Берёзка — от одного только слова порхают бабочки патриотизма головного мозга. Загуглив название на предмет популярности, поисковик выдаёт следующий топ: «Берёзка» — русская народная песня, «Берёзка» — танец-хоровод, «Берёзка» — государственный академический хореографический ансамбль, «Берёзка» — сеть магазинов в Советском Союзе. И понятно, что из логики фольклорного ручейка советского нейминга именно это название ассоциируется с неким символизмом элегантности и уникальности… и так хочется добавить скромности, но нет! Продуманный советский маркетинг при поддержке перманентного дефицита сделал ставку именно на раздражение этого чувства союзного гражданина. Предлагаем вспомнить, как в целом работала эксклюзивная дистрибьюция и почему фирменные пакеты «Берёзка» нередко подвергались стирке.
«Берёзки» были легендарны. В стране с тотальным дефицитом и огромными очередями у советского человека была базовая потребность «доставать из-под полы» то, что выгодно отличалось от валенок. Так и родился потребительский оазис, в котором можно было приобрести практически всё. В нём никогда не было очередей и было прекрасное обслуживание покупателей. Существовал только один неловкий момент: здесь не принимали советские рубли, а валюта была вне закона.
«Берёзки» делились на два типа. К первому относились валютные «Берёзки». Их могли посещать интуристы и дипломаты, которым разрешалось иметь валюту на территории СССР. Ко второму типу относились чековые магазины от «Внешторгбанка» и «Внешпосылторга». Чеки ещё назывались «боны» — это была своеобразная параллельная валюта. Ими выплачивалась зарплата советским специалистам за рубежом: строителям, врачам, педагогам и военным. Помимо «Берёзок» в портовых городах СССР существовали «Альбатросы» системы «Торгмортранса», которые обслуживали советских моряков, ходивших в заграничные рейсы. Боны различались цветами полосок, которые давали допуск к определённым товарным категориям. Самый заветный и ценный был чек дипломата категории «Д», без полоски — полочный all inclusive. Позднее во избежание классового неравенства все чеки привели к единому образцу.
Сочи был одним из первых стратегических городов после столицы, где открыли «берёзовую сеть». Здесь с середины 60-х и до конца 80-х было несколько фирменных локаций: в гостинице «Магнолия», на Приморской набережной на месте сегодняшней кондитерской «Бисквит», в гостинице «Жемчужина» и комплексе «Дагомыс». Также на юге работали два «Альбатроса»: в Морпорту и соседнем Туапсе. Поставки товаров в магазины осуществлялись централизованно из Москвы. Ассортимент был не так богат как в столице, но уверенно шикарен. Что можно было купить здесь? Говоря о яствах — различные виды икры, мясо крабов, всяческие мясные деликатесы, даже консервированное фуа-гра бывало (обидно, но его наши люди недопонимали). Из ширпотреба — добротная мужская и женская одежда, несравнимая по качеству с отечественными аналогами. Там же можно было овладеть настоящими брендовыми товарами типа Chanel. Да-да, тот самый №5 добывался именно в «Берёзке». Тени Christian Dior и тушь Lancome, американские джинсы, итальянская обувь, японские магнитофоны, бытовая техника, мебель, норковые шубы. Меховым ассортиментом особенно хвастал отдел в «Жемчужине».
На фоне всего этого потребительского хайпа крайне успешно процветала теневая вакханалия с фарцовщиками, спекулянтами и валютчиками. Здесь особо страждущие и смелые южные модники на свой страх и риск выменивали различные деньги на заветные чеки. Тогдашний закон определял уголовную ответственность за валюту на руках, и по 88-й статье УК РСФСР (на сленге — «бабочка») можно было «уехать» на сроки до 15 лет. К слову, варианты добычи валюты были тогда весьма разнообразны: в виде наследства или подарков за различные услуги типа переводов и проституции. В Сочи этот департамент всегда был кормовым, целевыми его клиентами были финны, югославы, гэдээровцы, поляки, болгары.
Сочи был одним из первых стратегических городов после столицы, где открыли «берёзовую сеть». Здесь с середины 60-х и до конца 80-х было несколько фирменных локаций: в гостинице «Магнолия», на Приморской набережной на месте сегодняшней кондитерской «Бисквит», в гостинице «Жемчужина» и комплексе «Дагомыс». Также на юге работали два «Альбатроса»: в Морпорту и соседнем Туапсе. Поставки товаров в магазины осуществлялись централизованно из Москвы. Ассортимент был не так богат как в столице, но уверенно шикарен. Что можно было купить здесь? Говоря о яствах — различные виды икры, мясо крабов, всяческие мясные деликатесы, даже консервированное фуа-гра бывало (обидно, но его наши люди недопонимали). Из ширпотреба — добротная мужская и женская одежда, несравнимая по качеству с отечественными аналогами. Там же можно было овладеть настоящими брендовыми товарами типа Chanel. Да-да, тот самый №5 добывался именно в «Берёзке». Тени Christian Dior и тушь Lancome, американские джинсы, итальянская обувь, японские магнитофоны, бытовая техника, мебель, норковые шубы. Меховым ассортиментом особенно хвастал отдел в «Жемчужине».
