интересных растений, которое встречали в Сочи, — «живое ископаемое» куннингамию ланцетовидную. Это растение видело еще динозавров и помнит Юрский период.

«Умение передать объём, создать в рамке листа глубину пространства и воздух — это непередаваемый азарт, танец мысли и кисти, взвинченная охота на тон и цвет…»

Но для чего же реалистично изображать цветы, когда их можно просто высококачественно сфотографировать? По мнению Оксаны, в этом вопросе ботаническая живопись выиграла битву у фотографии. На фото сохраняется много визуального шума, а рисунок позволяет передать всю точность морфологии, важность и красоту объекта, найти выгодный ракурс и композиционное решение. В мозгу происходит химия и начинается что-то волшебное, это может быть настоящая драма. Оксана всегда выберет цветок скорей с изъяном, надломом, отмечая неидеальность мира, в котором мы живём. Органические моменты интересней и зачастую красивей, эмоциональней и правдивей.