История аэронавта, перелетевшего Кавказский хребет


Одним из самых популярных аттракционов прошлым летом стал воздушный шар в парке «Солох-Аул» — уверены, вы хоть раз видели его в своей ленте. Но воздушные шары и воздухоплавание — это не только коммерция в формате «подняться вверх на 50 метров, не отстёгивая тросики», но и вполне себе «трушный» вид спорта и экстремальное развлечение. SCAPP поговорил с настоящим аэронавтом Сергеем Латыповым, который перелетел Кавказский хребет, покорил Эльбрус, и чей шар абсолютно случайно попал на обложку нашего предыдущего номера.

Воздушный шар — полноценный летательный аппарат. Для него надо получать свидетельство о регистрации, бортовые номера, проходить каждый год техосмотр. Чтобы стать пилотом, необходимо окончить специальную школу — в общем, всё точно так же, как и при получении водительских прав. Только вот лётных школ намного меньше — всего парочка по стране.

Лучший пилот страны

Обстоятельства не могли сложиться иначе. Отец Сергея — Валерий Георгиевич Латыпов — один из создателей первого теплового аэростата в СССР. Он и сейчас занимается проектированием воздушных шаров под брендом «АэроНаТЦ», на которых, собственно, и летает Сергей. Впервые в свободном полёте Латыпов младший побывал в возрасте 10 лет, а как только исполнилось 18-ть, поступил в лётную школу.

Первое же участие в Чемпионате России по воздухоплаванию в 2004 году принесло Латыпову «бронзу». С 2008-го Сергей — лидер российской сборной и национального рейтинга, да и просто лучший пилот страны. Есть успехи и на международном уровне: на последнем Чемпионате Европы — «серебро», а на Чемпионате мира — «бронза».

В 2016 году, празднуя день рождения, Сергей внезапно предложил просто пойти полетать. Рядом был городок Калязин, известный своей наполовину затопленной церковью. В 4:30 утра компания уже была на точке старта. Запустили шар-зонд (обычный гелиевый шар), чтобы уточнить направление воздушных потоков, а спустя 10 минут уже пролетали рядом с церковью. Благодаря этому полёту Сергей получил не только впечатляющие фото и видео с квадрокоптеров, но и понимание о том, сколько красивых мест есть в России, которые можно рассмотреть с воздушного шара. Через год с этой мыслью ребята и перелетели через Кавказский хребет.

4 000 метров над уровнем моря

О полётах над горами Сергей и его команда Aeronuts (созвучное «АэроНаТЦ» и глубокомысленное) задумывались ещё с 2010 года. Виной всему Альпы — европейцы над ними летают довольно активно. Перелёт над Кавказским хребтом идеально вписывался в эту концепцию, тем более никто и никогда этого ещё не делал. Стартовали в мае 2017-го в Сочи. Приехали на «Роза Хутор» за сутки до старта, закинули на высоту 1 800 метров (оттуда и взлетали) груз, а на рассвете полетели.

Несмотря на внешнюю безбашенность идеи, полёт проходил в штатном режиме: специального оборудования и кислородных баллонов не требовалось, для летательного аппарата это была вполне рабочая высота. Единственное, расход газа из-за разряженного воздуха был значительно выше. По плану шар должен был лететь через хребет на северо-восток, где через 50 километров начинались равнины, но приземление пришлось совершить на плато рядом с Псебаем через два часа, вместо запланированных четырёх.

 

Эльбрус

С Эльбрусом у Сергея случилось забавное совпадение. Всё в том же 2010 году он и его команда приняли участие в «Зимней фиесте» в Альпах. Для неё ребята подготовили крашенный прицеп, в котором везли свой шар через всю Европу. Прицеп забрендировали собственной символикой, изобразив шары на фоне главного горного символа России — Эльбруса. От прицепа до полёта прошло восемь лет.

Эльбрус — это 5 642 метра. Высота полёта над ним — это все семь километров. Тут уже была необходима особая подготовка: парни тренировались летать на таких высотах, учились пользоваться кислородным баллоном, готовили нестандартное оборудование, навесили кислородную горелку. Тренировались даже прыгать с парашютом, но отказались от этой идеи — слишком тяжёлые, да и воспользоваться ими все равно вряд ли бы успели.

Традиционные правила чемпионатов по воздухоплаванию обусловлены физическими особенностями перемещения воздушных шаров. Конечную точку дистанции никто не может установить заранее. Шар перемещается с воздушной массой и всё, что в силах аэронавта — это подруливать, изменяя высоту, чтобы ловить разные воздушные потоки и корректировать маршрут хотя бы в рамках 30 градусов. Поэтому чемпионаты выглядят так: участникам дают несколько точек, в которые нужно попасть маркером (лента 170 см с прикреплённым грузом весом в 70 г). За попадания начисляются очки, всего за один лётный день может быть до восьми упражнений.
Всё воздушное пространство поделено на зоны и, чтобы занять какую-то из них, нужно предоставить план полёта, который составляется заранее, исходя из прогнозов воздушных потоков. Сейчас он подаётся онлайн: декларируешь точки старта и приземления (либо точку старта с радиусом полёта), заявку подтверждают, и диспетчер закрывает зону, отправляя другие судна вокруг. Во время полёта ты должен связаться с диспетчером и подтвердить, что всё Ok.

Не всё прошло гладко. Первый полёт запланировали на 22 мая. Точкой старта стал Домбай, что в 60 километрах западнее Эльбруса. Увы, в день икс небо затянуло облаками из-за сильного западного ветра — об Эльбрусе не могло идти и речи. Тем не менее, парни решили не тратить день впустую и просто совершили полёт над горами: сначала на север, чтобы уйти от вершин, а потом на восток. Получили не только крутые эмоции и снимки, но и важный для итогового перелёта опыт.

После неудачного старта нужно было выждать погодное окно. Оно открылось на первые числа июня. Приехали в Домбай, запланировав старт на 2 июня, но вновь помешала облачность. Решили поменять точку старта и переехали в Поляну Азау, небольшой посёлок, расположенный у самого подножья Эльбруса. Вечером провели брифинг и на следующее утро вылетели. Полёт проходил четыре часа, за это время шар преодолел дистанцию в 75 километров. От Эльбруса пролетели на расстоянии в пять километров — не то чтобы рукой потрогать вершину, но около того. Полёт прошёл успешно, без каких-либо злоключений, как и посадка, хотя с собой брали еду с расчётом на сутки в горах. Приземлились на склоне в двухсот метрах от дороги рядом с селом Кичи-Балык.

Эльбрус — самая высокая точка Европы и, казалось бы, «куда выше». Но, говоря о планах, Сергей лаконично отвечает, что их много и никогда не надо переставать мечтать. В конце концов, Эльбрус — высшая точка Европы, а не планеты.

Фото: Сергей Шакуто, Андрей Галинский