На фоне всего этого потребительского хайпа крайне успешно процветала теневая вакханалия с фарцовщиками, спекулянтами и валютчиками. Здесь особо страждущие и смелые южные модники на свой страх и риск выменивали различные деньги на заветные чеки. Тогдашний закон определял уголовную ответственность за валюту на руках, и по 88-й статье УК РСФСР (на сленге — «бабочка») можно было «уехать» на сроки до 15 лет. К слову, варианты добычи валюты были тогда весьма разнообразны: в виде наследства или подарков за различные услуги типа переводов и проституции. В Сочи этот департамент всегда был кормовым, целевыми его клиентами были финны, югославы, гэдээровцы, поляки, болгары.
Забавный факт из воспоминаний старожилов. Малолетняя южная шпана тоже разживалась заграничными трофеями из жвачек, зажигалок, ручек, значков и прочей мелочи. Предприимчивые октябрята пасли иностранцев у фирменных магазинов и очаровательно выклянчивали или выменивали безделушки. Далее спекулятивным образом продавали это добро менее ушлым сверстникам. Зоны «отработки» у юных менял распределялись по-взрослому: «Жемчужина», например, крепилась за 9-й школой, соседние интуристские объекты обрабатывала школота центрального района. Нередко молодые антисоветчики попадали под педагогический расстрел, но это не спасало изображение дедушки-вождя на школьных значках, периодически отъезжающего «в заграницы» в карманах добродушных туристов!
Отдельной мечтой многих советских девушек было работать в такой элитарной и запредельной «Берёзке». Устраивали туда через систему «Интурист», разумеется, при посредничестве «высоких друзей». Требовалось пройти чекап структурой КГБ и кастинг по следующим параметрам: безупречные внешние данные, уверенное знание иностранного языка и, выражаясь современным языком, клиентоориентированность. Продавцы «Берёзок» своей упругой грудью респектабельно представляли первую торговую линию государства. Помимо выгодной и личностратегической трудовой позиции, работники имели легальный бонус — частично отоваривать свою з/п не отходя от кассы.
И наконец, что мы знаем о пакетах? Американский мир их начал использовать ещё в 50-х, а запатентовали пакет в Европе в 1965 году. Граждане СССР впервые увидели пакеты именно в валютных «Берёзках». В чековых магазинах по старинке покупки заворачивали в фирменную упаковочную бумагу, и только в 80-х полиэтиленовые гаджеты появились у «Внешпосылторга». Пакеты отсутствовали в обычной торговой сети, поэтому становились предметом спекуляции. Цена с рук — от 5 до 15 рублей, и это при средней з/п в 130 рублей! Неудивительно, что стирка пакетов была обычным явлением в СССР, а чтобы уменьшить нагрузку, в новый пакет особо бережливые граждане вкладывали более поношенный. Так пакет «Берёзка» стал амбассадором манящего и «тлетворного влияния Запада».
Забавный факт из воспоминаний старожилов. Малолетняя южная шпана тоже разживалась заграничными трофеями из жвачек, зажигалок, ручек, значков и прочей мелочи. Предприимчивые октябрята пасли иностранцев у фирменных магазинов и очаровательно выклянчивали или выменивали безделушки. Далее спекулятивным образом продавали это добро менее ушлым сверстникам. Зоны «отработки» у юных менял распределялись по-взрослому: «Жемчужина», например, крепилась за 9-й школой, соседние интуристские объекты обрабатывала школота центрального района. Нередко молодые антисоветчики попадали под педагогический расстрел, но это не спасало изображение дедушки-вождя на школьных значках, периодически отъезжающего «в заграницы» в карманах добродушных туристов!
Отдельной мечтой многих советских девушек было работать в такой элитарной и запредельной «Берёзке». Устраивали туда через систему «Интурист», разумеется, при посредничестве «высоких друзей». Требовалось пройти чекап структурой КГБ и кастинг по следующим параметрам: безупречные внешние данные, уверенное знание иностранного языка и, выражаясь современным языком, клиентоориентированность. Продавцы «Берёзок» своей упругой грудью респектабельно представляли первую торговую линию государства. Помимо выгодной и личностратегической трудовой позиции, работники имели легальный бонус — частично отоваривать свою з/п не отходя от кассы.
И наконец, что мы знаем о пакетах? Американский мир их начал использовать ещё в 50-х, а запатентовали пакет в Европе в 1965 году. Граждане СССР впервые увидели пакеты именно в валютных «Берёзках». В чековых магазинах по старинке покупки заворачивали в фирменную упаковочную бумагу, и только в 80-х полиэтиленовые гаджеты появились у «Внешпосылторга». Пакеты отсутствовали в обычной торговой сети, поэтому становились предметом спекуляции. Цена с рук — от 5 до 15 рублей, и это при средней з/п в 130 рублей! Неудивительно, что стирка пакетов была обычным явлением в СССР, а чтобы уменьшить нагрузку, в новый пакет особо бережливые граждане вкладывали более поношенный. Так пакет «Берёзка» стал амбассадором манящего и «тлетворного влияния Запада».