Изучение повседневности: как снять кино из окна


19 мая прошла презентация онлайн-школы Vector, на которой выступила Марина Разбежкина — режиссер-документалист и один из преподавателей курса «Городские парадоксы». «Городской конструктор» публикует часть ее выступления, в котором она рассказывает, зачем снимать фильмы из окна, почему надо исследовать пространство с помощью камеры и как это все связано с предпринимательством.

Когда я была в Китае, я сняла фильм из окна. У меня не было времени снимать другое кино, но каждое утро я вставала в 5 утра и ставила на одно и то же место на подоконник камеру. И в течение четырех часов, до тех пор, пока за мной не приезжала машина, чтобы везти в институт, камера снимала все окружающее пространство, что я видела из окна. Это было невероятное пространство. Сейчас у меня 60 часов китайского пространства. Смотреть это увлекательно, это затягивает. Но я понимаю, что, кроме меня, мало сумасшедших, которые хотели бы это видеть 60 часов подряд, и сейчас я делаю вменяемый по форме фильм из этого.

 

2

 

Чем было интересно это пространство? В нем очень любопытно существовали люди. Оно было многоплановое, чего практически не найдешь в городах и чего нет в европейских городах. Два дня назад я вернулась из Португалии, и там тоже многоплановое пространство, но только в бедных районах. И окно моего общежития смотрело на бедный квартал. И я поняла, что бедное пространство гораздо более изощренное, чем дорогое богатое пространство. Буквально рядом, справа в Китае стояли дорогие дома, и они были прямые, как солдаты Вермахта. А слева стояли бедные дома, в которых было много подстроек, надстроек, внешние лестницы, внутренние. И люди обживали это пространство по-своему, придавали этому новые функции.

Я люблю съемки из окна, и режиссеры любят. Во-первых, все ленивые, гораздо проще поставить камеру и смотреть из окна, это интересное занятие само по себе, и одновременно у тебя есть иллюзия, что ты работаешь. У нас первое задание в курсе (первый курс «Городские парадоксы: как исследовать повседневность») — заставить человека подойти к окну и попытаться исследовать с помощью видеокамеры пространство, которое он видит. Он обнаружит там очень много интересного.

 

17924240333_3313e5fbf8_b (1)

 

Вообще, любая инициатива, любое дело начинается с изучения близкого пространства, когда вы его изучаете досконально, детально. Своим студентам я часто даю упражнение, когда они должны фиксировать глазом какие-то события, называется «неснятое кино». Поиграйте в это неснятое кино. Во-первых, это дешевое занятие — не снимать кино. И очень увлекательная игра. Допустим, я до сих пор, когда езжу в метро и даю это задание студентам, я рассматриваю людей и пытаюсь понять, кто этот мужчина, есть ли у него жена, что он ел на завтрак, кем он работает, сколько зарабатывает, чем он занимается вечером. Это невероятно интересное включение в историю незнакомого человека.

Однажды передо мной сидел мужчина, я начала его рассматривать, и вдруг обнаружила, что ничего про него не понимаю. Это меня очень задело. Я научилась понимать что-то о людях, только глядя на них, — в этом нет ничего фантастического. Если вы будете развивать свой глаз, вы этому тоже научитесь. А здесь ничего. Передо мной был человек, который не выдавал никакой информации: ни его лицо, ни одежда, ни руки не выдавали никакой информации. Это меня так задело, что я вышла вслед за ним не на своей станции. Мне надо было понять, куда он идет. Это было утро, было понятно, что он идет на работу. Это был центр, я шла за ним. Он вошел в дом, около которого стояла охрана, на доме не было вывесок. В дом меня не пустили. Значит, этот дом оказался тоже неразговорчивый.

Но дальше началось самое интересное. Я запомнила номер дома и улицу и полезла в интернет, когда пришла домой, чтобы посмотреть, что же здесь. Как вы считаете, что я нашла? Хорошо бы, если бы я нашла КГБ. Этого дома не было в интернете, его не существовало. Я столкнулась с человеком, которого нет, потому что он работает в доме, которого нет, и он занимается чем-то, что невозможно обнаружить. До сих пор он для меня некая тайна.

Вы же будете заниматься реальностью, и мы, кинематографисты-документалисты, тем более занимаемся реальностью. Сегодня есть такая интересная концепция реальности: реальность — это то, во что ты веришь. Реальности как таковой не существует, это то, во что ты поверил. Есть замечательная канадская актриса Сара Полли, и у нее есть фильм «История моей семьи», он есть в интернете, советую посмотреть. Это очень хорошее кино, и оно очень знаковое для сегодняшнего понимания реальности. Сара Полли рассказывает историю своей семьи, она длинная, запутанная. Сара Полли рассказывает о том, что мать ее умерла, когда ей было 10 лет, и когда ей исполнилось 16 лет, ей сказали, что у нее другой отец, не тот, который у трех ее братьев и сестер. И она начала искать отца.

 

1

 

Так как мама была знаменитой актрисой, то Сара Полли рассматривает много хроники, чтобы увидеть, кто из мужчин был приближен к ней, чтобы обнаружить таким образом отца. И это очень увлекательный рассказ, она ходит по этой хронике, рассматривает, как она похожа на кого-то или нет, где и когда познакомился этот мужчина с ее мамой, может ли он быть ее настоящим отцом? И вдруг мы видим всех людей, которые были в хронике и которые назывались «мама», «папа», мы их видим за столом в ее актерском доме. Мы понимаем, что это было mocumentary. Это не имеет никакого отношения к рубленому топором mocumentary на телевизоре. Было сделано так, что она провела всех документалистов. Но самое интересное, что никто не хотел поверить, что это не документ, несмотря на то что она предъявила актеров.

И тогда возникает эта формула: реальность — это то, во что вы верите. То есть вы, разглядывая реальность, имея дело с реальностью, можете ее представить так, что она или исчезнет, или вы заставите своих интерпретаторов поверить в эту реальность. Это все на самом деле очень интересные вопросы, которые должен себе задавать, мне кажется, любой предприниматель. Пусть он сапоги тачает, это совершенно неважно. Мы же ведем речь о совершенно другом типе предпринимательства, который вырастает не просто из функции. Смысл не в том, чтобы заработать деньги, а в том, чтобы сделать проект, которого еще не было и который будет интересен вам по-человечески, с которым вы можете прожить какую-то часть жизни и заработать какие-то деньги, что тоже немаловажно.

Поэтому интерес к реальности, мне кажется, — один из самых главных интересов, который сегодня должен вести человека.

 

Полная версия выступления.

 

Пройти практический мини-курс документального кино с Мариной Разбежкиной можно здесь.

 


Vector


Фото: David Yu, кадр из фильма Stories We Tell, Hans Veneman, Paulisson Miura