«Союз «заказчик—дизайнер» — это всегда история с непредсказуемым финалом»

Имя Марии Ксенофонтовой стало известным после успеха «Мамай-Кале» — ресторан в Сочи, где она отвечала за архитектуру и дизайн. Сегодня в её активе несколько проектов частных интерьеров, активная работа над загородным клубом в Подмосковье и руководство собственной студией архитектуры и дизайна. Мы поговорили с Марией о превратностях удалённой работы, узнали, как не стать заложником одного проекта и насколько важно быть с заказчиком на одной волне.

 

«Мамай-Кале» — одна из ваших самых красивых работ, которая сразу принесла вам имя. Как вы справились с успехом и перебороли страх «второй книги». Был ли он вообще?

«Мамай-Кале» — мой первый большой проект. Это яркий старт, но ещё и планка, которую всегда нужно стремиться перепрыгнуть. Каждый следующий проект должен быть не менее ярким и запоминающимся, в идеале лучше предыдущего. И тут важно не уйти в копирование самого себя и не начать делать то же самое.

У вас нет страха остаться «дизайнером одного проекта»?

Есть такая тенденция — брать объёмами, количеством проектов, но это не мой путь. Мне нравится решать большие сложные задачи. У одного нашего проекта 23 гектара земли, и впоследствии они превратятся в 108. Это масштабная долговременная история, которую не решишь за пару месяцев, поэтому меня не страшит, что я два года могу молчать. Как по мне, лучше меньше, да лучше. Я за качество и глубину.

 

Мы говорим о загородном клубе в Подмосковье?

Да, это загородный клуб, в котором есть отель, ресторан, банкетный холл, большая прогулочная и рекреационная территории. Заказчики были вдохновлены рестораном «Мамай-Кале», и ждут результат не менее впечатляющий. Это огромный комплекс, строительство которого близится к финалу.

 

Ваша студия занимается сейчас ещё чем-то, кроме подмосковного загородного клуба?

Да, у нас есть ещё три маленьких сочинских проекта. Для нас важно выстраивать долгосрочные отношения, поэтому к нам возвращаются люди, с которыми мы работали раньше. Например, после «Мамай-Кале» мы сделали очень уютный проект — таунхаус в жилом комплексе «Лазурный берег». Я его искренне люблю, и заказчики отвечают мне взаимностью. Сейчас мы заканчиваем офис в Сочи для их семьи, и дальше будем работать над внутренним наполнением коттеджей под продажу.

Фото: Роман Демченко

Фото: Роман Демченко

Сколько людей работает в студии?

Девять человек, половина на удалёнке. И это проблема, потому что в офлайн работается веселее, интереснее, быстрее. Один из сотрудников находится во Франции, часть коллег в Ростове — там шикарная обучающая база, я сама окончила Ростовскую академию. А вот в Сочи с дистанционной работой всё сложно.

 

Ваша студия специализируется на проектировании частных апартаментов и вилл, общественных пространств в сфере HoReCa и Retail. С какими проектами вам нравится работать больше?

Я бы хотела браться только за общественные интерьеры. Меня привлекают их динамика, масштаб и уровень ответственности. Но мне настолько нравится создавать уютные пространства, что мы всё же попадаем в частное проектирование. Хорошо, что нам везёт на хороших заказчиков с прекрасным чувством стиля, и особенно приятно, что они сами находят и выбирают нас.

 

Мэтч с заказчиком — насколько это важно для вас? И как часто он случается?

Вообще редко. Пара «заказчик—дизайнер» — это всегда риск с обеих сторон. Если на пять заказчиков приходится один мэтч — это уже хорошо. У меня так было с семьёй, для которой мы делали таунхаус в «Лазурном береге». В итоге мы на протяжении трёх лет работаем вместе, для меня это просто отрада.

Фото: Михаил Чекалов

Какой ваш проект самый любимый и почему?

Частный интерьер — таунхаус в Сочи, общественный — «Мамай-Кале». Мне нравится, что это пространство, как живой организм, очень органично трансформируется под потребности гостей, оно не статично и не застыло во времени, а живёт и дышит. Спустя три года мы понимаем, что все принятые во время проектирования решения полностью оправдали себя, оказались правильными и верными.

 

Вы увлекаетесь предметным дизайном?

Да, мне это безумно интересно. Я регулярно посещаю выставки современного искусства в России и Европе, не пропускаю Cosmoscow, смотрю на то, что сейчас предлагают галереи. Сейчас всё больше галерей продвигают русский предметный дизайн. Ещё мне нравится сочинский проект MAGOFCC. Они делают качественные, интересные вещи, которые я покупаю себе домой и в проекты.

 

Есть ли студии, за которыми вы следите?

Я очень уважаю архитектуру бюро Chado, у них безупречное чувство вкуса. Если я не смогу сделать для кого-то дом, то посоветую Chado. Кстати, дом для нашей семьи в Красной Поляне проектируют именно они. Ещё нравятся работы Екатерины Лашмановой из Москвы и то, как она гармонично вписывает этнику в пространство. Если говорить про успех российской студии на мировом рынке, то это, конечно, Crosby Studios Гарри Нуриева. Они очень крутые: каждый год выставляются на Miami Design Week, сотрудничают с Balenciaga и сейчас набирают популярность во Франции.

 

Квартира для коктейлей, апартаменты для молодого человека — в ваших проектах прослеживается история отельного шика. Откуда это?

Это всё влияние Сочи и его курортной атмосферы. Квартира для коктейлей — очень небанальный проект. Заказчикам нужна была шикарная квартира для вечеринок, место, где можно приятно провести вечер или ночь, не уезжая в свой дом за городом. Апартаменты для молодого человека изначально задумывались как отельная история с перспективой продать их под номер. Отсюда много дерева, шпона и общая лаконичность, которые ассоциируются с отельным стилем.

Фото: Роман Демченко

А в подмосковном проекте загородного клуба что продиктовало общую концепцию?

Загородный клуб называется «Ближняя Дача» — собственно, это и есть концепция: деревянная дача за городом. Мы пришли к идее французского шале, при этом все дома разные, каждый со своим характером. Я думаю, что этот проект будет пользоваться популярностью, потому что он вне времени.

 

Что для вас источник вдохновения?

Мой главный источник вдохновения — заказчик и само место. Если говорить о каких-то жизненных вещах, то это музыка. Бывает не можешь ничего придумать, а потом включаешь живой концерт Florence and the Machine и начинаешь творить без остановки. Или, например, в прошлом году я попала на выставку «Брат Иван» — это коллекция импрессионизма братьев Морозовых. Смотришь на полотна и понимаешь, сколько в них собрано цветов. Тебе просто нужно взять это полотно и перенести его в интерьер. В общем, если у меня ступор, я просто иду в музей.

 

Есть какие-то планы на будущее?

Я активно ищу помещение под свою студию в центре Сочи, которую хочу совместить с креативным пространством, где можно будет устраивать вечер какого-то художника или выставлять картины.

 

А мечта есть?

Есть. И глобальная. Мечтаю открыть в Сочи функциональный арт-центр с классными предметами и мебелью, из которых можно будет за один день создать в своём доме уют и гармонию. При этом менеджеры-стилисты интерьера помогут не ошибиться с выбором и подскажут лучшие варианты.